January 31, 2020

Что бы мы ни строили, получается ТЦ

Фото: проектная документация / E1.ru

Екатеринбург продолжает расстраивать. Вчера мы от мэра узнали, что в городе не будет современного экологичного общественного транспорта, потому что в случае войны на нём нельзя будет эвакуировать людей. Сегодня губернатор Куйвашев уже бросает в котлован нового автовокзала золотые слитки.

Фото: E1.ru

Нет, я не преувеличиваю, в Екатеринбурге действительно решили построить золотой автовокзал. Почему золотой? Просто в автовокзал будет интегрирован торговый центр. Вернее, в торговый центр будет интегрирован автовокзал.

Сегодня представили окончательные рендеры внешнего облика новенького автовокзала, и некоторые жители Екатеринбурга замерли в ожидании: скорее бы это чудо построили! Но радоваться тут нечему.

Фото: проектная документация / E1.ru

В городе просто строят ещё один огромный торговый центр. Но просто так взять и построить ТЦ не получалось, поэтому девелопер решил немного схитрить и засунуть в него автовокзал.

Инфографика: E1.ru

От этого решения выиграют почти все. Для собственников ТЦ огромный плюс: в их коробку с барахлишком будет гарантированно идти поток людей. Для властей Екатеринбурга тоже плюс: меньше головной боли, ведь добрый застройщик возьмет на себя, так сказать, социальные обязательства – построит для города автовокзал и даже будет его частично обслуживать. Как видите, в плюсе все... почти. Проиграют только пассажиры. Но это мелочи. Кто в наше непростое для страны время думает о людях? Пока одни зарабатывают деньги, а другие – политический капитал, об удобстве пассажиров думают в самый последний момент.

Фото: проектная документация / E1.ru

Во всей этой истории меня больше всего возмущает, как у чиновников и журналистов хватает наглости называть огромный торговый центр автовокзалом. Все СМИ прямо взахлёб рассказывают о "гигантском автовокзале" или о "золотом транспортном узле". Но в жизни всё куда прозаичнее.

– Идея в том, что пассажиры будут ждать автобус внутри торгового центра. Они могут ходить по магазину и посещать кафе, – объяснил Игорь Заводовский, бизнесмен, который строит ТЦ.
Фото: проектная документация / E1.ru

К Заводовскому вопросов нет. Он как хороший бизнесмен как раз умеет считать деньги и делает грамотный проект. Я бы на его месте делал то же самое.

– Всего будет 400 магазинов! Инвестиции в проект составляют 400 миллионов долларов. Это очень большой центр в 308 тысяч квадратных метров. Это самое большое сооружение за пределами Москвы, – сказал Заводовский.
Фото: проектная документация / E1.ru

Человек инвестирует огромные деньги, которые надо отбивать. Понятно, что пассажиры его интересуют исключительно как потенциальные покупатели. И вот тут начинаются противоречия.

Если вы проектировщик и делаете ТПУ, то ваша задача очень простая – чтобы пассажир в кратчайшее время и по кратчайшему пути добрался из точки А в точку Б. Вам важно сделать удобную и быструю пересадку. Хорошую навигацию. Создать комфортную среду, где ничто не будет отвлекать человека, нервировать его, зазывать и завлекать.

Если же вы проектируете торговый центр, то ваша задача – чтобы человек провёл там как можно больше времени. Он должен там заблудиться, он обязательно должен прокатиться по всем эскалаторам, чтобы хоть какая-нибудь витрина его зацепила. Это целая наука, потому что в данном случае нам надо, чтобы человек оставил в ТЦ как можно больше денег. Вспомните магазин "Икеа", зайдя в который, невозможно уйти, ничего не купив. Замысловатые лабиринты "Икеа" обвивают тебя, как спрут.

Фото: проектная документация / E1.ru

Как думаете, что всё-таки строят в Екатеринбурге за 400 миллионов долларов?

– Я хочу всех поздравить. Это ещё один шаг к созданию комфортной городской среды. Мне очень импонирует, что компания "Малышева, 73" обещает построить этот уникальный объект до Универсиады. Мы сможем удивить наших гостей. Сделаем всё, чтобы в заявленные сроки этот объект появился, – сказал губернатор Куйвашев.

Ну да, гости очень удивятся, как среди 400 магазинов нашлось место автовокзалу и как ловко городские власти продали жителей застройщику.

Фото: проектная документация / E1.ru

Ну а относительно комфортной городской среды я бы с губернатором поспорил.

С транспортом всё тоже печально: пользоваться междугородними автобусами станет просто неудобно.

Начать стоит с основ: общественный транспорт должен быть удобным, чтобы люди добровольно его выбирали вместо поездок на машине. Это относится как к поездкам внутри города, так и между ними. Для автовокзала важна транспортная доступность, чтобы до него можно было быстро добраться из любого места города (в том числе с багажом). Если нужно потратить час на дорогу до вокзала, а общая длина поездки – не более трёх часов, то человек лишь в отчаянии воспользуется таким общественным транспортом.

Нынешний автовокзал хорош тем, что он плотно интегрирован в транспортную систему города: в шаговой доступности метро, трамваи, автобусы и две магистральные улицы – пересадка не отнимает много сил и времени. Сюда даже пешком можно дойти от центра города или доехать на велосипеде – всего 3 км от проспекта Ленина.

Яндекс.Карты

Теперь автовокзал Южный хотят перенести на конечную станцию метро "Ботаническая" вблизи Объездной дороги.

Фото: E1.ru

Это поможет немного освободить улицы города от автобусов и упростить подвод. Вот только здесь всего одна магистральная улица с автобусами и метро, до трамвая нужно будет идти 300–500 м – это расстояние одной остановки.

Яндекс.Карты

Вокруг этого места отвратительная пешеходная и велосипедная доступность: городская ткань разорвана огромными парковками и пустырями, автомобильной и железной дорогами.

Яндекс.Панорамы

Ситуацию усугубляют подземные переходы. Добраться до автовокзала пешком или на велосипеде либо очень сложно, либо просто невозможно. Местные специалисты также предвещают проблемы с развязками на Объездной дороге.

Яндекс.Панорамы

Кроме этого, есть проблема с планировкой самого торгового комплекса, куда хотят запихнуть автобусы: он повёрнут в сторону Объездной дороги, все важные точки расположены в противоположном конце от общественного транспорта. Иными словами, чтобы попасть в автобус, нужно будет пройти дополнительные 100–300 метров через парковку или магазины. Относительно хорошее решение для привлечения клиентов, но плохое с точки зрения транспорта.

Фото: проектная документация / E1.ru

Ошибки этого места можно исправить, но для этого нужно комплексное видение. Например, в рамках обустройства автовокзала можно было бы продлить трамвай до спального района Сосновый бор и даже Химмаша.

Живые улицы

Или обустроить велопешеходные связки через дорогу и наземные переходы. На худой конец, было бы хорошо просто соединить автовокзал с железнодорожной станцией "Ботаническая". Но всё это не очень интересно инвестору: он ориентируется на покупателей с машинами. Городу, видимо, тоже плевать. Такое чувство, что власти Екатеринбурга и области просто согласовали вариант, предоставленный застройщиком, а о комфорте людей никто не подумал.

Некоторые факты:

стоимость проекта – 400 миллионов долларов (25,25 мрд рублей);
строить ТПУ "Золотой" будут создатели екатербургского ТЦ "Гринвич" – компания "Общество Малышева 73" во главе с бизнесменами Игорем Заводовским и Константином Погребинским;
при закладке фундамента "Золотого" застройщики вместе с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым бросили в котлован настоящие золотые слитки;
в ТЦ будет 400 магазинов, его подземная парковка рассчитана на 5600 мест;
площадь автовокзала вместе с парковкой составит 1/3 от общей площади объекта;
ради доступа к "Золотому" мост на улице Щербакова расширят до 6 полос; тротуары при этом хотят убрать в изолированные тоннели;
чтобы расчистить место под "Золотой", снесут историческое здание аэропорта Уктус;
автовокзал хотят открыть в 2023 году, к 300-летию Екатеринбурга или к Универсиаде;
у здания будет огромный медиафасад длиной 120 метров.
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru
Фото: проектная документация / E1.ru