10 городов России, у которых нам есть чему поучиться
Вчера я показал вам 10 иностранных городов, которые за последние годы придумали, как им радикально себя улучшить. Россия тоже не ограничивается программой "Формирование комфортной городской среды". Здесь происходят удивительные вещи! Взять хотя бы Зарядье или Новую Голландию... Но это слишком простые и очевидные примеры.
Давайте посмотрим, как наши города превращаются в европейские – и какими способами!
Начнём с Питера. Город можно похвалить за новую дорогу – это Западный скоростной диаметр (ЗСД), хороший пример внеуличного шоссе, у которого нет пересечений с обычными улицами и жилыми кварталами и которое призвано снизить количество автомобилей в центре города. ЗСД был полностью открыт в декабре 2016 года, проезд по нему платный (у дороги несколько тарифных зон, стоимость проезда зависит от класса автомобиля).
Впрочем, избежать пересечения с жилыми районами получилось не везде: на Канонерском острове ЗСД прошёл практически по крышам домов. Вроде бы эти дома хотели расселить, но в некоторых люди всё ещё живут.
Говоря о достижениях Петербурга, нельзя не упомянуть "Чижик" – это первая в России частная трамвайная линия. В целом это противоречивая практика, потому что общественным транспортом должен управлять город. Частные перевозчики будут забирать себе самые хлебные маршруты, оставляя городу право платить за убыточные. Но для развития трамвайной системы Питера появление "Чижика" – скорее плюс, потому что Смольный в последние годы трамвай не развивал, а уничтожал. Тем более что "Чижик" сегодня интегрирован в систему городского транспорта, и оплачивать проезд можно картой "Подорожник". Посмотрим, к чему это всё приведёт.
К ЧМ-2018 в Казани на территории озерной системы Кабан сделали лучшую набережную в России. Тут построили деревянные мостки и палубы, придумали систему фильтрации воды с помощью растений, установили немецкую детскую площадку с системой каналов и шлюзов и даже оставили место для велодорожки!
Металлическое ограждение с перфорацией символизирует волны, за ним установлена осветительная система, которая вечером красиво подсвечивает берег. Выше проходит довольно оживленная улица, но благодаря грамотному проектированию внизу её практически не слышно.
Отличительная черта этого проекта – система каскадов, которая чистит воду. Работает она так: вода набирается через насос и поднимается в начало каскада. Там высажены растения, которые забирают из воды загрязняющие элементы и перерабатывают их в процессе фотосинтеза. Один из каскадов усажен камышами, второй – цветущим дербенником, третий – кувшинками. Протекая через корни, вода проходит естественную фильтрацию и вновь возвращается в озеро.
Редкий для наших городов пример велодорожки, которая отделена как от пешеходной зоны, так и от проезжей части.
В Белгороде в прошлом году утвердили стандарты качества жилья, благодаря чему новые многоквартирные дома строятся уже немного иначе: с прозрачными входными группами, упорядоченными кондиционерами, без жёлтых газовых труб на фасаде и т.д.
Даже микрорайон "Новая жизнь", который я тут недавно раскритиковал, сравнив с хрущёвками, выглядит намного лучше среднего российского ЖК. Его создателей подвело лишь желание сэкономить. Дома были построены без лифтов и балконов, а благоустройство оказалось серьёзно недоработанным.
Но вот вам обычный белгородский ЖК для сравнения. Есть разница?
Если не Москва или Петербург, то Екатеринбург – мой самый любимый город в России. И люблю я его за особую энергетику. Казалось бы, провинция, но движуха в Екатеринбурге не хуже, чем в Москве! И всё это благодаря самим екатеринбуржцам. Это самый небезразличный город в России. Жители не позволяют себя обманывать и активно защищают город. Чего стоит хотя бы история с храмом! Екатеринбург показывает всей России, как нужно защищать свой город!
Это тот город, который действительно заслуживает звания "третьей столицы". Что ещё хорошего в Екатеринбурге? Это уникальный заповедник архитектуры конструктивизма!
К ЧМ-2018 тут неплохо реконструировали советский стадион.
Ну и, конечно, потрясающий "Ельцин Центр", пропитанный духом свободы.
Красноярск есть за что любить! Во-первых, именно здесь появился один из первых хороших новых районов в России – "Южный берег". Где ещё вы найдёте тротуары такой ширины вдоль живых фасадов с магазинами и кафе? А сомасштабную человеку застройку? А дворы без машин?
К благоустройству и качеству работ у меня были некоторые замечания, но в целом этот проект на голову выше большинства аналогов.
А ещё Красноярск внезапно оказался гастрономическим раем. В городе много отличных кофеен, баров и ресторанов. И даже фудтраки почти как в Дубае!
Коломна
Коломна – хороший пример грамотного развития небольшого города. Во всяком случае, попыток такого развития. В Коломне берегут историческое наследие. Проблема в том, что на весь город это не распространяется, и некоторые старинные здания пожирает евроремонт.
Смотрите, историческая колонка! Мы в Коломне или в Лондоне?!
От варваров спасают не только дереволюционные дома, но и конструктивистские здания.
В Коломне есть новые трамваи и платформы с остановками.
И даже трамвайно-велосипедно-пешеходные улицы! Исполнение могло быть лучше, но это уже вопрос опыта. Важно, что у города есть желание развиваться.
Грозный был полностью разрушен во время войны, но ему удалось создать новые точки притяжения. Это большая редкость для России, потому что обычно мы смотрим на историю. Но если истории нет, то что делать? Делать чудеса. По этому пути в своё время пошёл Дубай. Грозный, конечно не Дубай, и к нему много претензий, но концептуально они делают всё правильно – создают новые достопримечательности. Прежде всего это, конечно, мечеть "Сердце Чечни", одна из самых больших в Европе. Сейчас в столице Чечни строят небоскрёб "Ахмат Тауэр", который должен стать архитектурной доминантой города.
Музей в национальном стиле:
Главная претензия к Грозному – качество новой архитектуры.
Грозный мог бы брать пример с Дубая или Астаны, которые приглашают лучших мировых архитекторов. Как я понял, в случае с "Ахмат Тауэр" так и поступили, должно получиться хорошо.
С Ростовом всё просто: тут построили Платов – самый красивый аэропорт России. Он появился в рамках подготовки региональных аэропортов к к ЧМ-2018. Здание спроектировало британское бюро Twelve Architects. Особенно удобно, что пассажиры, войдя в основной терминал аэропорта, сразу попадают к стойкам регистрации.
У Платова очень красивый VIP-терминал, большая редкость для наших аэропортов.
Красивые и уютные интерьеры.
Главный минус Платова – расположение: добираться до центра Ростова надо целый час. Но всё равно это, по-моему, лучший аэропорт в стране!
Альметьевск в один прекрасный миг решил стать российским Копенгагеном. Я имею в виду его велосипедизацию (уникальный для России случай). Вообще, город для такого эксперимента очень удобный: всего 160 тысяч жителей, машин относительно немного. Если всё получится, потом этот опыт пригодится в Казани и других городах России.
Городские власти решили не ждать пробок и не идти по чужому пути ошибок с расширением улиц и строительством парковок на месте площадей. Вместо этого они решили мотивировать жителей использовать компактный велосипед в качестве транспорта уже сегодня. Для этого была нанята команда профессионалов из Копенгагена, которые подготовили проект велодорожек по всему городу. Цель города – создать такие условия, чтобы пятиклассник мог самостоятельно и безопасно доехать на велосипеде от дома до школы.
От других наших городов Альметьевск отличается качеством инфраструктуры и вниманием к деталям. Смотрите, вдоль велодорожек есть даже специальные наклонные урны!
И пункты быстрого ремонта велосипедов.
И даже динамическая подсветка вдоль велодорожек.
Кстати, в Альметьевске работает велошеринг и закрываться пока вроде не собирается.
Краснодар – особый случай, потому что красивый стадион и одно из лучших общественных пространств в стране здесь появились по частной инициативе (спасибо Галицкому). Но хорошо уже и то, что власти её одобрили.
Теперь у города есть шикарная спортивная арена, где играет футбольный клуб "Краснодар".
А вокруг него – парк, который стал примером того, как можно с нуля создавать почти идеальные общественные пространства.
Растения занимают больше половины территории парка (13,2 га), всего высажено 2300 деревьев – дуб, японский клён, декоративная слива и даже сосна бонсай. Причём посадили их так, чтобы парк менял цвета в зависимости от сезона.
Обратите внимание, что деревья для парка купили сразу взрослые. Да, это дорого, зато парк сразу стал живым. Не надо ждать 20 лет, пока деревья вырастут.
С каждым годом здесь будет всё лучше и лучше.