Ilya Varlamov (varlamov.ru) wrote,
Ilya Varlamov
varlamov.ru

Categories:

Город убивает

На улице Нурсултана Назарбаева в Казани произошла страшная авария: женщина с коляской решила перейти шоссе в неположенном месте. Эксперимент закончился больницей для младенца и испугом для женщины. В сети же началось соревнование на самый остроумный комментарий: про то, какая она дура, про естественный отбор, про ЯЖЕМАТЬ, про премию Дарвина и т.д.



Подобные комментарии мы часто видим под новостями о ДТП, если пешеход нарушил правила. Но практически никто не задался простым вопросом: зачем мама с ребёнком решила подвергнуть свою жизнь и здоровье ребёнка опасности? Неужели они проснулась, вышла из подъезда и всё это время думала самоубиться и подставить водителя?

Ещё в подобных новостях всегда рассматривают позиции двух сторон: пешехода и водителя. Но есть ещё и третья сторона – проектировщики улиц.



Когда мы говорим про то, что город должен быть комфортным, справедливым и безопасным, мы имеем в виду, что все жители вне зависимости от возраста, социального положения и состояния здоровья должны иметь возможность комфортно городом пользоваться. Если в жилой застройке мы делаем надземный переход, то сразу вычеркиваем из жизни города большой процент жителей: это пожилые люди, которые не могут взбираться на лестницы по состоянию здоровья, это велосипедисты, которые не могут перейти дорогу (а тащить велосипед наверх не всегда удобно), это инвалиды. Что остается этим людям? Либо сидеть дома, либо менять привычные маршруты, либо нарушать правила. Часто можно увидеть, как бабушка переходит дорогу в неположенном месте, потому что у неё просто нет выхода.


Или давайте возьмём последний случай в Казани: это улица с остановками, домами, магазинами, почтой и другими атрибутами города, но пешеходного перехода нет на расстоянии километра. Ни наземного, ни подземного, ни, простите, надземного. Представьте, что утром вы можете спокойно уехать на автобусе на работу, а вечером вам придётся проехать 3-4 лишних остановки от своего дома до ближайшего перехода, а затем ещё идти пешком... Комфортный ли это город?


Есть фундаментальная проблема: у нас забыли разницу между улицей и дорогой. Улица – место для жизни: здесь есть дома, магазины, дети ходят в школу, люди ездят на велосипедах, тут ходят автобусы и так далее, это пространство для каждого. Над хорошей улицей должны работать архитекторы, ландшафтные дизайнеры, специалисты в области общественного транспорта, велотранспорта и безопасности движения.


Дорога – место для машин, где не должно быть пересечений с велосипедистами, наземных переходов и домов. Здесь хватит инженера и математика, чтобы посчитать нужное количество полос.


В советское время из-за отсутствия денег и массового запроса пробовали совместить одно с другим (Новый Арбат или Садовое кольцо, например), но сегодня мы ясно видим итог: днём на таких "шулицах" (шоссе + улица) самые широкие в мире пробки, а по ночам это трассы смерти.


Ошибались не только в России: в пик автомобилизации дороги проводили по жилым районам в США и Европе, но там ошибку осознали – сейчас тратят огромные бюджеты на снос развязок, восстановление трамваев, закапывание подземных переходов и прочие меры, способные превратить "шулицу" в нормальную улицу. Дороги вместо улиц оказались неэффективны с точки зрения транспорта, дорогими в содержании, опасными для водителей и окружающих – города создали некомфортные условия для жизни своих же обитателей. Никто не любит города, состоящие из дорог, поэтому для их сохранения перестали находить глупые оправдания. Где-то сделали из развязок целые сады:


У нас же не принято проводить всестороннюю оценку уже построенных дорог, а транспортная отрасль находится в глубоком упадке и под колпаком строителей. Поэтому мы продолжаем строить и радоваться дорогам под окнами жителей, подземным переходам и прочим ужасам: обычных людей и специалистов десятилетиями убеждали в пользе таких проектов. Возник стокгольмский синдром: нам неудобно и опасно, но нам нравится.


Если говорить о современных стандартах, то подобные шоссе прокладывают вдали от домов и людей: в туннелях, через промзоны или где-либо ещё. Такие дороги очень дорого стоят и сложны в содержании, поэтому подобное практически не строят в наше время. Ближайший пример грамотной внутригородской дороги у нас в Санкт-Петербурге.


В городе важен вопрос "сколько улица сможет перевести людей?", а не "сколько проедет машин в час?", поэтому вместо таких ужасов строят бульвары с 2-3 полосами в каждую сторону и обязательным приоритетом общественного транспорта, озеленением, велодорожками и переходами через каждые 100-200 метров. Общественный транспорт везёт много людей, дешевле эстакад и занимает в десятки раз меньше места. На такой улице не погоняешь, но она эффективно работает на всех:


Километр между переходами в городской черте – нарушение всех действующих российских нормативов (не более 150-200 метров между переходами). Наши технические нормы сложно назвать современными, но даже их составители понимали абсурдность большого разнесения переходов: это стопроцентно заставит людей перебегать улицы, и будут жертвы. Западные же нормы более явно ставят жизнь человека в приоритет, поэтому там переходы могут быть хоть каждые 50 метров, если есть точки притяжения и сложившиеся потоки людей (стандарт Лондона и Портленда, например).


Женщина, конечно, неправа: она подвергла свою жизнь, жизнь ребёнка и водителей опасности (подобная ситуация могла спровоцировать серьёзное ДТП). Но я бы ещё раз хотел обратить внимание на причины такого поступка. Как в Казани, в жилом районе появилась улица, где на расстоянии километра нет вообще никаких переходов? Кто проектировал этого монстра? Почему мы сначала позволяем строить опасные и несправедливые города, а потом удивляемся, что так много людей погибает на дорогах? Это не люди дураки. Это чиновники, полицейские и проектировщики дураки.


Что будет дальше? А дальше есть два варианта:

   1. Дураки поставят заборы повыше, и скоро на этом месте опять кого-то собьют или машина влетит в остановку.

   2. Умные организуют нормальные переходы через это шоссе, успокоят трафик и будут проектировать город, удобный для всех, а не только для водителей.
Tags: Автомобили, Городская среда, ДТП, Казань, Переходы, Пешеходы
Subscribe

Posts from This Journal “Пешеходы” Tag

  • Русская грязь охотится на детей

    В городе Похвистнево Самарской области школьник застрял в зыбучем "тротуаре" и не мог выбраться самостоятельно. Его спас инспектор ДПС Сергей Панков,…

  • Страшное ДТП в Новгороде – 4 трупа

    Совершенно дикая история произошла в Великом Новгороде: там водитель задавил утяток! "Это просто пиздец! Кровавая бойня, массовое убийство!…

  • Дорого и стрёмно

    Знакомая картина? Да, если какой-нибудь пешеходный переход в вашем городе попадает под пристальное внимание мэрии и гаишников, его либо ликвидируют,…

  • Горожане и мэрия против жёлтого безумия

    Ну могут же, когда захотят! Пару месяцев назад я рассказывал, почему жёлтые полосы на пешеходных переходах абсолютно не нужны (и по ГОСТам тоже…

  • Червяк-убийца терроризирует север Москвы

    Рендер: "Активный гражданин" Пока внимание общественности приковано к коронавирусу и "цифровым" пропускам, мэрия Москвы задумала очередную…

  • Бесполезные чиновники спешат поставить столь же бесполезные заборы

    Фото: телеграм-канал Ночной мэр С 1 апреля в России должен вступить в силу ГОСТ Р 52289-2019, который, в частности, регламентирует установку…

  • Лучший город России отказывается от заборов!

    Трудно поверить, но вместе с ласточками, грачами и коронавирусом этой весной к нам летят адекватные решения чиновников. В Екатеринбурге с 1…

  • Остановите этого лося!

    ...именно так я собирался назвать этот пост. Дело в том, что в украинском секторе ЮТуба, тёмном и неизведанном, есть такое шоу "Зупини лося".…

  • Хорошие новости из России

    Ложка мёда для тех, кто устал от чернухи и депрессивных новостей. Раньше курортный городок Зеленоградск в Калининградской области был известен в…

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 157
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 457 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →