Посмотри, как похорошела Варшава!



Я уже не раз бывал в Варшаве, а в этом году приехал в неё наравне с другими польскими городами. Как-то я сказал, что считаю польскую столицу депрессивным городом, телепортирующем прямиком в девяностые – может быть, теперь что-то изменилось? С улиц исчезла реклама? А с тротуаров – автомобили? Или в городе стали правильно проектировать велодорожки? Может, просто появилось что-нибудь ещё хорошее, помимо того, что уже было?

Сейчас посмотрим:



01. Район «сталинской высотки», Дворца культуры и науки, с первых постсоциалистических десятилетий застроен небоскрёбами. Видимо, они призваны отвлечь внимание от наследия ПНР, но пока только больше выделяют его на их фоне. А теперь ещё и в соседнем районе возводят что-то высотное. Высотка в Варшаве смотрится, конечно, фантастически. Ну и в плане масштаба и силы архитектуры другие небоскребы с ней и рядом не стоят. Яркий символ тоталитарного прошлого.


02. Огромная наружная реклама, подземные переходы, многополосные магистрали... Мы точно в Европе?


03. Все эти советские проспекты с серыми унылыми зданиями создают гнетущую атмосферу. Кстати, про трамваи и метро Варшавы я уже рассказывал.


04. Советский центр пытаются как-то раскрасить и сделать дружелюбным.


05. Польские новые левые выступают против Трампа.


06. Новое благоустройство, стандартное для Европы. Всё правильно и относительно хорошо.


07. Как и в России, в Польше очень любят захламлять улицу дорожными знаками. За сотню метров водитель пять раз узнаёт, что парковка здесь запрещена.


08. Места для инвалидов выделяют цветом.


09. Этот настил поверх плитки здесь не просто так – это памятник!


10. Мемориал свободе слова, стоящий на одноимённой площади, посвящён, понятное дело, цензуре в социалистической Польше. Здание за ним раньше занимало польское цензурное ведомство. Памятник символизируют отклеивающуюся черную полосу, которой вымарывали неугодные слова и фразы в текстах.


11. Если бы мы были в России – это был бы памятник самиздату у здания Главлита.


12. На стенде, объясняющем смысл композиции, на польском и английском процитирован древнеримский историк Тацит. Подставив сюда традиционный русский перевод, получаем: «Редкое счастье, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает». Если изменить угол зрения, часть текста становится черной. С цензурными изменениями текст теряет свой смысл, а имя автора и вовсе исчезает.


13. Модные киоски в старом центре.


14. В России почти не осталось старых окон, а в Польше их берегут. Смотрите, какие шикарные деревянные рамы с крючками и старыми ручками! Как такое чудо можно поменять на пластик?


15. От автомобильного центра к историческому ведёт улица с необычным названием Краковское предместье. И почти всю эту улицу отдали пешеходам.


16. Памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, который, кстати, несколько лет жил в российских столицах, где общался с Пушкиным, Вяземским, Рылеевым и менее известными ныне современниками. Монумент со всех сторон защищён забором, глядя на который понимаешь, что сейчас так уже не могут!


17. Почему-то в Варшаве знаки делают на каких-то изогнутых серых палках. В историческом центре это смотрится ужасно. Посмотрите: на каждом столбе этот костыль.


18. Что за уродство? Почему нельзя просто прикрепить знак к фасаду флажком или сделать прямой столб на краю тротуара? Да и вообще, зачем знаки, когда правила парковки никто не соблюдает? ))))


19. Движение по Краковскому предместью, – не более тридцати километров в час. А какое ограничение скорости в историческом центре вашего города?


20. Центр старого города. Колонна Сигизмунда, установленная в 1644 году его сыном Владиславом IV, была сначала заменена в конце XIX века, а затем уничтожена немцами при подавлении Варшавского восстания в 1944 году. А вот статуя сохранилась, и уже в 1949 колонну восстановили.


21. Замковая площадь. Слева остатки варшавской крепостной стены, в центре костёл Святого Иоанна Крестителя, справа Королевский замок. Если первая потеряла оборонительное значение и пришла в негодность задолго до XX века, то здания были уничтожены немцами при подавлении того же Варшавского восстания. Костёл был восстановлен уже в 1956 году, а замок – только в 1984-м, когда польские власти отказались от идеи строительства на его месте нового правительственного квартала. А рядом с дворцом, в правом нижнем углу фотографии, лежат сохранившиеся фрагменты прежней колонны Сигизмунда.


22. От Краковского предместья Замковую площадь отделяет эстакада. Её предшественница, разрушенная отступающими немцами, была крупной транспортной артерией, совместно с расположенным рядом мостом через Вислу. При реконструкции площади транспорт, включая трамваи, попал в туннель под эстакадой, а подходы к старому городу отдали пешеходам. Пройти можно и поднявшись на эстакаду, и сразу на площадь, или пройти через дворец «Под бляхой», двор которого видно с левой стороны.


23. Весь центр города – это новодел. Во время войны Варшаву почти полностью уничтожили.




Город был разрушен на 84 процента.

Пострадала почти вся историческая застройка: были разрушены Варшавский замок и колонна Сигизмунда, на основных улицах, составляющих Королевский тракт, не осталось ни одной неповреждённой постройки.

Восстановление города казалось непосильным, однако для сохранения и утверждения собственной идентичности 3 февраля 1945 года была принята резолюция о реконструкции города, а 14 февраля было создано "Бюро восстановления столицы".

Рыночная площадь

Коллаж: thinglink.com

План реконструкции Варшавы сильно отличался от прочих подобных в Европе, по которым восстанавливались лишь отдельные исторические постройки. Здесь же стояла задача восстановления всей исторической застройки города.

Было решено искать и использовать обломки прежних исторических построек. Если же они не уцелели, то детали делали заново с помощью сохранившихся старых чертежей и схем. Интересно, что большую роль в воссоздании этих деталей сыграли 22 картины итальянского художника Бернардо Беллотто с видами Варшавы.

Бернардо Беллотто, "Варшава, улица Медовая", 1777 г.


Воплотить виды с картин полностью, конечно же, было невозможно из-за оптических особенностей живописных работ, но детали получались максимально похожими на оригинал.

Дом адвоката Александра Джона до войны, на картине Беллотто и после восстановления

Коллаж: 99percentinvisible.org

Там, где восстановление было невозможным, застройка велась в духе старого города. Например, в рамках крупного строительства трассы Восток–Запад (Trasa W-Z) в 1949 году был отстроен микрорайон Мариенштат, постройки которого стилизованы под купеческие каменные дома XVII века.

Мариенштат, вид со стороны Замковой площади

Фото: Wikipedia

Отличия между старым и новым городом, конечно, были. В новой Варшаве стало больше пространства и света, в отличие от узких дворов и переулков старого города. В этом плане подход вполне соответствовал послевоенному коммунистическому градостроительству с его широкими улицами и проспектами. Плюс ко всему, в 1945 году вступил в силу так называемый декрет Берута, согласно которому вся земля в пределах довоенных границ Варшавы была национализирована, и некоторые уцелевшие здания всё же были снесены. На их месте были возведены постройки, которые виделись более приемлемыми новому коммунистическому режиму.

Коллаж: oobject.com

Такой подход был, конечно же, долгосрочным, и восстановление разных частей города продолжалось практически до 70-х годов, когда был реконструирован Варшавский замок. Сейчас старый город Варшавы вполне соответствует довоенному, видно, что работа реконструкторов была титанической. Сложно представить себе, что бы было сейчас с центром Варшавы, если бы изначально не был принят план восстановления.


Было:


Стало:


26. К счастью, знаки куда-то пропали, но вот парковка никуда не делась. И захватила тротуар.


27. Брусчатка в центре смотрится шикарно. Как вам?


28. Всё так же здорово – аутентичные двери и окна.


29. Новые велодорожки рисуют только на перекрёстках и по-прежнему прокладывают их не вдоль тротуаров, а между проезжей частью и парковкой. А делать так нельзя. Да и вообще, велодорожка на брусчатке выглядит странно.


30. Главное событие в благоустройстве! В Варшаве сделали набережную. Давайте посмотрим. Начало грустное... Высадили новые деревья, положили плитку, поставили скамейки. Пока больше пугает, чем впечатляет.


31. Дальше начинает появляться зелень. Когда деревья подрастут, будет круто. Обратите внимание, что тут не просто так ставят лавочки, а думают о том, чтобы они были в тени.


32. Ещё заметьте, что зимой это всё выглядит красиво. Многолетники, травы, кусты! У нас так не делают.


33. Вдоль набережной идёт шестиполосная дорога. Попасть сюда из старого города можно только через тоннель под ней. Рядом стела с навигацией.


34. В целом получилось неплохо.


35.


Для сравнения, вот так выглядит новая набережная в Нижнем Новгороде.


ГДЕ ДЕРЕВЬЯ? ГДЕ ТЕНЬ?

36. Модный туннель.


37. Вместо скучных лавочек. А за Вислой – Национальный стадион, построенный к ЧЕ-2012.


38. А это просто крутейшая детская площадка! Смотрите как просто и круто сделали. Взяли и раскидали бревна!


39. Некоторые из них полые внутри.


40. Дети в восторге. Просто кайф!


41. Дальше начинаются рыбы!


42. В царстве рыб... И все это на большом сухом фонтане. Причём сам фонтан сделан прямо в мягком покрытии, где можно безопасно падать.


43. Осётр )


44. Огромная песочница. К сожалению, местные собачники её немного загадили...


45. А дальше поляки взяли и сделали большой городской пляж!


46. На набережной сделали песок и деревянные дорожки! Высадили кусты и травку. Как вам?


Опять же, хочу сравнить с бетонным полем в Нижнем. Чувствуете разницу?


47. Батуты.


48. Так как у нас тут пляж, есть туалеты и души! Всё удобное, чистое и современное.


49.


50. Вот такая набережная!


51. А это не модный лофт и не центр современного искусства. Это планетарий! А за ним научный музей. Оба – имени Коперника.


52.


53. Под мостом спрятали спортплощадку...


54. ...и скейт-парк. Опять же, хорошее и правильное решение для скейт-парка. Здесь подростки могут кататься в любую погоду.


55. Еще один фонтан. Небольшой слой воды с сухой дорожкой посередине.


56. Общественный гамак.


57. Чтобы вернуться в город, нужно подняться на пешеходный мост, а с него на эстакаду, посреди которой находится трамвайная остановка. Можно уйти и пешком, но маршрут будет примерно тот же.


58. Скучали по рекламе? Как вам остановочка?


59. Я и в прошлые приезды замечал остановки без павильонов, но уж за столько лет можно было проблему исправить. Просто какая-то хилая лавочка без спинки, вкопанная в асфальт. Так ещё и на непомерно огромный список маршрутов прилепили дорожный знак.


60. Половину тротуара отдали под парковку – красота!


61. Не всё в Варшаве красиво...


62.Рядом новый район, небольшой семиэтажный квартал. Паркуются здесь на внутрирайонной улице, во дворах даже дорог нет.


63. С улицы же заметнее всего офисное здание.


Лодзь: украинская столица ПольшиКраков: самый европейский город ПольшиНовый район Кракова: Сталина на них нет!


Варшавский трамвайХорошая ВаршаваПлохая Варшава

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
Потому что хотят - и живут.

Русские на самом деле не хотят хорошо жить. Может это и прозвучит необычно, но бедность в России - осознанный выбор её жителей. Нет, конечно, они могут бухтеть на кухнях по поводу зарплат и цен, но они ведь ничего не делают чтобы первые сделать больше, или вторые - меньше. Это всё только разговоры, дело же их - молча терпеть и жить бедно, что означает что они сами это выбирают.

21 век на дворе, года два назад уже дневная аудитория ВК обогнала таковую у первого канала, так что они могут получать любую информацию обо всём, но однако же - не переваривают ничего больше ватных агиток. Это также осознанный выбор - жизнь в дерьме в физиологическом и информационном плане.
Насчёт Минска проблема в том, что в начале 1960-х годов руководству БССР взбрела в голову "гениальная" идея: во что бы то не стало построить в Минске МЕТРО!!!!11 В те годы уже действовали метрополитены в Москве и ̶П̶и̶т̶е̶р̶е̶ Ленинграде, открылся метрополитен в Киеве, строились подземки в Тбилиси и Баку, появились первые разговоры о строительстве метрополитена в Харькове. И у БССР-овских партийных шишек люто свербило в очке из за того, что даже в сраном Харькове будет метро, а в Минске нет, и оно решило всеми правдами и неправдами его построить. Ну а поскольку метро разрешали строить в те времена только городам-миллиониикам, а в Минске на тот момент жило где-то 600 тысяч, то и решили докрутить до миллиона: стали толпами свозить в Минск колхозников, попутно лепя то тут, то там многоэтажные коробки и снося целые исторические кварталы ради строительства широких проспектов (привет старой Немиге). Кроме того, решили сократить до минимума трамвайную сеть, ибо трамвай уже тогда признали расово неверным видом транспорта (есть мнение, что трамваи ненавидел лично П. М. Машеров) да и "дороги надо было расширять". В результате сегодня в Минске продолжают вкапывать безумные деньги в строительство метро, а трамвай представляет собой жалкое зрелище: гремящие бирюзовые сараи с дизайном и конструкцией 1980-х годов.
Я не отрицаю, что в современном Минске метро необходимо. История, конечно, не терпит сослагательного наклонения, но если бы полвека назад БССР-овское правительство не решило понтануться, то вполне возможно, что сегодня Минск был бы уютненькой 700-800тысячной столицей вроде Риги или Загреба; пусть без метро, зато с развитой трамвайной сетью, хорошо сохранившимся историческим центром и без сумасшедших Каменных Горок на окраинах.
Снова гомосятина в блоге!
Доколе православные будем терпеть эту содомию ??7
"Для сравнения, вот так выглядит новая набережная в Нижнем Новгороде."

Вообще-то так выглядила добрая половина мест из недавнего поста "Хорошие общественные пространства!"
Варшава
Большой респект полякам, что смогли придумать и воплотить в жизнь проект восстановления цента. Это тем более ценно, ведь в Берлине например, такой программы не было. Там до сих пор есть пустыри, а изящные здания 19-ого века заменены безликими утилитарными постройками 20-го...
Re: Варшава
В Варшаве здания конца 19 в тоже решили не восстанавливать - видимо, потому, что они были наследием презираемой в то время "фальшивой и безвкусной буржуазной архитектуры". Та же история в Будапеште, Лейпциге, Дрездене, Кельне, Франкфурте и других городах, пострадавших от войны.
Не понимаю, Илья, что делать на этих набережных? Сплошная пустота, стерильные дорожки в кафеле твоем вдоль реки, зелени не так уж и много. Лавочки только? Вот уже который раз смотрю на твои восхищения по поводу современных набережных и не могу понять восторга. Скукота.
Я смотрю судя по последним фото Варламов под конец чуть ли не на Прагу подался.

Там девяностые, если углубиться в некоторые места. Даже пизды вполне могут дать. Совершенно другой город, когда попадаешь из центра или каких-нибудь других цивилизованных мест туда, то происходит когнитивный диссонанс. На некоторых улицах ощущения будто попал в "Улицы разбитых фонарей" или "Брат", только машины современные. Вот там уж по полной "не всё в Варшаве красиво"..'
← назад