Хотите, как в Америке?
Я сегодня опять хочу поговорить про автомобилизацию. Многие наши города тратят огромные деньги, чтобы стать удобными для автомобилей. Посмотрите на Тюмень или на Челябинск, которые прямо гордятся своими дорожными революциями. Старые улочки расширяют, а около жилых домой прокладывают эстакады. Жители обычно горячо поддерживают начинания чиновников, просто не понимая их последствий. И на первый взгляд, действительно кажется, что новые дороги и эстакады – это хорошо. Но во всей этой истории нужно понимать только одно: что автомобилизация в конечном итоге убивает города.
Сегодня мы повторяем те ошибки, которые американские города допускали в 50-х годах прошлого века. И сейчас они думают, что с этим делать. А мы пока можем посмотреть, что будет у нас, если вовремя не одуматься.
Рассмотрим два примера. Первый — Цинциннати, третий город штата Огайо. Посмотрите на его район Вест-Энд до реновации пятидесятых годов. Ровные и неотличимые друг от друга американские улицы с пронумерованными названиями. Там банк, тут офисы, здесь аптека, кафе и повсюду жилые дома. В левом верхнем углу железная дорога и вокзал. Обычный живой город...
А вот что стало с этим же районом после строительства прошедшей через город автострады. Ради огромных развязок и многополосного шоссе снесли целые кварталы, а их место заняли не новые жилые районы, построенные с учётом нового соседа, а склады и парковки. Район в самом центре города обезлюдел и стал зоной отчуждения. Уцелел только вокзал, но и на площади перед ним устроили автостоянку. Теперь в будущем городским властям придётся решать не только вопрос переноса автострады, но и новой реновации района с учётом пожеланий его жителей, а не автомобилистов.
Что же касается жителей, то большую часть населения района составляли чернокожие, а власти называли свои действия «расселением трущоб». Накануне выселения жителей из купленных городом домов местные активисты сделали серию снимков в районе, из которого вот-вот выселят 25 тысяч человек.
Сегодня это могли бы быть жилые районы с магазинами и кафе, но кроме развязок ничего не осталось.
А вот что появилось на месте старых кварталов:
Ещё один пример — Филадельфия. Некогда индустриальный город с дурной репутацией во второй половине прошлого века задумал от неё избавиться и в ходе этого тоже прибег к перестройке. И под её ударом снова пали
Теперь в Филадельфии всегда солнечно, а старые улицы превратились в парковки и эстакады.
Как вам такая автомобилизация? Может, лучше остановиться, пока не поздно?