November 18, 2019

П – значит Пермь

Пермь сегодня! К своему стыду я должен признаться, что никогда не был в ПерЬми до этого. Да, именно в ПерЬми, через мягкий знак, учитесь произносить правильно. Мне кажется, для любого города очень важно быть в чём-то примером для остальных. Хоть что-то должно быть лучше всех в России. И здесь Пермь, конечно, является удивительным примером города, который получил шанс, а потом упустил его.

"Счастье не за горами" – один из лучших арт-объектов России. Культурная революция в Перми до сих пор не даёт покоя местным жителям. На улицах – остатки старых инсталляций и стрит-арт. Музей современного искусства выселили из центра на окраину города, а на его месте теперь пропагандистско-патриотическая выставка "Россия – Моя история". Сами жители Перми смотрят на руины современного искусства со скепсисом: "Ерунда, зачем это нам? Глупости всё это..." А когда улетаешь из Перми, в аэропорту на магнитиках и открытках всё равно видишь красную надпись "Счастье не за горами", которая уже стала символом города. Современное искусство могло бы стать хорошей точкой притяжения для туристов, приносить деньги городу, создавать рабочие места, прославлять Пермь. Пока не получилось, но я бы очень хотел, чтобы Пермь вернула себе звание столицы современного искусства.

Но Пермь интересна не только обломками культурной революции. Это один из немногих городов, которые строят трамвай! Это город, который уничтожил троллейбус. Это город, где здания защищают от жителей ужасными заборами.

Пермь – город интересный, и сегодня мы по нему прогуляемся!

01. Мы с Серёжей Мезенцевым приехали в Пермь в самую плохую погоду. Мы её не выбирали, так получилось, но за день до нашего приезда мэр Перми написал у себя в инстаграме, что город готовится отразить снежный шторм. А ведь город всегда хорошо проявляется во время стихии, будь то ливень или снегопад. Когда гуляете про городу, обратите внимание на приоритеты: как убирают улицы? У нас в первую очередь убирают проезжую часть, чтобы не было транспортного коллапса. Тротуары чистят уже по остаточному принципу, когда готово всё остальное.

Для автомобилей дорогу чистят в первую очередь, а как будут ходить люди – совершенно неважно. И если для автомобилей неочищенная дорога – это в худшем случае пробки, то неочищенные тротуары для пешеходов – это травмы, промокшие ноги и, как следствие, болезни, испорченная одежда и т.д.

Всегда нужно помнить, что большинство людей в городе передвигается без автомобиля, и в первую очередь ходят пешком наименее защищённые горожане. Для какой-нибудь бабушки, которая вышла с утра в магазин, эта прогулка может оказаться последней, если она поскользнётся на нечищеном тротуаре. У пожилых людей кости хуже срастаются – она может остаться инвалидом, и у неё просто закончится активная жизнь. А человек с коляской вообще по этим нечищеным тротуарам не пройдёт.

Поэтому, когда речь идёт об уборке улиц, важно думать не только про проезжую часть, но и про тротуары. Хорошие города тротуарам отдают приоритет. В первую очередь чистят именно их, а также остановки, переходы, выделенные полосы и вообще пешеходную инфраструктуру. И только потом (ну или параллельно) чистят уже дорогу.

А в Перми я вышел на улицу после небольшого снегопада, и ходить было невозможно, потому что тротуары обледенели. Их не почистили, их не обработали реагентами. В итоге я промочил ноги, а один раз на меня чуть не упала сосулька!

02. Зачем делать приподнятые пешеходные переходы? Например, вот зачем. Сейчас тут просто море какого-то дриста, которое невозможно перейти, не заляпавшись грязью и не промочив ноги. Приходится перепрыгивать, рискуя поскользнуться и упасть в лужу при приземлении. Ну или обходить. А ведь это всего лишь въезд во двор! Если бы тут был приподнятый переход, любой мог бы пересечь эту дорогу без проблем. Тротуар был бы всегда сухой и чистый, его можно было бы нормально обслуживать.

03. Первым делом надо было почистить тротуары и переходы, но в Перми любой пешеходный маршрут – это полоса препятствий.

04. Не тротуар, а каток под слоем грязи.

05. Городская среда моей мечты! Я думаю, под конец дня у меня была походка как у Квазимодо или как у краба, потому что я ходил по тротуарам с постоянным ощущением, что сейчас упаду.

06. Нормальный тротуар так выглядеть не может.

07. У нас принято считать, что обледенелые тротуары – это какое-то неизбежное зло из-за снега, плохой погоды и полугода зимы. На самом деле тротуары часто становятся скользкими из-за того, что неправильно сделан водоотвод. Вода из водосточных труб, а иногда и прямо с крыш просто льётся на тротуар. Если бы водосточные трубы были целыми и уходили сразу в ливнёвку, на тротуарах было бы более-менее сухо и чисто.

08. Эти жёлтые штуки – для защиты тротуаров от машин, но выглядят они довольно травмоопасно. О них легко споткнуться, а ещё у них неровные железные края.

09. Центр Перми застроили каким-то безумным количеством торговых центров.

10. Это большая проблема, потому что все эти ТЦ напрочь убивают городскую среду, поглощая всё вокруг, будто чёрные дыры.

11. Стоят просто какие-то уродливые коробки, вокруг них полустихийные парковки – и больше ничего. Конечно, это пример того, чего в центре города никак не должно быть. Грустно это признавать, но в наших городах торговые центры заменили собой общественные пространства, причём случилось это довольно давно. Ведь там есть еда, развлечения, чистота, безопасность, детские площадки, спортплощадки и даже целые бульвары с лавочками и деревьями. Когда в самом городе ничего этого нет, его жителям остаётся одно – проводить вечера и выходные в ТРЦ.

12. Задача любой мэрии – сделать город живым, удерживать людей на улицах, а не загонять их в коробки торговых центров. В городе должны быть уютные парки и скверы, хорошие детские и спортивные площадки, набережные и фонтаны, катки и качалки, уличные кафе и фудтраки. И, разумеется, удобная пешеходная среда, чтобы горожанам было легко перемещаться от одной точки притяжения к другой. В Перми ничего этого нет, поэтому функции общественных пространств забрали себе ТЦ.

13. Советская громада отеля "Урал" занимает целый квартал в центре Перми. Вокруг него можно было бы создать крутые скверы и площади, но вместо этого треть квартала уже отдали под ТЦ и парковки.

14. Это легендарная Эспланада – длинная площадь в центре Перми между улицами Ленина и Петропавловской, которая упирается восточным концом в здание правительства края.

До 1970-х она была застроена домами.

Фото: Pastvu

Но потом какой-то советский архитектор решил зачистить пространство под большую зелёную площадь, и всё жильё снесли.

Фото: Pastvu

15. Когда я собирался в Пермь, все мне советовали обязательно посмотреть на Эспланаду. На первый взгляд, это такой пермский Хоббитон. Как мне рассказали, существуют нормы, которые запрещают здесь строительство выступающих над землёй зданий, поэтому сделали такие павильоны, замаскированные под холмы )

16. Знаменитые качели на цепях. Раскачаться на них нормально нельзя, иначе пробьёшь эти рейки сзади.

Не очень понятно, зачем было делать качели-скамейки, если можно было сделать обычные качели, как в Москве на Триумфальной площади.

17. Пока площадь выглядит прикольно и необычно по пермским меркам. Мне даже эти холмы кажутся симпатичными.

18. Второй светомузыкальный фонтан в Перми. Народу нравится, но не очень понятно, зачем был нужен второй, если уже есть один возле драмтеатра.

19. В Перми помнят и любят Егора Летова!

20. А вот на исторические здания лепят рекламу стриптиз-клубов...

21. Вы думали, заборы бесполезны? Вовсе нет, они защищают рекламные раскладушки от пешеходов!

22. Это чисто пермская фишка: они ставят заборы буквально в полуметре от дома.

23. Знаете, зачем? Чтобы защитить здание от вандалов! Ведь если дом озаборен, на нём не так просто нарисовать граффити! К сожалению, на этот дом вместо граффити напала реклама клиники.

24. И это довольно распространённая практика. Например, такие заборы есть вокруг зданий на Сибирской улице и на улице Куйбышева. Больше нигде в России такого не видел! Ну давайте ещё обмотаем этот забор колючей проволокой и сторожевых собак туда запустим...

25. Я уверен, что на этих заборах кто-то просто зарабатывает бабло! Такого, конечно, быть не должно.

26. В плане электротранспорта Пермь – противоречивый город. С одной стороны, здесь выпилили троллейбусную сеть, в этом году она закрылась. С другой, это один из немногих городов России, где развивается трамвай. Например, новую трамвайную ветку строят на улице Революции.

В 2020 году должны сдать километр трамвайных путей. Довольно скромно, но много ли вы знаете наших городов, которые строят новые трамвайные линии?

Схема из телеграм-канала "Приоритет для ОТ в городах"

Ветка на Революции станет первой новой линией за последние 40 лет. Смычка в 1 км позволит запустить новые маршруты и развить сеть – сейчас это основная проблема пермского трамвая.

Фото из телеграм-канала "Приоритет для ОТ в городах"

Никто не любит ездить кругами, поэтому спрямление маршрутов привлекает новых пассажиров – люди едут быстрее и экономят своё время. Кроме того, развитая трамвайная сеть и оперативная работа диспетчеров позволяет в случае аварий объезжать проблемный участок без простоя в ожидании ГИБДД или подъёмного крана.

Пути идут по центру улицы, сразу делают обособление – это очень хорошо. Но, судя по расстоянию между путями, вместе с трамваями хотят пустить автобусы – это уже не есть хорошо. Подобное, как правило, делают от безысходности на узких улицах или для упрощения пересадок в рамках отдельных остановок. В остальных случаях есть риск задержки трамвая автобусами. Трамвай, как магистральный и эффективный транспорт, не должен зависеть от автобусов и дублироваться ими.

Фото из телеграм-канала "Приоритет для ОТ в городах"

Говорят, что рельсы австрийские. Вот только их умудрились залить бетоном, ай, молодцы! В компании Ростова-на-Дону пополнение!

Фото из телеграм-канала "Приоритет для ОТ в городах"

Есть платформы, но с ними всё печально: высота 17-18 см вместо 30 см; расстояние от платформы до внутренней грани рельса – 78 см вместо 63 см. Иными словами, будет ступенька и большой разрыв между тротуаром и полом трамвая – о безбарьерной среде можно забыть. Видимо, хотели, чтобы колесо автобуса не попадало на рельс для безопасности, но в итоге получилось плохо для всех.

Для сравнения, в Москве новые платформы делают на уровне пола трамвая. Также высота в 30 см прописана в строительных стандартах.

27. Знаменитая новая набережная и ротонда имени Путина. Именно в этой ротонде губернатор Пермского края Максим Решетников пообещал Путину, что уберёт железнодорожные пути перед набережной.

Пермь стоит на Каме, но город очень слабо связан с рекой – это плохо. Основная причина в железной дороге, которая проходит между застройкой и водой. Городская ткань разрывается из-за редких проходов и проездов, в итоге набережную вроде благоустраивают, но люди до неё не доходят. Тут можно сделать самое лучшее в мире пространство для отдыха и жизни, но без проницаемости оно всегда будет стоять пустым.

Власти хотят демонтировать пути, вместо электрички пустить трамвай и начать развивать территорию. В текущих условиях это самое простое решение, но его сложно назвать безусловно правильным. Железная дорога в центре – это своего рода подарок для транспортников и всего города. Это магистральный вид транспорта, который позволяет доставлять огромное количество людей с отдалённых районов прямо в центр города. Не нужно рыть метро или что-то строить, нужно просто довести до ума электричку: сделать интервалы каждые 10-15 минут, адекватные билеты с бесплатной пересадкой на трамвай и автобус, модернизировать станции – и всё, у вас есть наземное метро, и все счастливы.

Железнодорожная линия позволяет жителям отдалённого Орджоникидзевского района на электричке доехать до набережной и центра за 25 минут, автобус без пробок едет час.

Вот только есть две большие проблемы: устаревшие нормативы с требованием буферных зон вокруг путей и РЖД. Городу и области практически невозможно договориться с железнодорожниками, даже Собянину для запуска городских электричек пришлось получать одобрение Путина, чтобы тот пнул РЖД. В итоге появляется два стула: либо оставить как есть и ждать чуда до конца жизни, либо вывести линию и самостоятельно заниматься проблемой. Город выбрал второй путь.

Если же брать идеальную ситуацию, то железная дорога даёт больше плюсов: это магистральный транспорт всей агломерации, трамвай же хорошо справляется с поездками внутри города и между районами. Иными словами, в хорошем районе должна быть и железная дорога, и трамвай: у каждого транспорта – своя ниша. Вопрос связности территории можно было бы решить подъёмом путей выше уровня улицы или их накрытием. Последнее сделали в Барселоне, про это я недавно рассказывал:

Есть ещё один вариант, но такого в России ещё не делали, и для этого надо менять кучу бумажек: запуск трамвайного движения по железнодорожным путям вместе с поездами. Такое практикуют в Германии, Швейцарии и некоторых других странах: в жилых районах вагон едет как обычный вагон трамвая, а ближе к окраинам переходит в режим поезда. Так, например, делают в Карлсруэ: на схеме границы города окрашены жёлтым, а всё остальное – уже междугородние линии, которые уходят на 100 км в каждую сторону. Основная цель этих трамвайных маршрутов – доставлять жителей соседних городов и сёл на работу в Карлсруэ без промежуточных пересадок.

В городе работает 7 внутригородских трамвайных линий, их маршруты обозначаются только цифрами, и 13 междугородних – к ним добавляют букву S. Всего трамваев в городе есть 320 штук, около 150 из которых являются двухсистемными, то есть могут ездить по железнодорожным путям.

Фото: gre4ark

Для проезда по железной дороге была создана специальная компания KVV, которая платит Дойчебану арендную плату за использование рельсов и штрафы в случае нарушения графиков. Трамваи должны соответствовать специальным требованиям (типа двери из кабины на улицу), а водители – получать специальную лицензию.

Фото: gre4ark

То же самое происходит в Базеле. Здесь работают два оператора: внутригородской BVB и условно областной BLT. Для пассажира различие лишь одно: трамвай или зелёный, или жёлтый. Цена билета, расписание и прочие детали одинаковые. Разделение сделано для возможности запуска трамвая на железнодорожной линии: жёлтые трамваи BLT приспособлены для этого и имеют специальные разрешения.

Фото: gre4ark

К сожалению, в наше время проще что-то снести и добиться быстрых побед за счёт будущих проблем, чем принять современные нормативы. Вероятнее всего, уже совсем скоро Пермь будет без электричек в центре.

29. Здание станции Пермь I.

30. Но вернёмся на набережную. Здесь тоже решили установить множество заборов. Зачем?!

32. Все киоски сделали одинаковыми, это хорошо. Правда, их дизайн выбивается из всего остального, но хотя бы так.

33. На набережной есть новые общественные туалеты. Туалеты симпатичные внешне, но, что ещё важнее, они бесплатные, чистые и открытые! Большая редкость для наших городов. Мы даже заподозрили, что перед нами по набережной шёл специальный человек, который открывал и проверял все туалеты, но мэр Перми Дмитрий Самойлов всё опроверг ) Кстати, с мэром мы случайно встретились и договорились снять новый выпуск шоу БДСМ, так что ждите!

34. В целом набережная неплохая, но можно отметить абсолютно омерзительные скамейки. Мне кажется, их специально сделали такими, чтобы на набережной никогда не было много народу! Люди пугаются этих лавок и уходят.

35. Попытался покормить местных уточек местным же посекунчиком (или посикунчиком, кто как пишет – это жареный пирожок в форме вареника с мясом), для этого кое-как сполз к воде по обледенелым ступенькам. Но уточки оказались привередливыми!

36. В Перми есть что посмотреть.

37. Например, в городе есть хорошо сохранившаяся дореволюционная застройка. Надеюсь, её будут беречь!

38. Мило смотрится полосатая будка у исторического здания, как будто мы в XIX веке.

39. Некоторые дома нуждаются в качественной реставрации.

40. Отличный кандидат на снос. В историческом центре торчит какая-то советская хрень типа гостиницы "Интурист", которая торчала в Москве на Тверской. Ребята из Перми, если у вас есть желание что-то снести, то вот отличный вариант.

41.

42. Остановка грязная и ржавая, а ведь в лучшие годы дизайном остановок для Перми занимался сам Тема Лебедев!

Вообще, пример "культурной революции" в Перми очень интересен. При позапрошлом губернаторе края Олеге Чиркунове Пермь неожиданно для всех превратилась в одну из столиц российского современного искусства. В город приехал галерист Марат Гельман с десантом молодых художников и дизайнеров, в 2009 году открылся музей PERMM, появилось то самое "Счастье не за горами" и большая красная буква "П" от Темы Лебедева в качестве логотипа.

В городе стали возникать новые арт-объекты (взять хотя бы Пермские ворота), он внезапно стал интересен для молодых и активных людей со всей России, а масштабный фестиваль "Белые ночи" привлёк множество талантливых иностранцев.

Но "оттепель" продлилась недолго. В 2012 году пришёл новый губернатор Басаргин, Гельмана убрали, а интерес к Перми постепенно схлынул. Но есть ощущение, что потеряно далеко не всё и что Пермь вполне способна вернуть себе статус новой культурной столицы.

43. Здание правительства Пермского края. На нём остался советский герб, замечательно!

44. Знаменитые скамейки в виде букв ВЛАСТЬ, ещё один обломок культурной революции. Это арт-объект скульптора Николая Ридного под эгидой Музея современного искусства PERMM. Авторы проекта говорили, что эти скамейки символизируют стирание грани между народом и властью.

45. Такие советские артефакты надо сохранять. Из идеологических символов они превратились в отличный фон для инстаграма!

46. Новая застройка центра совершенно уродливая (

47. Тут и там торчат какие-то жуткие артефакты конца 90-х – начала нулевых.

48.

49. Один из самых модных жилых комплексов Перми... У меня к нему, конечно, есть вопросы.

50. Новый ЖК "Арсенал". Это вроде бы уже и окраина, но при этом недалеко от центра. Где и как могла нагрешить Пермь, раз здесь такое появилось?!

51. Здесь будет целый район такого говна. Его строят на месте малоэтажной застройки под предлогом расселения ветхого жилья.

52. Если честно, я не понимаю, почему сегодня, в 2019 году, вообще появляется такая застройка. Только не надо мне рассказывать про то, что людям негде жить и что они могут позволить себе только крохотные студии. Это просто преступление, такого не должно быть.

53. Просто гигантские муравейники без какой-либо инфраструктуры и с дворами-парковками. В Перми что, так мало земли, что не получается делать квартальную застройку в 3-7 этажей?

54. Зная о культурном прошлом Перми, можно предположить, что это инсталляция.

55. Интересно, что явление схлынуло, а бренд остался.

Перед поездкой в Пермь мы вспоминали её культурное прошлое и делали ставки на то, кто первым получит по лицу. Вышло так, что по лицу не получил никто, а Пермь оказалась довольно современным и динамичным городом. Когда я спрашивал, что посмотреть в Перми, 100 разных человек назвали мне 100 разных мест, и сошлись они только на Эспланаде. Мне кажется, это хорошо характеризует город. В Перми постоянно что-то происходит, и я сюда обязательно вернусь!