Правила жизни велосипедистов в России
В комментариях меня обычно укоряют в том, что я ругаю мудаков-водителей, но закрываю глаза на поведение велосипедистов, которые "ездят как хотят", и пешеходов, которые "бросаются под колёса". Насчёт пешеходов мне тоже есть что ответить, но об этом в следующий раз. А сейчас продолжим велотему.
Ещё в 2014 году вступили в силу поправки к ПДД, которые стали чуть подробнее регламентировать поведение велосипедистов на улицах российских городов. Тогда про это написали в основном автомобильные издания. В лучших традициях отечественной журналистики они стали трактовать правила в пользу водителей машин. Подобного говноедства было очень много. Возникла целая куча глупых мифов, и пришло время их развеять.
Сегодня расскажу о том, как на самом деле должны вести себя велосипедисты в России. Будет много неожиданностей!
Давайте ответим на несколько важных вопросов. Начнём с простенького.
1. Нужны ли права велосипедисту?
НЕТ. Удостоверение обязан иметь при себе только водитель механического транспортного средства.
Велосипед, согласно ПДД, – это транспортное средство, но не механическое. Даже если это электробайк.
1.1. Надо ли регистрировать велосипед? Нужны ли какие-то ещё документы на него?
НЕТ. Но будет неплохо, если вы сохраните книжечку с серийным номером и гарантийными талонами. Может пригодиться, если велосипед сломается или его угонят.
1.2. Что делать, если гаишник угрожает штрафом или задержанием из-за отсутствия документов на велосипед?
Если гаишник пытается срубить бабла, то надо послать его заявление на его действия в прокуратуру или Следственный комитет. Если гаишник адекватный и просто помогает полиции найти украденный велосипед, то можно показать ему ту самую книжечку с серийником.
2. А гаишник вообще имеет право меня тормозить?
Увы, ДА. При этом он обязан по вашему требованию показать вам служебное удостоверение.
А дальше ещё смешнее.
2.1. Может ли полицейский отнять у меня велосипед для погони за преступником?
ДА. Прямо как в голливудских боевиках. Но потом он должен будет предоставить вам соответствующую справку, в которой, например, будет указано, сколько километров он проехал.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
сотрудникам полиции, органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
3. Могут ли меня заставить "дышать в трубочку"?
ДА. В этом пункте речь идёт обо всех транспортных средствах, а не только о механических. Так что вас запросто могут проверить на предмет опьянения.
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.2. По требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из этого вытекает следующий пункт.
3.1. Можно ли садиться за руль пьяным?
НЕТ. Ни пьяным, ни накуренным, ни под транквилизаторами, ни во время ангины, ни после 12-часового рабочего дня у Варламова управлять велосипедом нельзя!
Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
4. Можно ли пользоваться телефоном во время движения?
НЕПОНЯТНО. С одной стороны, в правилах имеется в виду, что нельзя говорить по телефону, прикладывая его к уху. То есть можно, если у вас гарнитура есть. С другой стороны, многие сейчас используют установленные на руле смартфоны вместо велокомпьютеров. Мне кажется, этот момент стоит прописать в ПДД, потому что нынешнюю фразу "пользоваться телефоном" гаишники могут вольно трактовать. Надо лишить их этой возможности.
Водителю запрещается:
пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
5. Обязан ли я надевать шлем?
НЕТ. Причём даже при езде по проезжей части. Но зачем рисковать? Не забывайте, что вы живёте в России, помните об особенностях культуры вождения. Если вы знаете, что ваш маршрут пролегает в том числе по дороге, голову лучше поберечь.
Кстати, не забывайте цеплять на себя фликеры и надевать одежду со светоотражающими элементами (сейчас это даже модно). Но если вы вдруг забыли, штрафовать вас не за что, это лишь рекомендация.
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
6. Можно ли ездить на велосипеде без рук?
НЕТ!
Можно ли управлять одной рукой? ДА!
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
7. Существует ли ограничение скорости для велосипедистов?
ДА. Такое же, как и для всех. Во-первых, вы должны следовать знакам. Понятно, что если вы не велогонщик "Тур де Франс" или "Джиро д’Италия", то свыше 60 км/ч вы вряд ли разгонитесь, но всё же. Во-вторых, запомните, что по дворам нельзя быстро гонять даже на велосипеде.
В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Есть также техническое ограничение в 25 км/ч, которое касается электровелосипедов. На территории России электродвигатель должен помогать разгонять велосипед не более чем до 25 км/ч.
"Велосипед" – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
7.1. Можно ли ездить на велосипеде по автомагистралям?
НЕТ, если только у вас не современный шоссейник и если только вы не готовы поддерживать скорость выше 40 км/ч. Электровелосипед вам тут не поможет по указанной выше причине.
16.1. На автомагистралях запрещается:
движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Ах да, и ехать вы должны по правой полосе, поближе к обочине. Вот так не надо:
8. Где вообще может ездить велосипедист?
Приоритет движения такой:
a) Велодорожка, велопешеходная дорожка;
b) Велополоса;
c) Правый край проезжей части, обочина;
d) Тротуар или пешеходная дорожка.
Если у вас велосипед с широким рулём (какой-нибудь тюнингованный круизёр) или грузовой трицикл с осью шире 1 м, вы можете ехать по правому краю дороги даже при наличии велодорожки или велополосы.
На тротуар можно заехать, если:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Детям до 14 лет запрещено выезжать на дорогу, обочину или велополосу.
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Детям до 7 лет запрещено выезжать даже на велодорожки. Кататься можно только по тротуарам.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Насчёт просёлочных дорог без обочин, каких много в деревнях, в правилах ничего не сказано, так что я разрешаю вам ездить по правой колее. Только не на Камчатке: там вас сожрут медведи. На Камчатке используйте личный вертолёт.
9. Можно ли ездить на велосипеде по выделенной полосе для общественного транспорта?
ДА! Единственное условие – полоса должна быть справа.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов – в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
10. Можно ли разгонять медлительных пешеходов велозвонком?
Теоретически ДА, особенно на велодорожке. Это ваша стихия, и если движению кто-то препятствует, можно предупредить его о вашем приближении. На тротуарах этого делать не следует: как минимум это невежливо. На тротуаре вы в гостях, и это вы всем мешаете, а не наоборот. Запомните:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Кстати, пешеходы имеют право ходить по велодорожке, если по тротуару идти невозможно. Здесь они в той же ситуации, что и вы. Уважайте пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
11. Я сбил пешехода. Что делать?
В этом случае велосипедист приравнивается к водителю, поэтому вы должны оказать пострадавшему первую помощь, вызвать скорую и полицию.
12. Могу ли я переехать дорогу по пешеходному переходу?
НЕТ! В правилах чётко сказано, что велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. Но если человек просто катит велик за руль, он является уже не водителем транспортного средства, а пешеходом. Соответственно, он может перейти дорогу. Перед пешеходным переходом – спешивайтесь!
К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
13. Могу ли я пересечь перекрёсток НЕ по пешеходному переходу?
ДА! Если какие-то водители пытаются доказать вам обратное, это значит лишь, что они мудаки и не знают ПДД. Вы можете спокойно проехать перекрёсток на зелёный свет, двигаясь в своей правой полосе. При этом водители, которые намерены повернуть направо, обязаны вас пропустить.
13. Проезд перекрестков
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
14. Имеют ли автомобили право ездить по велополосе?
НЕТ! Только скутеры.
Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам, а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам.
15. Имеют ли автомобили право стоять на велополосе?
НЕТ! Если видите подобных мудаков, жалуйтесь.
12.4. Остановка запрещается:
на полосе для велосипедистов.
12.5. Стоянка запрещается:
в местах, где запрещена остановка;
К сожалению, даже в Москве многие водители всё ещё трактуют велополосу как обочину правой стороны дороги и перегораживают велосипедистам проезд. За такое надо нещадно штрафовать!
Ещё один важный момент: водитель или пассажир стоящей параллельно велополосе машины не имеет права открывать дверь, если это создаст помеху для велосипедиста. Если вы ехали по велополосе, перед вами кто-то внезапно открыл дверь машины, и вы в неё влетели, виноват будет водитель автомобиля.
16. Можно ли велосипедисту поворачивать налево или разворачиваться на дороге?
НЕТ, если только движение не однополосное и нет трамваев. Надеюсь, вы не станете рисковать и поворачивать налево, иначе вас просто собьют. Пока у нас в России нет велополос и велосветофоров, эта мера вполне оправдана.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
17. Должен ли велосипедист подавать сигнал поворота?
ДА. Поворотников для велосипедов в массовом производстве нет, их можно встретить разве что на тюнингованных экземплярах или на довольно дорогих туристических моделях. Так что в правилах прописаны сигналы рукой. Обычно велосипедист в городских условиях поворачивает направо (про ограничения на левый поворот см. выше), так что надо вытянуть правую руку в сторону. Есть ещё вариант с согнутой в локте ДРУГОЙ рукой, но это слишком тупо. И сами запутаетесь, и водителей позади себя смутите.
18. Должен ли велосипедист включать фару?
ДА! Причём даже днём, как и автомобили с мотоциклами.
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
19. Можно ли перевозить на велосипеде пассажиров?
ДА, если есть дополнительное сиденье и если конструкция велосипеда выдержит двух человек. То же самое касается и детей, но для них нужно специальное кресло.
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
Здесь надо отметить важный момент.
В России нет велоинфраструктуры. Велодорожки, велополосы, специальная разметка отсутствует как класс. А в тех случаях, когда они появляются, остальные участники дорожного движения (а иногда и коммунальщики, например) не воспринимают эти элементы всерьёз.
Из-за этого в полной мере правила соблюдать невозможно. Велосипедистов пока массово не штрафуют, и правильно делают. Пока что это самые угнетённые участники дорожного движения. Мы только что убедились в том, что ПДД частично приравнивают велосипедистов к водителям, а частично – к пешеходам. Бесправный велосипедист часто просто вынужден нарушать. Но это не значит, что нужно игнорировать ПДД и мешать движению машин и особенно пешеходам на тротуарах.
Распространяйте этот пост! Надеюсь, он поможет прийти к взаимопониманию велосипедистам, водителям и пешеходам.
Геноцид велосипедистов в Японии
Право на хранение велосипедов
Насколько мы отстали от Европы
Зимний велопарад в Москве в –27
Остановитесь, двухколесные твари!
Вся власть велосипедистам!