Городская электричка в Москве
Если вы бывали в Берлине или Париже, то наверняка знаете, что помимо обычного метро, там хорошо развита система городских электричек. Они соединяют центр с пригородами, а также позволяют быстрее перемещаться на длинные расстояния. Скоро такой же кайф будет и в Москве.
Сегодня в Москве много железных дорог и направлений, но поезда на них работают в основном в режиме пригород-город с тупиковыми конечными на вокзалах, практически не охватывая поездки внутри города. На это есть несколько причин, но все они сводятся к простому «это неудобно» – проще доехать до метро и кругами добраться до нужного места, чем покупать отдельные билеты, проходить проверку, уточнять расписание и ждать свой поезд. Чего стоит один обеденный двухчасовой перерыв в работе электричек – уехать ты смог, а вернуться уже может не получиться.
Проект Московских центральных диаметров направлен на создание на базе железнодорожных направлений наземного метро. Поезда будут охватывать агломерацию и проезжать город насквозь, как это делают радиусы метрополитена. Планируют ввести тактовое расписание – это позволит не запоминать график движения, а просто приходить на станцию и гарантированно уезжать в течение 5–6 минут. Билеты будут работать по городской карте «Тройка» с бесплатной пересадкой на метро и МЦК.
Где будет МЦД
Первые два диаметра (МЦД–1 и МЦД–2) планируют ввести до конца этого года или в начале следующего. При этом сохранится движение обычных пригородных и дальних поездов. В ближайшие годы аналогично будут введены ещё три диаметра: «Зеленоград – Раменское», «Апрелевка – Железнодорожный» и «Пушкино – Домодедово». В дальнейшем могут быть рассмотрены и другие маршруты.
Городская электричка должна стать полноценной частью транспортной системы Москвы, но сделать это без удобных пересадок на наземный транспорт и уже существующие линии метро с железной дорогой невозможно. Недавно была опубликована схема для будущих линий, где хорошо видны станции-пересадки:
Новые станции и пересадки
Для запуска МЦД Стройкомплекс Москвы совместно с РЖД планируют построить новые платформы и улучшить уже существующие под новые стандарты комфорта. Например, платформа «Пойма» на МЦД–2
Платформа «Новодачная», МЦД–1:
Платформа «Опалиха», МЦД–2:
Платформа «Лобня», МЦД–1:
Платформа «Сетунь», МЦД–1
Платформа «Волоколамская», МЦД–2
Платформа «Щукинская», МЦД–2
Недавно уже была открыта новая станция «Инновационный центр» у Соколова:
На этом же маршруте к запуску диаметров строится станция «Славянский бульвар», 5 существующих станций – реконструируют («Баковка», «Сетунь», «Новодачная», «Долгопрудная», «Тимирязевская»). Также в проект заложены новые остановки «Петровско-Разумовская», «Дмитровская» и «Илимская».
На МЦД–2 строятся платформы «Пойма» («Пенягино»), «Волоколамская», «Щукинская», «Курьяново» и «Остафьево», а в будущем появятся станции «Марьина Роща», «Печатники» и «Котляково». Две существующие остановки будут реконструированы («Опалиха», «Царицыно»). Реконструкция идет и на конечных станциях МЦД–1 и МЦД–2 («Лобня», «Одинцово», «Нахабино», «Подольск»).
Новый вид старых станций
К запуску планируют обновить облик уже существующих станций: поставить более удобные скамейки, нормальные заборы, улучшить освещение и создать единую навигацию.
Примерный облик уже можно встретить на некоторых платформах:
Никакого космоса, но смотрится в разы лучше обычных станций.
Хочется надеяться, что вместе с вводом МЦД не усилят театр безопасности с досмотром на всех станциях – иначе вся эта работа коту под хвост.
Борьба с шумом
В некоторых местах достроят дополнительные пути, которые нужны для бесперебойного движения городской электрички и других поездов. Это не проблема на окраинах, но стройка идёт даже в центре, в Басманном районе. Жители некоторых домов опасаются, что после запуска диаметров уровень шума возрастёт.
В идеале пути в плотном центре нужно убирать под землю, а сверху создавать общественные пространства. Именно так сделано во многих городах Европы, и это удобно с точки зрения пользования городом. Недавно я рассказывал про Барселону, где пути в центре накрыли парком.
Но это дорого и сложно, и поэтому строители обещают использовать шумоснижающие технологии в тех местах, где пути расположены около жилья. Надо отметить, расположение жилых домов вблизи линий городского рельсового транспорта – норма для европейских столиц, жителей Берлина и Парижа подобная близость вполне устраивает, а современные технологии вполне позволяют сделать такое соседство комфортным.
Вот так выглядит наземное метро в Париже:
А так – в Берлине:
Новые поезда
На первых двух диаметрах будут работать новые поезда «Иволга». Они уже обкатываются на некоторых направлениях в режиме экспресса, но для МЦД их доработали:
Они больше похожи на «Ласточки», чем на привычные нам электрички: нет тамбуров, больше дверей, поручни и так далее. Это городской тип электрички, рассчитанный на небольшую длину поездки.
В целом же всё годно, такие поезда радуют. Провоз велосипедов обещают сделать бесплатным:
Ожидаемый эффект
Прогнозируется, что МЦД разгрузит всю транспортную инфраструктуру столицы на 10–12%. Улучшатся не только привычные связки внутри города и в агломерации, но многие жители ещё и получат качественно новый магистральный транспорт там, где его не было: районы Северный, Дмитровский, Восточное Дегунино, Можайский, Щербинка (а это более 400 тысяч человек, между прочим).
В ряде районов, где метро или МЦК расположены вдали от значительной части жилых массивов, станции МЦД станут удачным дополнением и достойной альтернативой метрополитену. В общем, можно будет продавать машину и ездить на электричке!
Использованы фотографии Кирилла Балберова и Аркадия Гершмана
Подготовлено в рамках коммерческого сотрудничества с Москомархитектурой