April 22, 2019

Зачем нужен Сургут?

Поговорим про Сургут. В городе я уже не в первый раз! Впервые я тут оказался летом 2015 года. Тогда было наводнение, какая-то непонятная забастовка мусорщиков и розовые заборы, которые меня поразили. В этот раз я приехал, чтобы снять очередной выпуск шоу БДСМ ("Большая дорога с мэром"), главным героем которого стал глава города Вадим Николаевич Шувалов. Но сейчас я бы хотел поделиться своими личными впечатлениями о городе.

Здесь я вынужден признать, что этот пост, наверное, расстроит сургутян. Потому что вначале я бы хотел обсудить, зачем вообще нужен Сургут.

Речь не только о Сургуте, но и о десятках других северных рабочих городов. Хотя Сургут и считается одним из старейших сибирских городов (основан в 1594 году), но фактически как город он стал развиваться в 1960-е годы, когда здесь началась разведка месторождений нефти, и Сургут превратился в центр добычи нефти и газа. До сих пор экономика города связана с добычей нефти и переработкой попутного газа. Благодаря этому Сургут растёт, развивается, в него стекаются люди из других регионов и трудовые мигранты из других стран. Власти рассчитывают, что через 10 лет население увеличится с 400 до 500 тысяч человек.

Но я вижу перспективы Сургута не такими радостными. Многие люди задаются сегодня вопросом: а что будет, когда кончится нефть? Или когда цены на нефть рухнут, и она будет не нужна в таком количестве. На что специалисты им отвечают, что "на наш век ещё хватит, так что можно не переживать".

Мне кажется, для города угроза кроется в другом. А что будет, когда люди окажутся не нужны на нефтедобыче? Сегодня с автовокзала "Сургутнефтегаза" каждое утро десятки тысяч человек отправляются на работу. Нефтяники получают большие зарплаты (благодаря этому в городе одни из самых высоких зарплат в России). Но это не будет длиться вечно. Сегодня в промышленности есть вполне понятный тренд на автоматизацию процессов. Роботы, беспилотные автомобили, дроны – это не уже не фантазии фантастов, а реальность. Единственная проблема сегодня – что роботы на некоторых процессах стоят дороже человеческого труда. И все эти тысячи нефтяников, бригадиров, вахтовиков, настоящих сибирских мужиков – это прошлое. У них пока ещё есть работа, им пока ещё платят большие зарплаты, одевают, возят по месторождениям, лечат, учат их детей. Пока ещё "Газпрому", "Сургутнефтегазу" и другим компаниям дешевле использовать человеческий труд. Но нет никаких сомнений, что очень скоро человек на подобной работе будет не нужен.

Люди, которые думают, что на их век хватит работы, сильно заблуждаются. Чтобы испугаться, достаточно посмотреть, как нефтяные компании инвестируют в технологии автоматизации процессов. Особенно на Западе, где "рабочий" со своей высокой минимальной зарплатой и 8-часовым рабочим днём – как кость в горле у акционеров компаний.

В "Сургутнефтегазе" работает 134 тысячи человек, в "Газпроме" – 467 тысяч, в "Роснефти" – 261 тысяча, в "Лукойле" – 151 тысяча. Большая часть этих людей – это те самые северные города.

Что будет с этими городами, когда там не останется богатых нефтяников? Нефть останется, но для её добычи и переработки не будут нужны эти сотни тысяч людей.

Именно поэтому я бы на месте сургутян задавал бы себе вопрос: "А зачем вообще нужен Сургут, если тут не будет нефтяных денег?"

Это не Дубай, который давно соскочил с нефтяной иглы и развивается как туристический, торговый, финансовый, логистический центр. Сургут – это место, где люди жить не должны. Тут ужасный климат (снег иногда и в июне бывает!). Тут дорогое строительство, дорогая эксплуатация, сюда почти всё надо доставлять. Конечно, всегда будет какое-то количество романтиков, которые любят суровый север. Но большинство всё же предпочитает греть жопу на солнышке.

Поэтому в будущем я вижу не рост населения Сургута, а, наоборот, стремительное сокращение. Сургуту придётся ужаться и подумать, зачем вообще он нужен, если нефть и газ будут добывать роботы. Возникнув в 60-е годы XX века как город для нефтяников, в XXI веке Сургут умрёт. Что останется на его месте, я не знаю. Может быть, ничего не останется. И это не страшно. В конце концов, всё в этом мире умирает, в том числе и города – это совершенно естественный процесс.

Ну а пока Сургут живой, давайте прогуляемся по нему и посмотрим на текущие проблемы!

Главная проблема Сургута – по городу невозможно нормально ходить. Да, сейчас "не самое удачное время", скажете вы – конец зимы. Ок, не самое удачное. Но как в это не самое удачное время ходить по улицам? Как выживать людям?

Как бабушка должна перепрыгивать через лужи? Как человек с детской коляской должен выйти из дома?

Я ходил по городу с мэром, и он очень ловко прыгал через лужи.

Но бабушка прыгать не может, и рисковать она не может. По обледенелым обочинам она перебираться через подтопления не может, понимаете? Потому что если бабушка упадёт и сломает себе ногу, то, возможно, она никогда больше не будет ходить. И это падение для неё может стать концом активной жизни. Поэтому бабушка сидит дома неделями и никуда не выходит.

Молодые и здоровые этого не могут понять. Так же, как многие люди не могут понять, почему в городе не должно быть внеуличных переходов, например: "Как это так, бабушка не может спуститься по лестнице? Что за глупость?!"

Сургут в плане городской среды – очень враждебный и несправедливый город.

01. Вот что видит человек, когда выходит из дома! Он выходит сразу на паркинг.

02. Он выходит сразу на скользкие обледенелые дороги! Тротуаров во многих дворах просто нет.

03. Зато есть вечные лужи, через которые ведут мостки, начинающиеся сразу около подъезда.

04. Первое, что видит человек, выйдя из дома – это грязь!

05. Вот так выглядит типичный двор в центре. Каждый день по такому вот двору ходят дети, старики, простые люди, которые не могут прыгнуть в "Лексус" около входной двери.

06. Если вы думаете, что такой двор – исключение, то вот другой. Да, фото практически одинаковые, но это разные места, что удивительно... Просто так почти везде в центре.

07.

08. Почти все мусорные площадки в городе открытые. Так делать, конечно, нельзя.

09. Не выходи на улицу, не совершай ошибку. В чём причина? Дворы не чистят зимой, дороги разбиты, нет ливневой канализации. В итоге всё это по весне превращается в непреодолимые препятствия. Кто и как это будет приводить в порядок – большой вопрос.

10. Ещё одна проблема подобных пейзажей – что они стали чем-то банальным и привычным. Никого они уже не возмущают. Людям кажется, что так и должно быть.

11.

12. В самом городе ситуация не лучше. Тротуар.

13. Переход

14. Самый центр города

15. С переходами вообще беда. Машины гоняют по широченным дорогам, нерегулируемые переходы нарисованы через 6-полосные дороги, некоторые части перехода подтоплены и в грязи.

16. Редко в каком городе встретишь такое количество шаурмы и шашлычных, как в Сургуте! Удивительно, как шашлыки покорили этот северный город?

17. Жители зачем-то подкармливают голубей. Выносят помои и объедки на улицы. Помните, голубь – это не милая птичка мира. Это летающая крыса, разносчик заразы и причина антисанитарии. Хватит уже своё говно по улицам разбрасывать. Любишь голубей? Заведи у себя дома, пусть срёт тебе на голову.

18. Местный колорит. Зимой качели на детских площадках укорачивают, обматывая цепи вокруг балки крепления.

19. Загадочные бордюры... Что это такое вообще? Зачем они тут?

20. Сургут – крупнейший город Ханты-Мансийского автономного округа! Округ неспроста так называется: здесь жили и живут ханты и манси, здесь своя культура и своя атмосфера. Казалось бы, это надо как-то использовать. Но о малых народах севера и их культуре на улицах Сургута вообще ничего не напоминает. Сургут вообще город относительно безликий. С чем он должен ассоциироваться, кроме нефти и газа? Почему город застраивается безликими убогими стекляшками? Почему в дизайне городской среды нет и намёка на историю этой земли?

21. Автобусная остановка в центре, но автобусов тут мало...

Ещё с удивлением обнаружил, что в городе на улицах ездят ПАЗики и маршрутки... Опять же, хочу напомнить молодым и здоровым, что ни ПАЗик, ни маршрутка не являются общественным транспортом. Желающие порассуждать на эту тему приглашаются к ответу на вопрос: как войти в ПАЗик или "Газель" человеку с детской коляской? Как человеку с маленьким ребёнком поехать в музей, торговый центр или поликлинику? Время пошло...

Никак?

Вот именно. Никак. Потому что это враждебная к людям политика. Город становится недоступным! Именно поэтому надо развивать нормальный общественный транспорт. Покупать низкопольные автобусы, а в перспективе – развивать электротранспорт.

Кстати, в администрации Сургута вопросами транспорта занимаются некомпетентные и плохо образованные люди. На вопрос одного из жителей, где же выделенные полосы, от чиновников прилетел ответ:

Я не знаю, кто именно написал такую глупость... Прямо новое слово в транспортном планировании! А пацаны-то и не знали. Оказывается, в Лондоне, Милане, Париже и даже в Москве мэрия просто не в курсе, что выделенные полосы должны быть только на дорогах, где есть 8 полос движения!

Так вот... Человек, который писал этот ответ...

Надеюсь, этого дурака уволят из мэрии.

22. На фото сразу два памятника. Первый – памятник тупым и нелепым ГОСТам, которые требуют безумной и бездумной установки кучи знаков. Объясните, на хрена вот тут три знака парковки для инвалидов? Почему нельзя сделать маленький аккуратный знак? Второй памятник тоже не так прост. Это основатели города князь Фёдор Борятинский и воевода Владимир Оничков (он же Аничков), а также безымянные казак со священником. Последние двое никакого отношения к основанию Сургута не имеют, но если образ казака ещё можно сюда приплести, потому что именно казаки были первопроходцами Сибири с точки зрения русского государства, то священника поставили просто "для духовности". Забавный и показательный косяк. Другая особенность памятника в том, что к нему невозможно подойти. Его окружает кольцо, через которое нет ни одного пешеходного перехода (даже подземного!). При этом вокруг памятника разбита небольшая площадь, выложенная брусчаткой, коммунальщики пытаются ухаживать за газонами... То есть это просто дорогая и бесполезная игрушка для чиновников, которые мимо этого памятника катаются на своих автомобилях.

23. Ещё одна проблема Сургута – мудаки. Звучит странно, так как во многих случаях это главная и единственная проблема. Ладно, мудаки на колёсах. Они считают, что к их повозке прилагается кусок асфальта под окном. Если они не находят его, то бросают машины на газоны. Весь город из-за этого в говне.

24. Почему никто не штрафует их? Почему никто не эвакуирует и не отнимает у них машины?

25. Вы посмотрите – это же больные и опасные для общества люди. Почему им разрешают водить машину? Почему их выпускают на улицы без надзора?

26. Ладно, пойдём гулять по Сургуту дальше...

27.

28. Пешеходная зона

29. Давайте о хорошем. В мэрии Сургута не только дураки! В ней работают ещё и романтики! Только настоящий романтик мог выбрать потрясающую голубую краску и начать ей красить все двери и лестницы!

ЭТО! ПРОСТО!! ВОСХИТИТЕЛЬНО!!!

30. Я не знаю, каким именно городом вдохновлялся автор этого шедевра. Может быть, тунисским Сиди-Бу-Саидом? Или марокканским Шавеном? А может быть, индийским Джодхпуром? В любом случае, получилось просто шикарно! Средиземноморские мотивы в холодном Сургуте!

Сравните, это Тунис:

31. Ладно, шучу. Конечно, это полнейший пиздец. Хочу посмотреть в глаза человеку, который это придумал. А точнее, хочу посмотреть на входную дверь в его дом. Он в своём доме тоже всё выкрасил в этот голубой цвет? Всегда удивлялся, почему когда человек строит себе дом, он красит его в спокойные цвета (например, в белый), использует натуральные материалы (например, дерево и кирпич), ставит красивую деревянную или прозрачную дверь... Если приехать в дорогой коттеджный посёлок, вы за редким исключением не увидите пёстрых дверей и лестниц. Но когда речь заходит о массовом жилье, людям, принимающим решения, кажется, что нужно использовать какие-то пёстрые клоунские цвета.

32. Сиреневый вариант...

33. Вообще, яркие цвета тут любят. Может показаться, что, поскольку в городе почти всегда зима, надо больше ярких красок. Так вот, хорошее настроение создают не яркие здания и пёстрые бордюры. Хорошее настроение создаёт чистый город, безопасные улицы, ухоженные дворы без машин.

34. Новый детский садик. Работы ещё не завершены, но главное видно. Помню, в детстве, когда я ходил в простой заводской детский садик на окраине Москвы, у нас веранды были деревянными, росли красивые деревья и вообще было нормальное благоустройство. Сейчас для детей строят какое-то убожество с самым дешёвым игровым оборудованием, а веранды больше похожи на площадки для мусорных контейнеров. Всё тот же дешёвый профлист и поликарбонат.

Вообще, большая глупость делать кучу примитивных площадок для каждой группы детей. Дети должны играть вместе, их не надо разделять по загонам. Лучше сделать одну хорошую большую площадку, чем много убогих.

35. Ладно, давайте посмотрим на новые районы.

36. М-м-м-м-м... Скажите, чем провинился Сургут, чем провинилась эта земля, что тут строят такое убожество?

37. Конечно, наши любимые муравейнички, куда же без них?! В Сургуте ведь ничего другого нельзя строить: места нет, денег нет, надо строить самое убогое и дешёвое жильё.

38. С другой стороны, если мои прогнозы относительно будущего Сургута сбудутся, то все эти муравейники можно будет просто красиво снести.

39. А ещё можно сделать крутой арт-объект. Когда люди отсюда уедут, выкрасить всё в черный цвет и сделать огромный памятник человеческой алчности и глупости. Цвет будет символизировать как раз нефть. Весь всё это говно тут строится ради нефти.

40. Через дорогу – оазис более-менее нормального жилья, но это всего несколько домов.

41. Но в целом по всему городу строят вот такой вот ужас. Судя по тому, что город собрался прирасти ещё сотней тысяч жителей, у строителей работы будет много. Жалко Сургут...

42. Новые районы. Какой это город?

43. Дворы

44. Качество

45. Пятиэтажки почему-то облицовывают сайдингом. Запомните, сайдинг – это дешёвый материал для облицовки временных строений. Например, им можно облицевать бытовку вахтовиков где-то в промзоне. Но нельзя облицовывать здания. Сайдинг быстро приходит в негодность, он гнётся, выцветает, становится грязным. Уже через несколько лет здания становятся неопрятными и смотрятся дёшево.

46. Я уже не говорю про ужасные цвета. Зачем это?

47.

48.

49. Официально к Сургуту относятся ещё несколько посёлков, расположенных вокруг города. Там большие проблемы с дорогами. Асфальт есть только на центральных улицах.

50. Все остальные представляют собой грунтовки с огромными ямами. Совершенно непонятно, как людям по ним ходить, как вообще выбраться из дома, если у тебя нет машины.

51.

52. Внимание, сбавьте скорость перед пешеходным переходом!

53. Это жильё строилось как элитное. Вернее, до сих пор эти дома считаются элитными, хотя, конечно, ничего хорошего в них нет.

54.

55.

56. В Сургуте очень высокий уровень автомобилизации. Обычно его ставят на второе место после Владивостока в тематических рейтингах. В целом городская среда тут такая, что действительно хочется купить машину: это кажется единственным выходом. Но не нужно забывать, что не все могут себе её позволить. Даже в Сургуте большинство жителей личный автомобиль не используют.

57.

58. Всё так же много рекламы, и за всеми этими вывесками не видно архитектуры города.

59. Очень много визуального мусора самого разного вида и формата.

60. Непременно рекламные лавочки

61. Очень хороший тротуар с берёзками, редко где такое увидишь. Просто чудо, что в своё время эти берёзки кто-то высадил. Получилось очень круто, особенно летом это хорошо смотрится. Сейчас, к сожалению, в новых районах деревья не сажают совсем.

62. Знаменитые заборы поросячьего цвета, я про них написал в свой первый приезд.

63. После моего поста (ещё в 2015 году) мэрия Сургута заявила, что эти заборчики уберёт:

"Мы планируем заменить "поросячьи заборчики" живой изгородью, причем, кстати, однажды уже выходили на депутатов городской при обсуждении бюджета на 2013 год".

64. Но с тех пор мало что изменилось. Заборы эти повсюду, причём, как правило, они совершенно бесполезны. Они ржавеют, они уродуют город, они не несут никакой функциональной нагрузки.

65. При этом Сургут регулярно тратит деньги на то, чтобы за ними ухаживать. Непонятно, почему эти заборы до сих пор не сдали на металлолом. Мэр, кстати, ответил на этот вопрос – расскажу вам, когда выйдет новая серия БДСМ.

66.