Хельсинки: если у вас нет машины
Представим, что вы живете в Хельсинки и у вас нет автомобиля. Специально для таких случаев в финской столице создали очень неплохую систему общественного транспорта! Тут вам и трамвай, и отличные ТПУ, и автобусы. Есть даже неплохая велоинфраструктура, хотя до других европейских стран она не дотягивает.
01. Начнем с аэропорта. Там туристов встречают чучела животных! Они лежат под стеклом в зоне выдачи багажа. Если честно, выглядит жутковато. Не припомню, чтобы еще где-то было подобное.
02. Но нам в аэропорту интересны не дохлые звери, а навигация! Заблудиться в хельсинском аэропорту сложно. Хороший пример, как надо делать. Везде большие яркие указатели, сразу понятно, куда нужно идти.
03. Не нужно глазами выискивать маленькие таблички, Сразу видно, где выход и куда идти, чтобы попасть на поезд.
04. В сложных и больших транспортных узлах, особенно там, где многие люди оказываются впервые, очень важно сделать хорошую и понятную навигацию, чтобы люди понимали, куда им идти. Так они не будут толпиться, останавливаться, создавать суету и задерживать других людей. Аэропорт Хельсинки в этом плане хороший пример. Огромная навигация тут стала частью интерьера. То есть это не просто указатели, а часть внутреннего дизайна.
05. Спускаемся на подземную станцию на электричку. Стены декорированы под кору березы.
06. Вокзал Хельсинки. Кстати, в Выборге когда-то был очень похожий вокзал, но он уже давно разрушен.
07. Здание вокзала является памятником архитектуры, оно было построено в 1904-1914 годах финским архитектором Элиелем Саариненом.
08. Вокзал обслуживает пригородные и междугородние маршруты. Управляет поездами компания VR.
09. В последние годы она много инвестирует в обновление подвижного состава, поэтому на многих маршрутах уже можно наблюдать современные и экологичные поезда. В расписании они обозначены зеленым цветом.
10. Двухэтажный поезд.
11. В вагонах есть места для велосипедов и колясок, вход на одном уровне, так что и инвалид заедет, и женщина с ребенком. Удобно!
12. Цены билетов на общественный. Билет на 1 день стоит 9 евро.
13. Штраф за безбилетный проезд — 80 евро. При этом стоимость билета тоже придется оплатить. Турникетов тут нет, кстати. Во многих странах турникетов нет даже в метро, например в той же Германии. Многие думают, что если в метро убрать турникеты, то народ перестанет оплачивать поездки. Это не совсем так. Тут главное хорошо отладить систему взымания штрафов. Принцип такой – штраф должен быть таким, чтобы пойманные зайцы оплачивали всех непойманных. Например, билет стоит 10 рублей. Вы можете эффективно ловить одного зайца из 100. Тогда штраф за безбилетный проезд должен быть 1000 рублей. Если систему нормально отладить, то количество безбилетников будет снижаться, а вы будете экономить много денег на турникетах и контроле прохода.
14. Если пассажир пользуется транспортной картой, то ему нужно оплатить поездку в терминале. Есть возможность заплатить сразу за несколько пассажиров.
15. Везде висят инструкции, как пользоваться разными терминалами. Они сразу на трех языках: финском, шведском и английском.
16. На каждой станции метро помимо плана висит трехмерная модель станции.
17. Вход в метро.
18. На всех станциях метро, где я был, есть лифты. Они большие, и в них можно спускать и поднимать велосипеды.
19. На старых станциях кабина лифта движется параллельно эскалатору. Хорошее решение на тот случай, когда лифты невозможно разместить вертикально.
20. Вход в лифт слева.
21. У станций довольно скромный дизайн, но они очень просторные.
22. Везде большие залы и широченные платформы.
23. Поезд метро. На табло показывают время до прибытия.
24. А это станция легкого метро. Дизайн непримечательный, все очень просто. Вариант с путями по центру.
25. Вариант с путями по бокам.
26. У новых поездов есть специальные вагоны для велосипедов.
27. Тут можно крепить велосипеды, ставить коляски или инвалидные кресла.
28. Кресла пластиковые и с не очень удобной посадкой. Спинки расположены практически вертикально и на них невозможно откинуться. Но зато их, наверное, удобно мыть.
29. На всех станциях есть специальные корзины для прочитанных газет. Они отправляются на переработку.
30. И есть еще обычные маленькие урны для мусора.
31. Валидаторы на вход )
32. На каждой станции метро есть очень крутые туалеты. Они автоматические и бесплатные.
33. А еще в маленьких магазинчиках есть игровые автоматы. В Финляндии народ азартный, поэтому на каждой заправке и станции метро можно найти, где поиграть.
34. Крытая велопарковка около одной их станций.
35. А это веломастерская и веломагазин рядом с другой станцией. Ездить на велосипеде в Финляндии удобно.
36. Велодорожки есть практически на каждой улице, но они не везде удобные и безопасные. Часто сделаны неверные пересечения с дорогой, часто дорожку пускают по тротуару, и потоки пешеходов и велосипедистов перемешиваются.
37. Судя по всему, велоинфраструктуру в Хельсинки создавали в 90-х и с тех пор ничего не меняли.
38. В Хельсинки недавно открыли велопрокат. Точек много, а сами велосипеды и система похожи на московские.
39. Есть два отличия: регистрация только онлайн и еще есть возможность оставлять велосипед на переполненной станции. В первом случае это связано с экономией — ставить терминал дорого. Во втором — это тестовое решение французской компании, до этого станции просто не видели велосипеды вне портов. Если всё пойдёт нормально, то такое будет и в Москве рано или поздно.
40. Многие отели предлагают велосипеды постояльцам.
41. Трамваи — это основной вид общественного транспорта в центре Хельсинки.
42. Они ездят по городу с 1900 года. Вообще трамвайная система Хельсинки считается одной из самых старых в Европе.
43. Все трамваи желто-зеленые, но так было не всегда. До середины 80-х годов прошлого века фирменными цветами трамвая были серый и оранжевый.
44. На остановках есть электронное табло с временем прибытия ближайших трамваев.
45. Сейчас в городе действует 13 разных маршрутов. Помимо них есть еще музейная трамвайная линия и отдельный маршрут, по которому в летние месяцы ездит трамвай-паб.
46. При этом трамвайная система Хельсинки продолжает расти. Строительство новых линий и маршрутов распланировано до 2035 года. По плану новые линии должны будут связать материковую часть Хельсинки с островом Лаахасало и дальними пригородными районами.
47. Внутри трамвая. Тут есть трамваи разных типов и годов выпусков. Самые старые были выпущены примерно в середине 70-х. Но основная часть подвижного состава — это трамваи 1990-2000-х годов.
48. Небольшой столик в трамвае. Классно.
49.
50. Цены на билеты при покупке у водителя.
51. Валидатор билетов с возможностью выбора разных тарифов.
52. Маленькая урна в трамвае.
53. А это один из ТПУ. Выходя из метро вы попадаете на автобусную станцию. Здесь ворота для посадки на автобусы, как в аэропорту. Пока ждете можно перекусить в кафе или пройтись по магазинам. Хотя автобусы ходят часто.
54. К назначенному времени автобус подъезжает к двери и забирает пассажиров.
55. Вид на зал с автобусами через стекло. Все это спрятано под землей в самом центре города.
56. Тактильная навигация.
Очередная порция про видео про Хельсинки. Не забудьте подписаться на канал, чтобы ничего не пропускать.
Современная архитектура Хельсинки: библиотека и часовня
Дворы в панельных гетто: учимся у финнов
Панельные районы и реновация по-фински
Как строят финны: инфраструктура и детали
Идеальный советский жилой комплекс в Финляндии
Боль и унижение