February 16, 2019

Здесь климат другой

Уборка снега — больная тема в России. И климат у нас не тот, и плитка зимой якобы разрушается, а уж про реагенты и всё, что вокруг них происходит, и говорить не хочется. Ну а что сейчас происходит в Петербурге или в Канаде, откуда я недавно вернулся, — вы и сами знаете.

А что со снежной напастью в других снежных странах? Где тоже не повезло с круглогодичным летом и полгода коммунальщики обречены воевать с белыми кучами на дорогах, а жители, в случае неудачи дворников, продираться сквозь снег. Передаю слово моему читателю Петру Савельеву, который расскажет, как обстоят дела с уборкой снега в Швеции.

Идёт ли речь о норвежском заполярье или о датском юге, здесь везде «другой климат», но везде бывает снег. Где-то припорошит на пару недель в году, где-то сугробы глубиной метра в два и протяжённостью в полгода. Так или иначе, снег необходимо убирать, особенно в городах.

За уборкой снега на дорогах общего пользования следит коммуна, которая заключает договор с подрядчиками. Причём в отдельных случаях подрядчиками могут быть фермеры или перевозчики, у которых может даже не быть выделенной спецтехники — ножи, разбрасыватели песка и прочее оборудование можно навешивать на обычные грузовики и тракторы, а иногда и на пикапы, и даже на квадроциклы.

Главное условие — это возможность мобилизации. Не могу сказать «всегда и везде», но в нашей деревне уборка снега с автомобильных дорог очень часто проходит чуть ли не в режиме реального времени — с учётом интенсивности осадков и плотности трафика. В центре Стокгольма, конечно, всё иначе, местами там с уборкой снега сильно хуже, но на то он и центр.

С дворами и тротуарами немного сложнее и более неспешно. За уборку общих тротуаров также отвечает коммуна, а вот частные территории — это проблема владельцев, будь то дворы, стоянки или что-то ещё.

Bostadsrättsförening (BRF, местные аналоги ТСЖ или кооперативов) заключают договор на уборку снега отдельно от коммуны — оплата уборки входит в жировку. В нашем околотке дворы обычно чистят неторопливо, иногда с задержкой в полдня, особенно если дело происходит на выходных.

На шоссе обычно применяют реагенты, а на небольших местных дорогах чаще используют песок или вообще ничего. Подумаешь, дескать, лёд — зато местным подросткам веселее дрифтовать по выходным. Правда, иной раз автобусы не могут взять подъём, и тогда вопрос с такими участками дороги решают отдельно. И это занимает какое-то время.

Гравийную крошку рассыпают только по пешеходным дорожкам, а также во дворах, на стоянках и проездах внутри жилой застройки. Крошка рассчитана именно на пешеходов, машинам же от неё вреда больше, чем пользы.

С вывозом снега тоже всё по-разному. В некоторых случаях снег необходимо вывозить, например, в случае плотной застройки. Но бывает, что BRF отдельно заказывают вывоз снега. В случае же застройки редкой, как у нас на выселках, снег просто оставляют на обочинах или сгребают в кучу детворе на потеху.

Уборка снега в любом случае причиняет неудобства. Когда её нет, проблема очевидна, а если же уборка идёт, то тракторы и грузовики мешают всем: и пешеходам, и машинам, и общественному транспорту. Поэтому коммуны обычно уделяют особое внимание информированию жителей (и в первую очередь, автомобилистов) о обо всём, что касается уборки снега.

Вот два интервью из разных коммун. Я не стал делать полную расшифровку и перевёл лишь отдельные фрагменты.

Уборка снега в Линчёпинге:

— Почему в снегоуборочных машинах устанавливают видеокамеры?

— Мы делаем это для того, чтобы показать людям как уборка снега выглядит на практике. Задумка в том, чтобы публиковать видео на странице коммуны Линчёпинг, чтобы жители могли зайти и посмотреть, как мы убираем снег, и как это может быть проблематично в определённых ситуациях: на перекрёстках, с припаркованными машинами, с трафиком. А также как тяжело бывает избавляться от снега, ведь нужно не просто счистить его на обочину — мы должны пытаться вывозить снег.

Уборка снега в Катринехольме:

— Мы убираем снег и вывозим тот, что сгребаем к обочинам. Это необходимо и для внешнего вида улицы, и для дорожного движения, и чтобы на улицах не было много воды, когда снег начнёт таять. А также чтобы легче было убирать снег в следующий раз — чтобы не было высоких сугробов.

— Вы замечаете что-нибудь особенное в отношении людей к уборке — они раздражены или рады?

— Да, люди, с которыми мы разговариваем, считают, что мы занимаем слишком много места. Это действительно так, но порой у нас нет выхода... Мы пытаемся не мешать движению, но при работе на узких дорогах мы, к сожалению, занимаем их не очень маленькими машинами.

— Сколько нужно времени, чтобы полностью загрузить грузовик снегом?

— Зависит от того, что это за грузовик. У нас разные машины. Для простого грузовика в 14 тонн, как мой, это занимает около 10 минут.

<...>

— Существуют специально отведённые места, где есть возможность и разрешение сбрасывать снег. Его вывозят из города каждый день. Например, вчера только эта машина проехала по маршруту 20—25 раз — можете сами посчитать объёмы Эта площадка одобрена для сброса снега, и у фирмы на это есть соответствующее разрешение. Весной, когда снег начнёт таять, необходимо будет очистить площадку и утилизировать мусор, который привезли со снегом.

И для тех, кто дочитал до конца, бонусом пара коротких видеозарисовок уборки снега на шоссе и на лесной дороге:

Автор: Пётр Савельев / Однажды в Швеции

Зачем вы травите?

Почему Россия – не Канада

Зимний велосипед в Финляндии