Варламов оскорбил Сургут!
Просыпаюсь вчера утром в Калининграде, надеваю свой шёлковый халат, расшитый золотыми морскими коньками, наливаю свежезаваренный кофе в антикварную чашечку Кузнецовского фарфора... На столике уже лежит свежая газета "Вестник Сургутского завода кукольных голов", на первой полосе которой – моя фотография и большая надпись: "Варламов всех оскорбил!" Если честно, от неожиданности я чуть круассаном не подавился...
На мой скромный пост про Сургут последовала реакция...
Начнём с того, что ответил глава города. Ответил оперативно и, в принципе, адекватно, что бывает редко. Но по некоторым вопросам у нас всё же возникло недопонимание. Публикую полностью ответ Вадима Николаевича Шувалова со своими комментариями:
"Друзья, как вы знаете, в субботу известный московский блогер-урбанист Илья Варламов гулял со мной по Сургуту. @varlamov — очень интересный и толковый человек, хорошо разбирающийся в развитии городов.
Он много сделал, чтобы изменился подход к планированию нового городского строительства, и я с интересом слежу за его работой.
Но... вернувшись из Сургута он вывесил свою статью. Так как некоторые высказывания могли задеть множество наших горожан, считаю необходимым высказать свою позицию.
Вот основные спорные пункты этого поста:
1. Роботизация убьет рынок труда нефтяников.
2. Климат в Сургуте плохой: "Сургут — это место, где люди жить не должны".
3. "Тысячи настоящих сибирских мужиков — это прошлое".
Во-первых, принцип "вкалывают роботы, а не человек" — это глобальная проблема, которую придётся решать не только в Сургуте, но, например, в Москве.
Полная автоматизация нефтяного производства, бурения и добычи — дело будущего (сложные, многофакторные задачи производства, требующие умений, силы и выдержки человека, а не ломающейся машины). Новые технологии бурения зачастую не уменьшают потребность в бурильщиках, а увеличивают её. Например, "сланцевый бум" в США, произошедший именно благодаря новым технологиям, создал десятки тысяч новых рабочих мест за счет расширения возможностей для добычи.
Вопрос, как и когда человечество дойдёт до полной автоматизации, более того, перейдет на цифровую экономику, пока остается без ответа. Телеком, банковская сфера — это лидеры, но цифровизация производства сложнее. На нее нужны не только средства, но время и люди, которые будут внедрять цифровые решения.
Для примера вопрос: что будут делать 150 тысяч работников транспортной сферы Москвы, когда в массовую эксплуатацию запустят беспилотный проект Яндекса? Что станет с нашим сельским хозяйством, когда для обслуживания суперферм будут требоваться 5 инженеров и один рабочий?
Мне действительно интересно... Но объявлять эти отрасли "умершими", а людей, работающих в них, "прошлым", наверное, немного преждевременно".
Да, для тех, кто пропустил: я действительно задался вопросом, что же будет за горизонтом. Что будет с Сургутом, вся экономика которого завязана на нефтегазовой сфере, когда процессы нефте- и газодобычи начнут автоматизироваться, и сотни тысяч людей останутся без работы.
Вадим Шувалов совершенно верно замечает, что это коснётся не только Сургута, но и Москвы и других городов. Да, в Москве десятки тысяч таксистов (да и вообще водители) станут не нужны. Как не нужны они будут в Лондоне или Нью-Йорке. Я думаю, следующее поколение уже не будет знать, что такое продавец в магазине, охранник, дворник и многие другие профессии.
Вопросы "что будет дальше?" и "что делать?" сегодня задают себе разные страны. Потому что нет сомнений, что мы стоим на границе эры, когда человеку больше не надо будет заниматься тяжёлой работой. Более того, настанет это время гораздо быстрее, чем нам кажется.
Вопрос существования городов в нынешнем виде тоже открытый. Города кардинально поменяются. Например, даже повсеместное внедрение автопилота полностью изменит конфигурацию городов. Мы сможем гораздо более эффективно использовать дорожную сеть, отпадёт необходимость в парковках, общественный транспорт в нынешнем виде тоже исчезнет. Изменится сам формат автомобиля. Скорее всего, самыми массовыми будут одноместные капсулы, в этом направлении сейчас работают многие автопроизводители.
О том, как будет выглядеть город через 30 или 50 лет, надо думать уже сегодня. И мои опасения насчёт Сургута совершенно не беспочвенны. Это классическая проблема моногородов. Только если сегодня моногорода пребывают в депрессии из-за того, что производства, вокруг которых они строились, закрываются, то завтра производства будут работать, просто они перестанут давать рабочие места.
В.Ш.: "Конечно, можно предположить, что при наступлении "технологического рая" и полной "победы роботов" над человечеством Сургут опустеет.
Но исполнительная власть не может работать исходя из таких прогнозов. Более того, если опустеет Сургут (в связи с "плохим" климатом и снегом в июне) — опустеет и Москва (климат тоже "не фонтан" и "снег в июне" был всего лишь год назад). То есть, согласно такой логике, необходимо развивать только Краснодар, Ялту и Сочи?"
Да, это хороший момент. А в каких городах и в каком климате мы будем жить, если не надо будет работать? Давайте опять пофантазируем. С развитием технологий мы придём к безусловному доходу. Представьте, что каждый месяц вы получаете какую-то сумму денег, которая покрывает все ваши потребности:
"Будет всё меньше и меньше задач, с которыми робот не может справиться лучше [человека]. Хочу выразиться ясно: это не то, чего я желаю, это то, что, вероятно, произойдёт. И если моя оценка верна, нам придётся подумать, что мы собираемся со всем этим делать. Я думаю, будет необходимо что-то вроде универсального базового дохода. Производство товаров и услуг будет чрезвычайно высоким. Благодаря автоматизации придёт изобилие. Почти всё станет очень дешёвым. Я думаю, что в конечном итоге мы примем универсальный базовый доход. Он станет необходимостью. Куда сложнее задача понять, как людям искать смысл существования. Многие осознают свою значимость благодаря своей работе. Но если в вашем труде [больше] нет нужды, в чём ваше предназначение? Не чувствуете ли вы себя бесполезным? Это куда более серьёзная проблема".Илон Маск
И вы можете жить в любой точке России. Что вы выберете? Кто-то, конечно, выберет Север. Но большинство всё же предпочтёт более мягкий климат. Это вопрос не только личного комфорта, но и экономики. Я думаю, жители Сургута прекрасно понимают, что из-за низких температур на Севере всё обходится дороже. Дорого строить дома, дорого содержать дороги и эксплуатировать машины, дорого всё это отапливать. Я не думаю, что будет большое число желающих жить на Севере, если там не будет рабочих мест.
В.Ш.: "Теперь о самом болезненном, во всяком случае, для меня. Илья написал: "тысячи нефтяников, бригадиров, вахтовиков, настоящих сибирских мужиков — это прошлое". Я уверен, что здесь Варламов не прав. От слова совсем! Именно представители "суровых" профессий обеспечивают 80% ВВП нашей страны. Я уважаю креативный класс, но доля креативного производства у нас пока, к сожалению, ничтожна мала (да, это большое упущение). Так что объявлять работников ведущей отрасли страны "прошлым" — не совсем корректно. Эти люди как минимум самое реальное настоящее!"
Я не думаю, что на меня тут стоит обижаться, потому что никого обидеть я не хотел. Давайте я подробнее опишу, что такое профессии прошлого в моём понимании. Это профессии, которые завтра умрут. То есть они существуют сегодня, без них невозможно себе представить промышленность, но этих профессий нет в завтрашнем дне.
Тот же водитель. Водитель – это прошлое. Их миллионы во всей стране, но на примере водителей все хорошо понимают, что долго это продолжаться не будет. Их первыми сожрёт прогресс, и всё. Прочие профессии существуют до сих пор ровно потому, что людям можно платить меньше, чем стоят роботы. Я был на многих производствах, от кондитерских фабрик до танковых заводов. И везде картина примерно такая же. Если на линии стоит человек, который крутит гайки, то он стоит там только потому, что владельцу завода пока дорого покупать робота. Как только робот станет дешевле, крутильщик гаек пойдёт на мороз.
Кстати, профессии прошлого – это не только рабочие профессии. Например, архитектор – это тоже профессия прошлого. Я всё больше убеждаюсь, что проектировать будут нейросети. Поэтому креативный класс тоже пойдёт на мороз вслед за курьерами, нефтяниками и водителями.
Опять же, это просто повод задуматься, что делать дальше.
В.Ш.: "Теперь по фактам фоторепортажа: голубей кормить обязательно запретим (хотя на площади Сан-Марко в Венеции с этим справляются, а ведь Венеция — город концептуальной победы урбанизма)".
Отлично!
В.Ш.: "Синий цвет — вопрос дискуссионный (на самом деле секрет прост: синяя краска самая дешёвая), но это всё-таки прежде обсудим с горожанами. В СССР была практика, когда за цветовые решения брали на себя ответственность художники. Но сейчас художники подались в современное искусство, а к выбору цвета действительно есть вопросы".
Всё-таки хотелось бы, чтобы подобные вопросы, вопросы стилистические, решали профессионалы. Тут всё очень просто. Этим должны заниматься архитекторы. Мэрии Сургута надо пригласить хороших архитекторов, которые разработают проект (в том числе и колористический) оформления входных групп в типовых панельных домах. И я всё-таки настаиваю, что Сургут должен выглядеть не так:
А так:
Более того, необязательно даже смотреть на Европу. Ещё несколько лет назад дизайнеры одной управляющей компании из Екатеринбурга придумали типовые проекты оформления входных групп для обычных советских панелек.
Не нужно изобретать велосипед, нужно просто обратиться к существующему российскому опыту, и всё будет нормально.
В.Ш.: "Парковки на газонах и открытые баки — вопрос городской культуры. И тут без иронии — спасибо, что он обратил на это внимание Администрации и сургутян. Будем исправляться!"
Тут я очень надеюсь, что город научится штрафовать злодеев, которые паркуются на газонах.
В.Ш.: "Я дал указание всем в Администрации внимательно изучить этот фоторепортаж и обсудить, что можно сделать для улучшения городской среды. Согласен, что наши пенсионеры заслужили право ходить по ровным и хорошо убранным дорогам.
А розовые заборчики — они непобедимы. Я сам видел, как выкапываешь один, а на его месте вырастает два новых. Шутка:). Будем искать ответы вместе. Илья, ещё раз спасибо, что приехали!"
Спасибо за адекватную реакцию. А относительно будущего Сургута вопрос всё же интересный и, как мне кажется, уже вполне актуальный.
Это был глава города. Теперь посмотрим, что пишут в СМИ.
Самый кайф в МК! Да, в Сургуте есть свой филиал "Московского комсомольца", и там работает Елена Курилова, которая очень обиделась на то, что я у себя в блоге позволяю себе грубые высказывания...
"Пост приводим не полностью, так как специалист не ограничивается обычными непечатными ругательствами, а переходит на маты, которые мы повторять не станем. Интересно, что не жалея глаза чужих детей, которые могут все это прочитать, хорошо образованный и компетентный автор также относится и к родным. Да, у Ильи Варламова есть дети, и, видимо, их подобными высказываниями не удивишь. Ну, папка интеллигент, что такого?"
Ну охуеть теперь... Дети могут прочитать мат в интернете! Никогда такого не было... Дорогая Елена, русский мат – это прекрасно. Это часть нашего великого и могучего русского языка. Мне жаль, что вы стесняетесь такой яркой и важной части нашей культуры. Но за моих детей не переживайте, поучайте своих паучат.
"Несмотря на оскорбительный стиль, глава Сургута проявил понимание и толерантность, и пригласил урбаниста приехать в город – поговорить на месте. Причем, не столько о злополучном вокзале, сколько о парковках".
Как это мило!
"Ранее Илья Варламов уже наведывался в Сургут – составив по следам поездки два поста: "Плохой Сургут" и "Хороший Сургут". Поскольку с предыдущего визита прошло уже четыре года, сургутяне помнят только главный "наезд" – на наши розовые заборчики, которые гость уничижительно назвал "поросячьими".
Поросячьим я назвал цвет ваших заборчиков. А сами заборчики – это полнейший пиздец (да простят меня дети). Это никому не нужные и вредные конструкции, которые уродуют город.
"Критика товарища не помогла – стало только хуже, потому что администрация, вняв претензии, перекрасила милые заборчики в грязный зеленый цвет".
У нас на такое говорят "заставь дурака богу молиться"... Заборчики надо демонтировать.
"Все бы ничего, и мы как люди, вынужденные прыгать по лужам и обходить бесконечные машины, с Варламовым совершенно согласны. Но все портят ругательства, откровенное хамство и даже маты, с которыми прославленный специалист доносит свое профессиональное виденье. Зачем его защита бабушке, если она может услышать от него такое: "Помните, голубь – это не милая птичка мира. Это летающая крыса, разносчик заразы и причина антисанитарии. Хватит уже своё говно по улицам разбрасывать. Любишь голубей? Заведи у себя дома, пусть срёт тебе на голову"?"
Даже не знаю, что тут сказать... Я обидел голубей? Или бабушек?
"Профессионал всероссийского масштаба, вип-персона, которую встречают с почтением, просто кроет всех, кто ему не нравится. Включая, плохо паркующихся в Сургуте "мудаков", как их назвал Илья Варламов".
Я обидел мудаков?
"Даже если он сто раз прав, люди не желают слушать его оскорблений, как, например Филипп Солдатенков, ответивший автору следующее: "Илья Варламов, пользуясь свободой рунета... совершенно непозволительно допускает в адрес сургутян прямые оскорбления, называя мудаками жителей моего города. В результате в глазах жителей остальной России создается крайне негативной образ города, который лично я считаю одним из лучших в стране – как по комфортности проживания, так и по тем людям, которые в нем проживают".
Так, у нас тут некий Филипп объявился. Ок. Дорогой Филипп, мудаками я назвал мудаков, которые паркуются на газонах, засирая твой любимый город. Ты ходишь по улицам и дышишь пылью, твоя обувь в грязи, во двор страшно выйти. И это в том числе потому, что в городе есть мудаки. Задача человека, который любит свой город, – называть вещи своими именами. Если человек купил машину, а потом считает возможным вот так парковаться,
то он мудак. Не надо этого стесняться.
Ладно, ещё немного реакции, на которую хочется ответить. Некий сургутянин (он сам так обозначил себя) Сергей Антонов написал большой пост "Плохой Варламов".
"Варламов пишет, что Сургут – это не Дубай, "который давно соскочил с нефтяной иглы и развивается как туристический, торговый, финансовый и логистический центр". Непонятно, почему Сургут не может превратиться по аналогии с Дубаем в такой центр, что ему мешает? Но Илья уверенно отвечает: "Тут ужасный климат", хотя бывал в Сургуте только два раза по одному дню. Да и вообще, Дубай как-то тоже не отличается мягкостью и приятностью климата. Как говорится, "без комментариев"."
Давайте подумаем, что мешает Сургуту превратиться в Дубай. Хотя, казалось бы...
Дубай – это крупный транспортный хаб. Здесь находится третий по загруженности аэропорт мира (89,15 млн человек в 2018 году, в Сургуте в 50 раз меньше), девятый по величине контейнерный порт мира Джабаль-Али. Сейчас строится ещё новый аэропорт Аль-Мактум, который позволит городу совокупно принимать более 200 млн пассажиров в год. И причина развития города в этом направлении исключительно в том, что Дубай находится на пересечении торговых путей. Сургут, к сожалению, расположен на краю света и мало кому интересен как порт семи морей.
Кроме того, климат в Дубае принципиально отличается от климата в Сургуте. В Дубае курортный сезон длится 9 месяцев в году. Для сравнения, в Крыму – только 2. Люди любят тепло, а не холод. Именно поэтому люди за миллионы долларов покупают виллы на насыпных островах Дубая, а не в тайге.
Почему сургутяне не понимают, что с климатом есть проблемы? Все северные территории во всём мире мало заселены (север Канады, Скандинавии, России). Потому что люди не любят снег! За редким исключением. Я, например, снег очень люблю. Якутия – 💗!
"На одном из фото (№33 его статьи) рассказывается, что нет необходимости раскрашивать здания в яркие цвета, даже если вы живёте на севере. Нужно, дескать, просто сделать город чистым, дворы ухоженными, а улицы безопасными. Честно говоря, если убрать лужи и грязь, в общем-то, наш город и сейчас можно, хоть и с натяжкой, назвать и чистым, и ухоженным и безопасным. Но почему-то все равно остается бледным и безликим.
Да потому, что "расцвечивать" здания можно, только делать это нужно правильно и интересно, а не спустя рукава. Посмотрите на северные Стокгольм и Копенгаген, или Амстердам, или Лондон".
Ох... Даже не знаю, с чего начать... Во-первых, плохую архитектуру цветом не спасти. Панельные курятники, в какой цвет их ни раскрашивай, всё равно останутся панельными курятниками. Цвет же только привлекает больше внимания к недостаткам. Цветное здание не становится веселее, веселее становится качественно построенное здание.
Здание может быть ярким, может быть вызывающе ярким и пёстрым. Но это в том случае, когда оно претендует на роль доминанты, яркого пятна в городе. И, опять же, когда это делает хороший архитектор, который может работать не только с формой, но и с цветом. Форма может быть без цвета, но цвета без хорошей формы быть не может никак.
Примеров удачного использования цвета как главного выразительного приема в архитектуре крайне мало. Если такое и делают, то в зданиях, с которыми вы не контактируете каждый день. Например, можно сделать ярким стадион или какое-то строение в промзоне.
Во-вторых, приводить в пример скандинавскую архитектуру крайне неуместно. Это вообще особая история. Начиная с того, что цвет используется локально и очень аккуратно, и заканчивая самими цветами. То, как они подбирают цвета, – это просто невероятно. Но малейшее изменение оттенка цвета — и всё разрушится.
В Северной Европе цвет как основной элемент архитектуры используется много веков. Там умеют с ним работать и делают это превосходно. Это отдельная история. Некоторые народы едят протухшее мясо. Они умудряются его приготовить так, что продукт становится вкусным и безопасным. Но если вы бездумно попробуете сделать стейк из тухлого мяса, то, скорее всего, отравитесь.
Так же и с цветом. Не лезьте не в свою тему.
Когда наши колхозники пытаются работать с цветом, почти гарантированно получается говно.
Не надо пытаться делать Копенгаген в Сургуте.
Будет очень плохо.