Как должна выглядеть современная школа: ответ мэру Екатеринбурга


Фото: artlebedev.ru

На мою критику золотой екатеринбургской школы отреагировали мэр Екатеринбурга Александр Высокинский и, собственно, виновник торжества Андрей Симановский – человек, давший деньги на всю эту неуместную роскошь.

— Интерьер создает хорошее настроение. Если это не так — мы его уберём, да? — сказал Симановский, обращаясь к мэру.

— Убрать никогда не поздно. Понимаете, какая штука — всегда найдется тот, кто не делает и критикует, — ответил Высокинский. — Поэтому надо разговаривать с теми, кто делает, изучать опыт других городов. Мы пробуем, мы смотрим, мы изучаем реакцию родителей, учеников. Может, подобные вещи их будут приучать к красоте.

E1.ru

Удивительное дело, конечно... Такое впечатление, что мы обсуждаем не ремонт школы, а какой-то инновационный стартап: "взлетит – не взлетит", "понравится – не понравится".

На тему того, какой должна быть школа, есть масса исследований. Школа – это вам не ночной клуб, это место, где дети проводят половину своей жизни, это место, которое формирует их вкус, сознание, воспитывает, влияет на поведение.

В Екатеринбурге я вижу рассуждения уровня:

— Питание в школах не очень, дети едят кашу с хлебом.
— Отлично! Я бизнесмен, я эту школу окончил, я очень благодарен учителям, поэтому я купил грузовик шоколада, и все дети будут есть шоколад! УРА!
— Подождите, но детям нельзя есть столько шоколада...
— А с чего ты решил, что ты можешь решать за детей? Дети, вы хотите есть целыми днями шоколад и запивать его какао? Вот! Дети хотят, детям нравится!
— Но ведь есть исследования, которые показывают вред такого питания.
— Это подарок! Дарёному коню в зубы не смотрят! Легко критиковать, когда сам не кормишь детей! Ты попробуй хоть одну школу накорми, тогда посмотрим!
— Но врачи говорят...

В общем, если честно, я чувствую себя неловко из-за реакции мэра. Поэтому сегодня подробно и аргументированно рассказываю, какой должна быть школа.



У нас в стране уже неоднократно проводились крупные исследования (заказанные, между прочим, Департаментом образования Москвы), которые анализировали мнения учителей, психологов, родителей и самих школьников о том, какой должна быть идеальная школа, анализировали зарубежные публикации на эту тему и мировой опыт и в итоге давали практические рекомендации по оформлению типовых школ.

Первое масштабное исследование провел Московский архитектурный институт (МАРХИ) еще в 2014 году. В нем поучаствовали более 30 школ и порядка 600 человек, а полученные материалы сложились в два отчёта по 400 страниц каждый. Второе, ещё более крупное дизайн-исследование московских школ проводилось всё тем же МАРХИ в сотрудничестве со Студией Артемия Лебедева в течение двух лет – с 2014 по 2016 год. Результатом работы стало гигантское Руководство по оформлению типовых школ (свыше 1000 страниц), в котором школа разбирается на атомы – от того, какими должны быть цвета стен и материалы отделки, до того, в каком порядке вешать портреты писателей в кабинете литературы и что должно быть написано на стенах в туалете.

Судя по тому, как выглядят наши школы сейчас, вряд ли кто-то из чиновников читал эти исследования. Чтобы облегчить им работу, я решил сделать выжимку всего самого интересного из этих двух огромных трудов. Может, хотя бы на неё у чиновников, отвечающих за интерьеры наших школ, хватит времени и сил.


Всё начинается с пришкольной территории. В России школа всеми силами старается отгородиться от внешнего мира. Огромные глухие заборы, за которыми дети чувствуют себя как в тюрьме. Для сравнения, вот как выглядит территория школы в Хельсинки:


Фото: МАРХИ

Вход в школу – у такого крыльца каждый день вынуждены толпиться родители, забирающие детей после уроков. Никаких тебе мест, где родители могли бы присесть, отдохнуть. И тут же пример того, чем можно заменить этот пресловутый козырёк – шикарная зона ожидания перед школой в Англии.


Фото: МАРХИ

Рекомендации МАРХИ: забор должен быть, но не глухой. Необходимо хорошее освещение всей территории школы и обязательно освещение входа. Для детей, учителей и ожидающих родителей нужны лавочки, вход в школу и тамбур предлагается расширить. А ещё не помешала бы крытая парковка для велосипедов и самокатов и крытое место для рюкзаков, которые там можно было бы оставить во время прогулки.

Перемещаемся внутрь школы. Вестибюль и коридоры в российских школах обычно безликие и унылые. Максимум, на что хватает фантазии – это повесить стенгазету или какие-нибудь дешёвые картины. Делается всё это не для детей, а ради создания представительного антуража. Нормальный вестибюль должен быть приветливым, "детским", иметь необходимую для школьников, сотрудников, посетителей информацию и навигацию, отражать школьные события.


Фото: МАРХИ

Цветовая палитра вестибюля не должна быть слишком яркой, чтобы не провоцировать агрессию, но и слишком скучной и однотонной быть тоже не должна. Идеальное решение – выделить ярким контрастным цветом одну из стен. Это украшает интерьер, оживляет пространство и делает заметнее ключевые точки — например, административную стойку или зону ожидания. Вот некоторые из готовых вариантов цветовых решений.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Место, куда школьник попадает после вестибюля – гардероб. Обычно это тесное помещение с сотней крючков для одежды. И всё.


Фото: artlebedev.ru

Чего не хватает в таких гардеробах? Во-первых, индивидуальных шкафчиков: за них высказались более 70% опрошенных родителей и школьников. Во-вторых, свободного пространства: существующая норма в 0,15 квадратного метра на человека недостаточна для современной школы. Необходимы ячейки для обуви, для сменки, физкультурной формы, одежды на продленку – всё это не помещается, падает, теряется, грязное хранится вперемешку с чистым.

Фото: artlebedev.ru

Нужны сидячие места для переодевания: вещи класть некуда, они скидываются на грязный пол, дети переобуваются стоя в толкотне. Нужно хорошее освещение, ну и, конечно, хорошие материалы отделки – желательно дерево. В светлых помещениях с деревянной мебелью комфортно переодеваться.


Фото: artlebedev.ru

Начальная школа. Маленьких детей тяжело заставить усидеть на одном месте. Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты (дальше – ФГОС) предусматривают для начальной школы уроки разного формата – это могут быть уроки в виде игр, мастер-классы и так далее. Но проблема в том, что громоздкие парты, которыми заставляют кабинеты, не позволяют трансформировать пространство для проведения таких необычных уроков.


Фото: МАРХИ

Перед вами варианты рассадки, которые предлагают сами учителя начальных классов. Но вы видели когда-нибудь, чтобы в наших школах были какие-либо из нестандартных вариантов рассадки?


Фото: МАРХИ

А вот в Европе и Америке такая рассадка – обычное дело.


Фото: artlebedev.ru

При этом сами учителя и сотрудники школ уверены, что их классы выглядят прекрасно и отлично оснащены. То ли боятся сказать лишнего, то ли просто не видели никогда нормальных классов и не представляют, что может быть по-другому.


Фото: МАРХИ


Фото: МАРХИ

То же самое касается и классов средней школы. Нужна менее громоздкая, трансформируемая, лёгкая мебель. Нужно место для рюкзаков, которые обычно у нас валяются на полу, загромождая узкие проходы. А ещё МАРХИ пишет, что представления о том, что для хорошей осанки полезно сидеть весь урок в жёсткой позе, опровергаются современной медициной. Детям необходимо менять позу на уроках, так что в разные кабинеты нужны разнообразные сидения, стоячие парты и так далее.


Фото: МАРХИ

Стены предлагается окрашивать в спокойные тона – различные оттенки белого, серого, бежевого, выделяя одну из стен более тёмным и насыщенным цветом. При выделении одной из стен кабинета необходимо подбирать мебель спокойных оттенков. Если же все стены окрашиваются в нейтральные цвета, мебель должна быть яркой.


Фото: artlebedev.ru

Не менее важен пол. Повторяющийся яркий узор будет действовать на нервы, визуально уменьшать помещение и быстро приходить в негодность.


Фото: artlebedev.ru

Лучший выбор – однотонный светлый пол, возможно, с редкими яркими вставками. Лучшие материалы для школьного напольного покрытия – ламинат, паркет или натуральный, экологически безопасный материал, похожий на линолеум, который позволяет создавать яркое или естественное напольное покрытие.


Фото: artlebedev.ru

На стены классов, коридоров и рекреаций дизайнеры предлагают наносить рисунки, но, опять же, в спокойных тонах – различных оттенках голубого, салатового, фиолетового. А можно и не просто рисунки, но и различные школьные правила. Например, гардероб – самое место для размещения напоминающей мнемонической фразы "одевать Надежду, надевать одежду".


Фото: artlebedev.ru

Или вот такую формулу дизайнеры Студии Лебедева предлагают разместить напротив писсуаров в школьных туалетах.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Ещё один крутой вариант оформления стен – магнитная или меловая доска прямо на стене коридоре.


Фото: artlebedev.ru

Знакомый с детства атрибут любого класса – графическая информация на стенах. Портреты писателей, таблицы с формулами и правилами, карты мира и так далее. Специалисты отметили, что в большинстве исследованных классов вся эта информация превращается в пёстрый хаос, в котором теряется информация, записанная на доске, а иногда даже и учитель.


Фото: artlebedev.ru

Чтобы все эти наглядные пособия имели какой-то смысл, их необходимо, во-первых, проредить, во-вторых, сделать менее аляпистыми, в-третьих, разместить аккуратно, выровняв по архитектурным элементам – дверям и окнам. Актуальные пособия вешаются на доску и должны быть посвящены одному предмету.


Фото: artlebedev.ru

В качестве наглядных пособий можно использовать и элементы интерьера. Например, лестницы…


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Учебные материалы могут размещаться на полу или на асфальте во дворе школы, они в игровой форме знакомят школьников с базовыми понятиями. Классики помогают разобраться в дробях...


Фото: artlebedev.ru

Наглядное изучение солнечных часов. Чтобы узнать время, нужно встать в центр.


Фото: artlebedev.ru

Большая проблема в российских школах с рекреациями. По ним во ФГОС кроме сухих строчек нет никаких конкретных рекомендаций. Многие школы стараются как могут, но у них нет положительных примеров и достаточного финансирования.


Фото: МАРХИ

По результатам опросов, меньше 50% школьников проводят свободное время в рекреациях – это ли не показатель? Зачем детям сидеть в рекреации, если там просто нечего делать. Оценка рекреаций дизайнерами тоже выглядит ужасающе.


Фото: МАРХИ

Места рекреации должны быть разными – пассивные, активные, для общения с друзьями, для физкультминутки, для интеллектуальной разгрузки, пространства типа коворкинга.


Фото: МАРХИ

Ни один школьник уже не обходится без телефона и планшета. И для этой неизбежной уже потребности должно быть своё место с розетками и Wi-Fi.


Фото: МАРХИ

Вот такой вариант разделения пространства предлагает Студия Лебедева: 1 – спокойная зона, 2 – игровая зона, 3 – транзитная зона.


Фото: artlebedev.ru

Библиотека – место, которое навевает скуку и никак не мотивирует детей к чтению. Библиотеку в некоторых школах вовсе хотят ликвидировать, оцифровав книжный фонд. Дети и родители единодушны: библиотека нужна, но, по общему мнению, она изжила себя в прежней форме.


Фото: МАРХИ

В зарубежной практике библиотеки превращаются в медиацентры, зоны самостоятельного познания. Например, библиотека могла бы выглядеть вот так:


Фото: МАРХИ

А вот пара вариантов планировок, предлагаемых Студией Лебедева.


Фото: artlebedev.ru


Фото: artlebedev.ru

Сами полки с книгами тоже могут выглядеть по-другому – более креативно и просто для поиска. Вот один из зарубежных примеров: книги размещаются в отдельных разноцветных контейнерах по темам.


Фото: artlebedev.ru

Актовый зал тоже должен стать многофункциональным пространством. Во многих школах он запирается и не используется при отсутствии общешкольных мероприятий. Чтобы изменить ситуацию, нужна новая мебель – мобильная, трансформируемая. И да, никаких наклонных полов, которые превращают актовый зал в театр.


Фото: МАРХИ

Вот так в общих чертах должна выглядеть современная школа. Интересно, что исследования и руководства МАРХИ, и Студии Артемия Лебедева проводились по заказу московского департамента образования. Но многое ли из предложенного специалистами вы видели в наших школах? Нет, у нас продолжают штамповать убогие бетонные коробки, заставленные дешёвой мебелью, а школой в Екатеринбурге, превращённой во дворец имени Филиппа Киркорова, восхищаются только потому, что она выделяется из общей серости.

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
Результаты Всероссийской олимпиады формируют ВСЕ школы России, просто надо помнить, что помимо заключительного этапа есть еще этапы региональный, муниципальный и школьный (в последнем как раз и участвуют все школы страны).
23 место по PISA из 70 стран (при около 200 государств на планете)? Ок. Но в посту, с которого начался этот разговор утверждается следующее: "А хорошего образования в РФ нет от слова совсем. ". Не кажется ли Вам что "отсутствие образования в РФ от слова совсем" с 23-м местом как-то не сильно стыкуется? Тут или отстой, но тогда должно быть 65-70 места, или вполне себе добротный уровень (25-30 места по факту).
И еще один нюанс, который Вы не учитываете - высококлассные школы как правило не ведут учеников с 1-го класса. Они их набирают позже, с 7, 8-го, а некоторые и с 10-го. Т.е. чтобы поступить в высококлассную школу в 10-м классе, ученик должен вначале чему то научиться в обычной дворовой. Что опять же не очень вяжется с утверждением, что средняя температура по больнице хреновая.
Участвовать-то может кто угодно, шансов вот только у ученика из обычной школы, прямо скажем, не очень много. Посмотрите список победителей и призеров всероссийских олимпиад - там сплошь Москва и Санкт-Петербург, иногда Казань, с редкими включениями других регионов. Ради интереса посмотрел математику за этот год (почти 400 человек) - из сельских школ ни одного (а на селе так-то четверть населения страны живет), с Дальнего Востока - одна девочка в самом конце. На первом месте ВНЕЗАПНО гордо красуется внук ректора МГУ.

23-го место по PISA только по математике. В комплексе трех показателей, если усреднять, то 27-е. Для сравнения, Китай 14-е.
70 стран - это все развитые и часть развивающихся. Всякие Зимбабве не участвуют.

Среднее образование в России, безусловно, есть. Если сравнивать со среднемировым уровнем - то очевидно выше среднего. Если с уровнем развитых стран - скорее ниже среднего, у нас в комплексе примерно уровень США, систему школьного образования которого не ругает только ленивый. При этом качество образования изрядно разнится по стране.

Высококлассные школы ведут очень по-разному, есть те кто набирают с 8 класса, а есть и с первого класса. Если набирают, то в любом случае преимущественно из своего региона. Судя по результатам олимпиад, в качестве среднего образования очень сильно выделяются Москва и Санкт-Петербург. По всей остальной стране все гораздо хуже, и это проблема. Я немало поездил по стране, в том числе и региональные школы видел. Даже просто по оснащению разрыв с Москвой заметен, что называется, невооруженным взглядом.

С высшим образованием все гораздо хуже. В топ-100 THE ни одного российского ВУЗа, лучший результат у МГУ - 189 место. По QS МГУ выбился на 84-е место, больше в топ-100 никого из российских нет.

> С высшим образованием все гораздо хуже. В топ-100 THE ни одного российского ВУЗа, лучший результат у МГУ - 189 место. По QS МГУ выбился на 84-е место, больше в топ-100 никого из российских нет.

Хотя я и предъявляю обычно THE в случае чего, полностью доверять этому рейтингу не стоит, не разобравшись в критериях оценки ВУЗов.
А данный рейтинг рассматривает ВУЗ как одновременно и учебное, и исследовательское учреждение: порядка 50% баллов там за исследования. В России же исследования по традиции проводят не в ВУЗах, а в соответствующих институтах. Поэтому и баллы у ВУЗов за исследования и цитирования низки. К слову, у цитирований есть отдельная проблема: ты получишь мало цитирований, если будешь публиковаться по-русски => тут у англоязычных ВУЗов в рейтинге преимущество. Я посмотрел THE 2020, отсортированный по качеству именно обучения, и в первой сотне есть и МГУ, и МФТИ. В рейтинге THE Reputation 2018 в первой сотне они же. Так что не всё так плохо.
Исследования в России ВУЗы очень даже проводят, говорю как человек, 8 лет преподававший (и занимавшийся наукой) в одном из московских ВУЗов. Есть и программы научные, и отчетность, и на зарплату это влияет. Другое дело, что да, у нас наука до сих пор в значительной степени варится сама в себе, ученые в массе своей английский знают плохо и в нормальных международных журналах не публикуются, это действительно серьезная проблема.
Но даже без науки, факт наличия всего двух российских ВУЗов в сотне (и как я понимаю, далеко не на первых местах) особого энтузиазма вызвать не может.
Да, я знаю, что в самих ВУЗах исследования тоже ведутся. Хотя по Вашему и своему сообщениям выше вижу, что я забыл сказать об этом.

> Другое дело, что да, у нас наука до сих пор в значительной степени варится сама в себе, ученые в массе своей английский знают плохо и в нормальных международных журналах не публикуются, это действительно серьезная проблема.

Вот, собственно, о чём я и говорю.

> Но даже без науки, факт наличия всего двух российских ВУЗов в сотне (и как я понимаю, далеко не на первых местах) особого энтузиазма вызвать не может.

Тут как посмотреть... Учитывая монополию UK и USA на верхние места этого рейтинга, подозреваю, что критерии рейтинга заточены под системы этих двух стран. А вообще, по этому рейтингу (по крайней мере, в естественнонаучной и инженерной части) Россия находится в одних рядах с Германией, Францией, Швейцарией, Ю.Кореей, Китаем и ещё десятком прочих стран первого эшелона. Что лично меня радует, хотя хотелось бы ещё лучше.
Давайте вернемся к истокам.
Изначально я влез в этот разговор, когда прочел утверждение, что за бюджетные деньги получить хорошее образование нельзя. Мое утверждение как раз наоборот - как раз частные школы за большие деньги (типа упомянутой Хорошколы) ничего не дают. Совсем. И критерием этого для меня служит полное отсутствие результатов их учеников во Всероссе (какой там заключительный этап, там даже про муниципальный молчок) и полное молчание про результаты по ЕГЭ.
На что мой собеседник решил бездоказательно заявить, что меня полностью устраивает(?) "советский стандарт" (интересно, а что это такое?) и что "хорошего образования в РФ нет от слова совсем" (С) На что ему возразили, в том числе и я, что успехи российских школьников на Международных олимпиадах этому нЕсколько не соответствует. Ваша статистика тоже подтверждает, что хорошее образование в РФ все-таки есть (не будем хорошее образование приравнивать к отличному). Как и Ваши слова - "если сравнивать со среднемировым уровнем - то очевидно выше среднего". "Совсем нет" - это когда уровень Зимбабве, а 27-е место - это как минимум добротный середняк.
То, что образование в РФ не самое лучшее в мире, так с этим вроде как и никто не спорит (да и не было оно никогда таким).
То, что школы РФ с точки зрения успехов в олимпиадах находятся совершенно в разных условиях - для меня это очевидно и глупо это оспаривать. Но мой подход был в другом - в том, что для оценки успешности школы я смотрю в первую очередь два параметра - успехи учеников во Всероссе и средний бал по ЕГЭ. Если Вы мне предложите другие критерии, с удовольствием с ними ознакомлюсь.
Что касается поступления в сильные школы. Даже интересно стало - в какую именно берут с 1-го класса? СУНЦ - с 10-го, 2-й Лицей - с 7-го, 2007 и 1514 - с 5-го. Причем тут надо иметь в виду, что несколько лет назад произошло укрупнение школ, когда к одной сильной, допустим ФМШ, привязывали несколько обычных дворовых. Так вот, поступление в такую дворовую, думаю, мы не будем приравнивать к поступлению в ФМШ.
(Впрочем, похоже Интеллектуал набирает с 1-го класса. Но при этом у него в прошлом году был добор в 5,6,7 и 10 классы. Так что нельзя считать, что двери туда для других были закрыты)
Набирают преимущественно из своего региона? Если речь идет об улицах одного города, то по своему опыту - это не так. Берут по результатам вступительных.
(Что касается внука ректора МГУ. Во-первых, победителей олимпиады по каждому предмету - несколько десятков, а не один. Призеров еще больше. Во-вторых, хоть и ректор МГУ сволочной человек (это еще по 70-ым годам многие знают), но как математик он достаточно силен, плюс наличие в семье больших денег. Поэтому устроить внуку очень хорошую подготовку он вполне мог. Из какой школы, кстати, внук? Сорри, лень искать :) )