Хельсинки: районы, в которые хочется возвращаться
Продолжаю серию репортажей из Финляндии по-весеннему солнечным Хельсинки! Сегодня мы пойдём смотреть не на транспорт и не на мусор – нас ждут старые добрые новые районы финской столицы. Старожилы Многие из вас, уверен, вспомнят, что по каким-то новым районам я уже ходил – неужто неугомонные финны построили новые? Нет, районы те же самые, но строительство в них идёт до сих пор, и там, где полтора года назад была стройплощадка, уже разбит парк и виднеются новые дома!
Погнали смотреть!
01. Какие-то дома уже заканчивают, другие только начинают, третьих ещё вовсе нет.
02. При внешней схожести зданий вы не найдёте здесь двух одинаковых домов. Пусть мелочь, цвет облицовки, лишний или отсутствующий этаж, мансарда – каждый проект уникален.
03. Движение внутри района организовано правильно – только искривлённые улицы. Прямая дорога – это сигнал для водителя к ускорению. Кривая же заставляет его снижать скорость и быть внимательным.
04. Эта часть района Каласатама закончена, а за мостом стройка продолжается. Слева детский сад, он выходит фасадом на улицу, а не отделён от неё километровым забором по периметру. Освещение установлено на проводах – на улицах почти нет столбов!
05. Эти дома построены из одного материала, но их элементы собраны в разном порядке. Как конструктор!
06. Эта парковка была обозначена ещё на этапе проектирования – никто не отрывал землю ни у пешеходов, ни у деревьев. Она никому не мешает, а водители понимают, что это место предназначено специально для них.
07. На внешних улицах стоят двойные фонари с разной высотой для водителей и пешеходов / велосипедистов. А индустриальное здание, как и во многих других подобных случаях не снесли, а построили район вокруг него. Но часто территории таких фабрик и ТЭЦ преобразуют в общественные пространства, а здесь сооружение продолжает использоваться по прямому назначению.
08. Столбики обозначают границу парковки и отделяют её от велодорожки и тротуара.
09. Стройка. У финнов каким-то невероятным образом получается вести стройку без шума, грязи и пыли.
10. Прямо за ней станция метро. Её открыли в 2007 году, а район не построен до сих пор. В России обычно делают наоборот – сначала двадцать муравейников, а потом инфраструктура, если мэру и застройщику захочется. Этот район обещают достроить к 2030 году.
11. А что во дворах? Во-первых, многоуровневость. Обратите внимание на чистоту и ухоженность. Мусора нет из-за вакуумных мусоропроводов, а за состоянием двора следят местные жители – небедствующие пенсионеры, живущие вопреки стереотипам о финском индивидуалистическом образе жизни. В многоэтажках как – въехал и спрятался в свой закуток. Малоэтажные же здания способствуют формированию сообщества жильцов – они могут вместе трудиться или отдыхать.
12. Во-вторых, двор без машин. Сюда могут въехать машины экстренных служб, и для них есть проезды. Но у местных жителей нет привилегии припарковать любимую ласточку у себя под окном.
13. В-третьих, маленькая детская площадка, на которой могут проводить время и взрослые.
14. И в-четвёртых, гриль! В выходной, пока дети резвятся, можно взять с соседями по пиву и вместе пожарить мясо. А сторонники здорового образа жизни могут позаниматься на уличных тренажёрах. И всё это без проблем совмещается в одном дворе!
15. Вход для инвалидов в торговом центре. Нажимается кнопка, и двери автоматически открываются. Везде стоят электрические доводчики. У нас же часто можно встретить, как человек с детской коляской мучается, с трудом придерживая дверь.
16. Переносимся в другой район, Яткясаари. Эти дома вы можете помнить и по моему прошлому визиту в Хельсинки, но теперь перед ними разбили парк!
17. Улица не прямая, а искривлённая. Человеку более комфортно находится в такой, приближённой к природной среде, с минимумом прямых линий и углов.
18. В парке уже высаживают деревья.
19. На скамейке можно сразу прилечь )
План парка и окружающих его кварталов:
20. Как и в Каласатаме, в Яткясаари тоже сначала провели транспорт, а потом привели строителей. Здесь это трамвай.
21. Из парка, в котором мы были, можно пройти на велопешеходный мост, ведущий в соседний квартал.
22. Круто?
23. Остановка организована по всем правилам: переходы с обеих сторон, искривление автодороги перед остановкой, павильоны, трамвайное движение посередине улицы – да вы сами всё видите! На маршруте ходят низкопольные трамваи – это и облегчает жизнь пассажирам, и ускоряет посадку-высадку, так как не нужно тратить время на преодоление ступенек.
24. Один дом уже закончен, другие ещё строят. Но во дворе уже работает велопарковка. Кстати, многие даже не пользуются велозамками – говорят, в Хельсинки велосипеды воруют только из хулиганских соображений.
25. Подъезды обозначают буквами.
26. Дверь стеклянная, на уровне земли. Рядом щёточка для чистки обуви от гранитной крошки.
27. Думаю, вы заметили, что часто здания стоят очень близко друг к другу. В России бы это назвали уплотнительной застройкой и активно протестовали против этого. Но здесь на небольшой территории не втыкают небоскрёб, а строят сопоставимые здания. В конечно итоге это выгодно – в таком районе открываются магазины, в него прокладывают маршруты общественного транспорта.
28. Лавочки во дворе. Посадите бабушек, и будет обычный постсоветский дворик.
29. Странный амфитеатр.
30. Где-то мансарды, а где-то плоские крыши. Это мартовские фотографии, и фасады одеты в стекло. С потеплением балконы открываются, а стеклянные панели отправляются в подвал до осени.
31. Террасы квартир первого этажа отделены одинаковыми перегородками.
32. В оформлении домов часто присутствует чёрный цвет. В России такое немыслимо: «Как же радоваться жизни в таком дворе?!» – подумает дизайнер и набросает какое-нибудь пёстрое зелено-красное убожество.
33. На первые этажи уже въезжает бизнес, а часть помещений отводится велосипедным боксам.
34. Бедные бездуховные финны... Ведь столько земли для парковки пропадает! Даже заборчиком пространство между подъездами не обнесли – да как так можно?! Да и асфальт куда дели – что же бедным коммунальщикам каждый год ремонтировать?!
35. Скучали по белым домам? Пожалуйста! И здесь тоже ещё идет стройка.
36. На набережной строят совсем невысокие домики.
37. Но соседствуют они с уже привычными нам по этому району.
38. Поскорее бы посмотреть на то, что там построят! И показать вам!
39. Справа простенький дом, а слева таунхаус. Обычное здесь сочетание. И абсолютно правильное – все от этого только выигрывают – в хорошем районе должно быть много разных видов недвижимости. А внизу, за ограждением, парковка.
40. Здесь прямая дорога, возможно, позже её будут сужать и искривлять. Но по ней уже не погоняешь – брусчатка.
41. Дома как дома, но все разные! Это сводит меня с ума, ведь не поленились же продумать каждый дом, а не строить по типовому проекту!
42. Стройка продолжается и во дворе жилого дома. Никаких цветных заборов вокруг – только невысокая решётка.
43. Редкое явление – зелёная велопарковка в соседнем дворе.
44. Безопасный двор – это незапертые велосипеды и оставленный на улице игрушечный самосвал.
45. Дерево, песок, брусчатка. Никакого асфальта или бетона.
46. Во дворе стоит более дорогое жильё, всего на три этажа.
47. Ещё один вариант.
48. Раньше здесь был полноценный порт, и по ту сторону гавани уже возвели дома-краны. И даже они не одинаковые!
49. Детская площадка у воды. Кстати, знаете, как отличить хорошую площадку от плохой? В хорошей весело и взрослым ;)
50. Как вы знаете, гриль для меня и для балтийцев-скандинавов – святое. Использованные грили можно выбросить здесь же – в красную урну. А внутри района мусор выбрасывают в вакуумные мусоропроводы – нигде нет ни свалок, ни бесхозных отходов.
51. Обеденные столы. Приходишь уставший домой с работы, выходишь на улицу, жаришь мясо, лакомишься и смотришь на закат...
52. Ну или просто лежишь и отдыхаешь. Пожалуй, как и в прошлый раз, я не буду спрашивать, хотели бы вы тут жить. Потому что вновь точно знаю ответ.