Минтранс хочет, чтобы вас сбивали на тротуарах и велодорожках
Вы наверняка слышали, что Минтранс собирается приравнять так называемые "средства индивидуальной мобильности" (то есть самокаты, гироскутеры и т.д.) к велосипедам. Для этого ведомство хочет внести изменения в ПДД. На первый взгляд, инициатива разумная, но... Из этого документа становится ясно, что поправки предложили люди, весьма далёкие от этой сферы.
Под "средствами индивидуальной мобильности" (СИМ) Минтранс понимает ролики, скейтборды, самокаты, электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и "иные аналогичные средства". В общем, практически всё, что сейчас не зарегулировано.
Но, например, современные электросамокаты могут разгоняться до 100 км/ч и по своим характеристикам больше напоминают мотоциклы.
Было бы совершенным безумием пускать их на велодорожки (и тем более на тротуары), где они получат возможность двигаться на заведомо большей скорости, чем большинство велосипедистов.
Если предложения Минтранса будут приняты, всем будет очень плохо.
1. Всех под одну гребёнку
Главная проблема заключается именно в том, что Минтранс решил запихать все "средства индивидуальной мобильности" в одну категорию. Для авторов постановления ролики или скейтборд и мощный электросамокат, способный разогнаться до 80-100 км/ч, – одно и то же.
Фактически владельцам очень быстрых и довольно тяжёлых транспортных средств разрешили передвигаться там же, где и велосипедистам. Это значит, что они смогут гонять даже по тротуарам и пешеходным дорожкам. В документе оговаривается, что скорость СИМ "во всех случаях совмещённого движения с пешеходами не должна превышать 20 км/ч", но как это будет регулироваться, непонятно. Скорее всего, все, кому позволит мощность, будут тупо нарушать.
Кстати, эти же поправки приравнивают к пешеходам детей на СИМ младше 8 лет. Представьте, что по тротуару со скоростью 60 км/ч несётся 7-летний ребёнок, сбивая встречных бабушек и мопсов. Довольно безопасно, не правда ли? ;)
2. Девальвация велодорожек
С другой стороны, документ разрешает роллерам, скейтерам, владельцам самокатов и других относительно медленных СИМ пользоваться велодорожками. Это грозит тем, что велодорожка из транспортной артерии превратится в переполненный тротуар. У нас в России и без того грамотно спроектированных велодорожек единицы, а так смысл в них будет совсем утрачен.
В наиболее развитых странах – Нидерландах, Австрии, Швеции – скейтеры и роллеры приравнены к пешеходам, а велодорожки используются только велосипедистами (и в некоторых случаях не слишком быстрыми электросамокатами).
Примеры новых дорожных знаков из пояснительной записки Минтранса
3. СИМ – не транспортное средство?
В постановлении Минтранса не написано, что СИМ – это транспортное средство. Это значит, что ты можешь гонять на электросамокате даже бухим или, например, ездить на моноколесе, стоя на одной ноге. А если ты слишком разогнался на гироскутере и сбил пешехода, то скорую ты вызывать не обязан.
То есть люди на СИМ как бы больше уже и не пешеходы, но в то же время новых обязанностей у них не прибавилось.
Что нужно сделать?
1. Разделить все СИМ на категории в зависимости от характеристик. Например, скейтеров, роллеров и владельцев самокатов без мотора приравнять к пешеходам. Гироскутеры, моноколёса и не слишком быстрые электросамокаты (мощность до 250 Вт, скорость до 25 км/ч, типа тех, что используются в прокате) – к велосипедам. Быстрые электросамокаты (до 4 кВт и до 50 км/ч) – к скутерам. А если СИМ ещё быстрее и мощнее, то уже к мотоциклам. Соответственно, владельцы двух последних категорий должны будут надевать шлемы, получать права с 16 или 18 лет и т.д., как и те, кто ездит на мотороллерах и мотоциклах.
2. Из первого пункта следует, что скейтерам, роллерам и самокатчикам нельзя будет использовать велодорожки. Они останутся "хайвеем" для велосипедистов и владельцев электрических средств передвижения с максимальной скоростью до 25 км/ч.
3. Это и так прописано в ПДД, но некоторым надо напомнить. При езде по тротуару, на чём бы ты ни передвигался, приоритет всегда у пешехода. Велосипедист ты или гоняешь на гироскутере, относись к пешеходам с уважением и уступай им дорогу.
Надеюсь, Минтранс к нам прислушается и не станет устраивать хаос. Пока же такое впечатление, что поправки предложили люди, для которых велосипеды и "средства индивидуальной мобильности" – это развлечения, а не транспорт.