10 городов мира, у которых нам есть чему поучиться
Уже сложно кого-то удивить новым общественным пространством, набережной или парком. Лет 10 назад весь мир начал делать города, удобные для людей! Кто-то раньше, кто-то позже. Улицы начали перекрывать и делать пешеходные зоны, вместо асфальта укладывать плиточку, вместо парковок создавать зелёные зоны и расставлять лавочки.
Сегодня я бы хотел рассказать вам про 10 городов, которым есть чем похвастаться. Они выделяются на общем фоне, и там действительно произошли революционные изменения.
Столица Южной Кореи поражает прежде всего своей безжалостностью по отношению к старым ненужным дорогам, будь то автомобильные эстакады или железнодорожные пути. Например, в 2003 году власти Сеула решили освободить из бетонного плена речку Чхонгечхон, на месте которой почти 30 лет было шоссе.
Теперь здесь вместо эстакады парк, благодаря которому улучшилась экология центра города, выросли цены на жильё, а резидентам делового района есть где передохнуть в обеденный перерыв.
А здесь была железная дорога, от которой осталось лишь название общественного пространства – парк линии Кёнъисон – а также кое-где рельсы и шпалы, которые стали частью ландшафтного дизайна.
Сеул показал всему миру, что эстакады и шоссе можно и нужно убирать из центра города!
В Нью-Йорке по-настоящему хорошо умеют реновировать бывшие промзоны. Из них получаются отличные общественные пространства, которые становятся центром притяжения для всех жителей района и города. Это, например, Бруклин-Бридж-парк – большой отрезок набережной пролива Ист-Ривер с кучей различных зон на любой вкус: газоны с видами на Манхэттен, площадки для барбекю, маленький пляж, детские площадки, дикие заросли и даже три огромных футбольных поля. Рядом проходит шоссе, от которого парк защищён настоящим земляным валом.
Присутствие города выдают только небоскрёбы ;)
Кроме того, Нью-Йорк стал одним из пионеров превращения главных улиц в пешеходные. Ещё в 2009 году историческая часть Бродвея стала пешеходной. Интересно, что перепланировка улицы принесла Нью-Йорку 6 тысяч кв. метров общественных пространств, но это даже помогло снизить количество пробок.
А вскоре после того, как для машин был закрыт участок Бродвея на Таймс-сквер, здесь открылось множество магазинов, и в 2011 году площадь была признана лучшим местом для розничной торговли в мире.
Одним из проблемных мест Парижа были набережные Сены, но при мэре Анн Идальго их постепенно возвращают пешеходам.
Даже несмотря на то, что не везде есть грамотное зонирование, это прекрасное место для прогулок, занятий спортом и других активностей.
Ну а летом некоторые набережные превращаются в настоящий пляж. В самой Сене купаться нельзя (слишком грязная вода), поэтому для людей насыпают песок и ставят бассейны.
Лондон тоже знает, что делать со своими промзонами. Самый яркий пример – территория вокруг вокзала Кингс-Кросс. Бывшие грузовые причалы становятся трибунами, бывшие склады и наркопритоны – модными торговыми центрами...
... а бывшие газгольдеры – элитным жильём! Сегодня это, наверное, лучший пример того, что нужно делать с промзонами в центре. Нигде в мире нет такой красоты, как в Лондоне.
Если вы когда-нибудь задумывались о том, как правильно делать детские площадки, то вам тоже пора в Лондон. Здесь в Олимпийском парке в 2012 году построили одну из лучших детских площадок в мире.
Сам парк тоже совершенно чудесный. Чего стоят хотя бы дикие заросли тростника в человеческий рост. Растения здесь не просто так – они помогают делить парк на зоны различных активностей.
Лион очень тщательно подошёл к выбору дизайна общественного транспорта. Посмотрите, какие красивые здесь трамваи!
Казалось бы, это обычный Alstom Citadis, но уж больно симпатичная у него морда!
Лионские троллейбусы попроще, но тоже смотрятся весьма достойно.
Я был во многих городах, и могу точно сказать: в Лионе самый сексуальный общественный транспорт в мире!
Дубай – город-парадокс. Долгое время он развивался исключительно как город для автомобилей (на зависть Тюмени, Челябинску и Омску). Но несколько лет назад арабы поняли, что город, где можно перемещаться только на машине, не очень интересен туристам. В лучшем случае они заберутся на Бурдж-Халифа, сходят на пляж и уедут. Поэтому Дубай резко изменил курс развития. Новые районы Дубая уже ничем не напоминают автострады столицы ОАЭ. Если бы не характерная растительность и не силуэт башни на горизонте, этот квартал можно было бы принять за Европу.
На тех улицах, куда автомобилям можно, у них больше нет приоритета. Проезжая часть замощена брусчаткой, чтобы никто не гонял.
Прекрасные пляжи по дизайну больше напоминают американские.
Но есть и своя фишка. Например, этот квартал – новодел. Здесь воссоздан облик старого арабского портового города 40-х годов. Самое важное здесь – внимание к деталям. Редкий пример того, как имитация может стать новой достопримечательностью.
Утрехт – крупнейший железнодорожный узел Нидерландов, и вокзал здесь – не только функциональный транспортный хаб, но и центр общественной жизни. Сегодня вокзал объединяет в себе станцию для поездов, трамваев и автобусов.
А ещё здесь созданы все условия для того, чтобы ты приезжал на вокзал на велосипеде. Сегодня так делает примерно половина всех пассажиров. Здесь построена самая большая велопарковка в мире! Трёхэтажная парковка вмещает 12 500 велосипедов.
На каждой крупной велопарковке есть не только парковочное место, но и сервис, магазин аксессуаров и запчастей.
Кстати, в Утрехте сегодня происходит кое-что, что роднит его с Сеулом. В городе убирают магистрали, чтобы вернуть на их место каналы! В 60-е годы, в период тотальной автомобилизации Нидерландов и других развитых стран, власти Утрехта решили, что городу больше не нужен старый крепостной ров. Его зарыли и построили многополосное шоссе, но никакой пользы это, конечно, не принесло. Сегодня каналы поэтапно возвращают горожанам.
Скоро здесь снова будет плескаться вода!
Центр Гданьска был практически полностью уничтожен во время Второй мировой. После войны встал вопрос: что вообще со всем этим делать? На эту тему велась острая дискуссия между сторонниками реконструкции и реставрации. Вторые предлагали восстановить только те здания, которые хоть как-то уцелели или у которых хотя бы сохранились чертежи. Но победили в итоге первые.
Поэтому восстановление получилось массовым. Почти все здания в центре Гданьска были отстроены заново.
Парадокс в том, что новодел получился на удивление качественным. Ни одно из этих зданий не имеет исторической ценности, при этом вместе они воссоздают облик довоенного Гданьска. Примерно так же поступили с Варшавой.
Копенгаген – уникальный город в плане велоинфраструктуры и отношения к велосипедистам. В честь него даже назвали рейтинг самых велосипедных городов мира, а также придумали слово "копенгагенизация" – развитие города с учётом (в первую очередь) интересов велосипедистов.
Половина (!!!) жителей Копенгагена – где-то 380 тысяч человек – постоянно пользуется велосипедом для поездок по городу. Можете себе такое представить у нас где-нибудь в Тольятти? Ни частые дожди, ни мокрый снег зимой не мешает горожанам ездить на велосипеде, а властям – развивать велоинфраструктуру.
Велополосы, велопарковки, даже отдельные веломагистрали – это всё отсюда. А слышали про "зелёную волну"? Умные копенгагенские светофоры сами включают зелёный свет, когда к перекрёстку приближается группа велосипедистов.
Где самые крутые в мире туалеты? Конечно, в Токио! Как вы знаете, японцы – перфекционисты, и они довели туалетное дело до идеала. Строго говоря, это касается не только Токио, а практически любого японского города, просто в Токио общественных туалетов много, и все они чистые, удобные и бесплатные. Невероятно, но в японской столице туалеты есть даже в метро! Большой привет Москве.
На улицах есть писсуары, которые сделали более закрытыми, чем в Европе. Неплохое решение для больших загруженных городов.
В японских туалетах обязательно есть пеленальные столики и поручни для инвалидов.
А ещё они умные...
...и красивые.