September 7, 2019

Однажды в Москве

Фото: Владимир Сычёв

Сегодня в Москве праздник! 872 годика стукнуло старушке. В этот прекрасный день я бы хотел показать вам редкие исторические снимки столицы. Кто-то вспомнит детство, кто-то удивится... Да, были времена! Надеюсь выдавить из вас ностальгическую слезу!

01. Старое здание Курского, а тогда ещё Курско-Нижегородского вокзала в годы первой русской революции. До его постройки поезда на этом направлении больше двадцати лет приходили на деревянный Нижегородский вокзал, который позже стал товарной станцией, а в пятидесятых был снесён. Курский же при реконструкции в семидесятых утратил свой фасад и оказался частично включён в территорию нового стеклянного вокзала. Эх, какой был вокзал!

02. Весна 1924 года, над склепом Владимира Ленина строится второй деревянный мавзолей. Первый мавзолей был построен наспех и оказался неудачным. А уже через год после смерти Вождя будет принято решение о строительстве нового, гранитного мавзолея, которое будет завершено в 1930 году.

03. Редчайший снимок! 1927 год, вид на Лубянскую площадь. В здание страхового общества «Россия» чекисты переехали ещё при Дзержинском, а вот современный вид комплекс получит только к середине восьмидесятых. Сама же площадь уже носит имя главного чекиста — Железный Феликс умер в 1926–м. Сегодня практически все здания на этом фото снесены или перестроены.

Фото: «Огонёк»

04. Москва-река в центре столицы в том же 1927 году. Ещё цело Зарядье, а за Болотным островом виден оригинальный храм Христа-Спасителя. Всему этому осталось существовать совсем немного. Обратите внимание, вдоль реки росли деревья и стояли опоры ЛЭП!

Фото: С. Красинкий / «Огонёк»

05. 1934 год, метростроевцы спускаются на торжественный митинг. А внимательные любители старых фотографий пишут, что на обороте транспаранта видна надпись «Привет героям-летчикам, спасшим челюскинцев»! — членов экспедиции и их спасителей чествовали в том же году. А вот до открытия первой линии московского метро ещё год.

06. Одна из четырёх новых кремлёвских звёзд, изготовленная в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского, 22 октября 1935 года. На следующий день их покажут горожанам в парке Горького, а к 27 октябрю они заменят орлов на Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях. Эти звёзды отличаются от известных всем современных — они не рубиновые, а с самоцветами. Но они оказались слишком большими, а самоцветы потускнели, и скоро их было решено заменить. А звезда со Спасской башни отправилась на Северный речной вокзал, сейчас её реставрируют.

07. Извозчик у «Метрополя» рядом с новеньким лимузином ЗиС–101, которые начали выпускать в 1937 году. Рядом уже открыто метро, и извозчики в Москве доживают свой век.

Фото: Аркадий Шайхет

08. Тверская улица (а тогда Горького) близ Пушкинской площади. Главфруктвод торгует фруктовой водой, по улице ещё ходят троллейбусы, а по бульвару — трамвай.

09. Зима 1939 года, Большой Москворецкий мост. Справа видна ещё целая часть Зарядья. После войны их снесут для строительства новой сталинской высотки, место которой позже займёт гостиница «Россия».

Фото: Э. Н. Евзерихин

10. Послевоенный вид из дома №7 по Большой Ордынке. Видна реконструкция одной из кремлёвских башен — работы велись в 1946–1953 годах. Обратите внимание, как вольно пешеходы ходили, где им вздумается!

Фото: Э. Н. Евзерихин

11. Болотная площадь после войны. Новые власти долго не могли решить, что делать с огромным куском земли в центре столицы, но в 1948 году определились и обустроили сквер.

Фото: Э. Н. Евзерихин

12. 14 ноября 1951 года. Строится главное здание МГУ. Через два года оно станет самым высоким зданием Европы, которое только в 1990 году обгонит небоскрёб во Франкфурте-на-Майне.

Фото: Н. Кулешов

13. Центральный универмаг 15 июня 1956 года. Уже три года как универсальный магазин работает с премиум-клиентами, а год назад сделал предлагаемые товары доступными покупателям на магазинных полках.

Фото: С. Иванов-Аллилуев

14. Вероятно, это фото сделано на следующий день после предыдущей фотографии. Новый стадион «Лужники», для строительства которого переселили восемь тысяч человек, будет открыт в конце июля товарищеским матчем футбольных сборных СССР и КНР. На этом фото хорошо видно, что Москва за МГУ заканчивалась. Сейчас в это сложно уже поверить...

15. 1957 год, строится Ленинский проспект. В первой очереди возводились дома от Калужской заставы до Ломоносовского проспекта.

16. 1958 год, вид на вторую очередь строительства примерно с пересечения современных улиц Вавилова и Панфёрова.

Фото: Б. Косарев

17. 1960 год. Три года назад закончен Калининский (Новоарбатский) мост, а Белый дом начнут строить только через пять лет. Да, на месте, где сейчас стоит Белый дом, раньше были городские трущобы...

Фото: А. Сергеев-Васильев

18. Шестидесятые годы. Грузовые ЗИЛы на территории родного завода.

19. Начало шестидесятых. Вход в 739–ю школу на Соколе. Где теперь найдёшь такие школьные двери?

Фото: архив 739–й школы

20. Северный речной вокзал в 1964 году. На шпиле уже видна упоминавшаяся ранее кремлёвская звезда. А вокруг деревня...

Фото: Б. Ярославцев

21. 1965 год. Киоск с мороженым на Лубянке, рядом с Детским миром. Позади виден памятник Дзержинскому.

Фото: Bojár Sándor

22. Ремонт дороги на Неглинной.

Фото: Bojár Sándor

23. Хоккей на Петровке.

Фото: Bojár Sándor

24. А вы думали, платная стоянка — это новое изобретение?

Фото: Bojár Sándor

25. Карта Москвы гаишников 1968 года.

Фото: Bojár Sándor

26. У Политехнического музея.

27. Ручной светофор на Подольском шоссе.

28. Конец шестидесятых, дети переходят по зебре Кутузовский проспект. Можете представить себе такое сейчас? Теперь тут подземный переход, а безопасное пересечение дороги стало возможным только в анекдотах...

Фото: ИТАР-ТАСС

29. Рубеж 60–70–х годов. Площадка над кинотеатром «Зарядье», находившемся в одном здании с гостиницей «Россия».

Фото: Е. Люляев

30. Китайгородский проезд, 1969 год.

Фото: Михаил Дашевский

31. Начало семидесятых, автозавод имени Ленинского комсомола, а позже «Москвич».

32. Субботник рядом с Ботаническим садом.

33. Семидесятые, где-то в Москве.

Фото: Владимир Сычёв

34. Северное Тушино, вид в сторону Химок и поглощаемой городом деревни Алёшкино.

35. Предсерийный образец РАФ–2203 на ВДНХ, 1974 год.

36. Конец семидесятых. Художник Анатолий Зверев на Трубной площади.

Фото: Владимир Сычёв

37. Начало Ленинского проспекта, 1976 год.

Фото: Игорь Зотин

38. 17 марта 1979 года. В аэропорту Внуково при заходе на посадку с горящим двигателем разбился Ту-104, следовавший рейсом Москва — Одесса. Из 119 человек на борту выжили 60.

39. Субботник в Ботаническом саду в 1987–м.

Фото: Bánkuti András

40. Танцы на Арбате, 1987 год.

41. Палаточный городок на Васильевском спуске. В 1990 году власти около полугода не разгоняли самых разных митингующих, устроившихся прямо под стенами Кремля. Но перед новый годом уличную демократию в одночасье прекратил ОМОН.

Фото: Юрий Абрамочкин

42. Лубянская площадь в начале девяностых. Железного Феликса уже нет, но постамент ещё стоит.

Фото: Роман Денисов

43. Рынок у метро «Парк культуры», 1992 год.

Фото: Александр Земляниченко

44. Конец апреля 1993–го, четвёртая выставка COMTEK в Экспоцентре

45. Очередь в джинсовый магазин в Столешниковом переулке, 1993 год.

Источник: архив К. П. Рязанова

46. Баррикады на Горбатом мосту в дни конституционного кризиса.

47. 15 мая 1994 года. Площадь Киевского вокзала до «Европейского».

Фото: В. Мариньо

48. 20 марта 1996–го. На Большой Никитской.

Фото: С. Поминов

49. 5 сентября 1996–го. Митинг за прекращение войны в Чечне.

Фото: Д. Абрамов