February 15, 2020

Как превратить гетто в благополучный район: пример Парижа

На прошлой неделе я показал вам не самый благополучный район Парижа. Там высокий уровень преступности, мигранты, полицейские с автоматами. Но французы не пытаются игнорировать проблемные районы города, они стараются их преобразить: улучшают городскую среду, строят новые общественные пространства, привлекают платежеспособное население. И сегодня я хочу рассказать вам, как в Париже с помощью открытия парков, скверов, пуска трамвая обновляются окраины.

Мы снова переносимся на северо-восток Парижа. Кругом железная дорога, недалеко идет кольцевая автомагистраль. Здесь было не самое приятное место. Но в 2007 году гигантский комплекс складов, который тут находился, решили преобразовать в многофункциональный кластер с офисами, жилыми помещениями, магазинами и развлекательными центрами. Мастер-план реконструкции города-квартала разработало голландское бюро OMA во главе с Ремом Колхасом и Флорисом Алкемаде. Всего в создании проекта участвовали 15 архитекторов. Фундамент длиной 600 метров оставили, а вот все складские помещения разрушили. Кенго Кума построил современную школу и спортивный центр, Стефан Мопен спроектировал яркий оранжево-белый хостел, а Рафаэль Онделатт и Матьё Ляпорт разработали проект современного жилого дома с внутренним двориком и балконами. Склад «Макдональд» превратился в настоящий город в городе.

Также здесь построили трамвай. Удивительно, но во Франции не пытаются решить транспортные проблемы с помощью убогих маршруток. Здесь пускают комфортный транспорт, сооружают удобные остановки, приспособленные в том числе и для маломобильного населения.

Но обо всем по порядку

1. Раньше здесь было небольшое здание в два-три этажа. Прямо над ним решили надстроить много модного жилья, офисов, чтобы район преобразился.

2. Здесь хорошо видна старая часть здания.

Она сохранилась еще с 60-х годов. Тогда это место выглядело совершенно иначе.

Фото: uncubemagazine.com

Позже на крыше сделали большую парковку. Но от этого район лучше не стал. Поэтому решили кардинальным образом поменять все.

Фото: XDGA-FAA / uncubemagazine.com

3. Теперь это место выглядит так. Все, что вы видите выше второго-третьего этажа, строилось во время реновации всего района.

Фото: Philippe Guignard, Air Images / architectural-review.com

4. Пустили трамвайную линию. Причем обратите внимание, что между путями зеленая трава, из-за чего все смотрится здорово.

5. Рядом расположены железнодорожные пути, какой-то пустырь. Примерно как этот пустырь все выглядело еще несколько лет назад!

6. Вообще с трамваем в Париже удивительная история. В свое время он был полностью уничтожен, но сейчас происходит трамвайный ренессанс. Сеть восстанавливают, строят новые ветки. Причем пускают современные низкопольные трамваи.

7. Посмотрите, появляется на улице трамвай и город сразу смотрится веселее. Как можно вообще не любить этот вид транспорта!

8. Трамвайные пути обособлены, как, собственно, и должно быть. Трамвай никогда не должен идти в общем потоке с автомобилями.

9. А вот правильно сделанная велодорожка. Справа от нее есть небольшой выступ, который защищает дорожку от машин. На всем протяжении есть светофоры для велосипедов, есть разметка на переходах. И самое главное, дорожка для велосипедов не конфликтует с пешеходами. То есть пешеход сам не захочет пойти здесь, поскольку для него сделали рядом нормальный тротуар.

10. Трамвайная остановка. Здесь несколько павильонов, стоят аппараты по продаже билетов. Правда, за остановкой не очень хорошо ухаживают, в итоге она немного грязная. Подобные стеклянные павильоны нужно постоянно мыть, им требуется постоянный уход, иначе они быстро теряют свои эстетические качества.

11. И трамваи, и сами остановки приспособлены для маломобильного населения. Вот вывезли человека на инвалидной коляске. Люди заходят в трамвай спокойно, поскольку сделано все удобно, зазор между трамваем и платформой минимальный. Из-за этого и посадка-высадка идет быстрее, что, в свою очередь, определяет уже эффективность общественного транспорта как такового. Чем быстрее люди заходят в автобус/трамвай/троллейбус, тем меньше они стоят на остановке, в итоге можно выпускать меньше вагонов на линию.

12.

13. Трамвайные пути не огорожены забором. Но рядом с ними поставили каменные блоки, которые визуально отделяют пути от пешеходной зоны.

14. Приятно зайти вглубь района. Внешний вид зданий не повторяется, везде используются разные материалы.

15.

16. Самое главное, что пригласили хороших архитекторов, которые старый объект реконструировали, и сейчас здесь возникла целая точка притяжения. И такой район удалось оживить. Здесь теперь приятно находиться.

17. Здесь же рядом поставили небольшую детскую площадку.

18. Ничего сильно дорогого нет, но смотрится аккуратно и приятно.

19.

20. Каждый блок уникальный по архитектуре.

21.

22. Столы, лавочки. Тоже небольшое общественное пространство, которое придает немного свежести.

23. А вот так здесь сделали ливневку. Это не решетка, а специальная сетка с камнями. Сами камни выступают в качестве фильтра – они не пропускают крупный мусор.

24. Очень хорошо сделано благоустройство, везде разное покрытие: относительно ровная брусчатка со спиленным верхом, газон с небольшим углублением для сбора воды. Сейчас всегда стараются сделать все таким образом, чтобы вода максимально уходила естественным путем. Чтобы не загружать ливневую систему.

25. Гостевые паркинги, еще одна велодорожка, причем она уже не сильно удачная, поскольку идет прямо по проезжей части.

26.

27. Как уже писал выше, рядом находится кольцевая автодорога. Через эту широкую магистраль ведет красивый деревянный пешеходный мост, а на другой стороне уже видны офисные здания.

28. Здесь тоже везде безбарьерная среда.

29. Под мостом все еще можно увидеть трущобы. Стоят какие-то палатки, домики, валяется мусор. В общем, вдоль трассы целый нелегальный городок. Раньше подобных палаток было еще больше, но сейчас полиция их зачистила.

30. Да, такой вот нетуристический Париж.

31.

32. Между офисными зданиями и дорогой разбили небольшой парк. Как только он появился, так сразу здесь исчезли все бомжи, и никакого палаточного лагеря тоже уже не будет. Поставили специальные заборчики, чтобы сюда на велосипедах не заезжали. Хотя попадаются нарушители, которые протаскивают велосипеды в парк.

33. Все озеленение сделано максимально естественно. Понятно, что все это специально подбирал ландшафтный дизайнер. Присутствуют разные малые архитектурные формы, которые как раз и дают столь приятную атмосферу парку: здесь лежат бревна, натянуты какие-то сетки с камнями.

34. Где-то из брёвен сложили пирамидку, на которой можно сидеть. И все, повторюсь, сделано максимально близко к природе, что хорошо контрастирует с современными офисными коробками.

35. Вместо лавочек в некоторых местах положили бревна.

36. Раздельный сбор мусора.

37. А по центру идет обычная грунтовая дорожка. Что очень круто, здесь даже не чувствуется, что рядом трасса, поскольку очень много густой зелени.

Это отличный пример реновации целого района. Он находится далеко не в самом приятном месте: рядом железнодорожные пути, кольцевая автодорога. Но вместо неблагополучных окраин сегодня получилось приятное пространство, куда хочется приехать. Очень важно, чтобы такие места не превращались в гетто.

Не забудьте также посмотреть видео: