Берите пример с Финляндии!
Как сделать город комфортным и избавить его от пробок? Если посмотреть на то, что происходит в России, может показаться, что нужно бесконечно расширять автодороги, строить подземные переходы, а также возводить заборы, чтобы жалкие людишки не выбегали на дорогу и не мешали рассекать по городу на автомобиле. Но так проблему с пробками решить не получится. Если вы развиваете только автомобильную инфраструктуру, то это будет лишь усугублять ситуацию – еще больше людей будут использовать личный автомобиль как средство передвижения, из-за чего снова возникнут заторы на дорогах. На самом деле проблему пробок нужно решать иначе – мотивировать людей не использовать автомобиль, если можно добраться до нужного места другим способом, то есть создавать удобный общественный транспорт и всячески поощрять передвижение на велосипеде.
С велосипедами у нас всегда были какие-то сложности. Любое обсуждение создания велоинфраструктуры сводится к тому, что в России какой-то особый климат, и ездить на велосипеде можно только несколько месяцев в году, а всё остальное время он будет без дела стоять в прихожей. И это несмотря на опыт других стран с похожим климатом, где люди спокойно используют велосипед и зимой.
Для того, чтобы у людей возникло желание поехать на велосипеде в магазин или на работу, нужно для начала создать соответствующие условия, сделать так, чтобы передвижение на двухколесном транспорте было максимально комфортным, удобным и безопасным, и речь не только про строительство велодорожек и парковок.
Сегодня хочу рассказать про Финляндию, где летом вступает в силу новый закон, который сделает движение на велосипеде еще комфортнее.
1 июня 2020 года в Финляндии заработает новый закон, регулирующий взаимоотношение между велосипедистами и другими участниками дорожного движения. Всего в новом законе почти 200 параграфов, но я хочу обратить ваше внимание на новые дорожные знаки.
Первый знак вполне обычный – "Уступить дорогу велосипедисту на дорожном переходе". Он сообщает, что другие транспортные средства (включая трамваи) должны пропустить велосипед на переходе.
Второй же знак "Велосипедная улица" интереснее. По сути, он устанавливает приоритет велосипедистов перед автомобилями на улице. Более того, остальные участники движения должны будут снижать свою скорость и не мешать движению двухколесного транспорта. Марьо Иммонен, эксперт из Управления транспорта и связи Traficom сообщил финской телерадиокомпании Yle, что в зоне действия знака все остальные виды транспорта будут обязаны подстраиваться под скорость велосипеда и обеспечивать велосипедистам беспрепятственное движение.
Не на всех улицах, особенно в историческом центре, есть возможность убрать автомобили и сделать отдельные велополосы. И движение на велосипеде в таком случае может быть не самым приятным. Если вы когда-нибудь пробовали ехать по улице, где рядом с вами проносятся автомобили, то точно знаете, что подобную поездку сложно назвать комфортной и безопасной, особенно в России, где скорость движения машин по городу может спокойно достигать 80 км/ч. В Финляндии, конечно, скорость езды существенно меньше, но теперь финны еще и начнут создавать улицы, где все будут подстраиваться под скорость велосипеда.
Как так? Финляндия делает ставку не на автомобили, а на велосипеды? А как же климат? А как же снег и минусовая температура зимой?
Велосипедное движение вообще развивается в Финляндии комплексно. В Хельсинки вы без труда найдете велодорожки – не все из них сделаны идеально, но есть и очень хорошие примеры. Вот, например, отдельная полоса для велосипедов на набережной, где обеспечено грамотное разделение потоков.
В новых домах часть помещений на первом этаже отводится велосипедным боксам.
Или вот зелёная велопарковка во дворе. Далеко не все даже привязывают велосипед.
На станциях метро в Хельсинки есть лифты, причем достаточно большие, поэтому в них можно спускать и поднимать велосипеды.
В поездах метро есть специальные вагоны для велосипедов.
Есть даже школьные велостоянки!
Представляете? То есть дети в Финляндии не ездят с родителями, которые оправдывают наличие личного автомобиля ребёнком, которого нужно отвезти в школу. Нет – детишки едут учиться сами, а потом самостоятельно могут поехать куда захотят, не дожидаясь, что мама или папа отвезут их домой.
И климат в Финляндии схож с московским, разве что снега выпадает поменьше. Но это вопрос уборки улиц, а не использования велосипеда зимой, не говоря о бесснежных месяцах. Удивительно, но если создавать нормальную велоинфраструктуру, то люди будут ездить на велосипедах.
Просто финны понимают, что велосипед – не для парков или деревни, велосипед – для быстрых поездок на короткие расстояния. Велосипед занимает мало места, не портит воздух, он полезнее для здоровья и стимулирует экономическую активность населения, поэтому здесь активно и развивают этот вид транспорта. Велосипед же в комбинации с общественным транспортом – самое эффективное решение для города.