Россия для богатых



В связи с последними спорами относительно современной российской урбанистики хотелось бы обозначить важный момент. Он возникает почти в любой дискуссии, подобные доводы можно услышать даже от адекватных людей.

Касается он притеснения автомобилистов:

– Сначала сделайте нормальный общественный транспорт, а потом притесняйте автомобилистов.

– Мы платим больше налогов, поэтому мы должны быть в привилегированном положении.

– В России такой климат, что без машины невозможно выжить.

И так далее.

Ок, давайте разберёмся.

Во всех этих рассуждениях всегда упускают один важный момент. Вы никогда не задумывались о том, что у многих людей в России по определённым причинам нет возможности купить машину? У кого-то банально нет денег. Это звучит невероятно, но машина стоит денег, и позволить её даже в кредит может далеко не каждый. Кто-то не может водить машину в силу возраста (дети и пенсионеры) или здоровья. Владельцем автомобиля всегда является более сильный, здоровый и обеспеченный.

Нам кажется, что машина есть у всех – как минимум одна на семью. Ну а как ещё? Без машины же не выжить! Но это большое заблуждение.


Даже в городах с наибольшим в России уровнем автомобилизации большинство жителей либо не имеет личного автомобиля, либо не пользуется им регулярно. Многие, особенно в регионах, формально владеют машиной, которая не на ходу, или используют её только для поездок на дачу. У более обеспеченных людей есть несколько машин на семью, то есть тут как со средней температурой по больнице. Когда смотришь на статистику, кажется, что машина есть почти в каждой семье, а по факту в среднем только 20-30% жителей России используют личный автомобиль для регулярных поездок.



И Россия тут не уникальна. Десятилетиями личный автомобиль был обязательным атрибутом даже не успешного человека, а просто нормальной жизни во многих странах. Тут, конечно, сразу можно вспомнить США: там во многих районах страны без машины физически невозможно выжить. Европейские города тоже строились так, чтобы быть удобными для автомобиля. Да и у нас происходили те же процессы. Достаточно посмотреть на сталинский генплан Москвы, по которому сносили исторические кварталы и строили широченные магистрали. Ведь в светлом будущем у каждого должна была появиться машина!



В какой-то момент города начали ограничивать автомобилизацию. Опять же, эти процессы происходят во всем мире, а не только у нас. И причина на то простая. Невозможно создать город, удобный для автомобиля. Нигде в мире нет таких прецедентов. Попыток очень много, но успешных кейсов просто не существует. Именно поэтому города в Европе и США начали бороться с машинами. Сужать дороги, поднимать налоги, вводить платный въезд в центр и платную парковку, ограничивать число паркингов – делать всё, чтобы пользоваться машиной было дорого и неудобно.



Тут важно понимать, что отсутствие в мире хотя бы одного города, в котором каждый ездил бы на автомобиле, объяснимо законами физики. Чтобы каждый житель ездил на личной машине, город пришлось бы снести, а на месте бывших кварталов построить развязки и паркинги. Так случилось в некоторых американских городах, хоть и не в полном объёме.

Это карта центра Атланты, нарисованная в 1919 году. Так было, пока у каждого американца не появилось по личному автомобилю.


А вот та же часть города в наши дни. Синим подсвечено то, что осталось нетронутым.


Или Хьюстон... Местами он выглядит так, как будто недавно подвергся бомбардировке.




Но даже в насквозь автомобильном Хьюстоне сегодня начинают думать о городской среде.


Стремление сделать город для автомобилей – это дорога к его смерти. В какой-то момент город просто перестанет быть городом.

Итак, процессы эти начали происходить не потому, что кто-то не любит автомобилистов, а из соображений гуманности. Попытка построить город для автомобиля – это попытка построить город, где комфортно себя будут чувствовать только молодые, сильные и богатые.



Улучшая автомобильную инфраструктуру, мы ухудшаем качество жизни тех, кто не может позволить себе машину. Строя развязки в центре и внеуличные переходы, мы делаем невозможным перемещение по городу пожилых людей. Вы же понимаете, что больному и старому человеку физически сложно спуститься и подняться в переход? Только не надо рассказывать про эскалаторы и лифты, которые нигде не работают. Попытка удовлетворить спрос автомобилистов приводит к ещё большим пробкам и ухудшению экологической ситуации.

Богатые могут себе позволить жить в частном доме за городом, остальные вынуждены дышать выхлопами. Парковки, эстакады, внеуличные переходы и т.д. портят качество городской среды. По городу не хочется гулять, люди вынуждены сидеть дома. И, опять же, обеспеченные люди могут позволить себе путешествовать, иметь квартиру в ЖК с хорошим благоустройством или загородный коттедж с большим участком, ходить в развлекательные центры. А люди с низким достатком вынуждены целыми днями смотреть на заставленный грязными машинами двор. Их дети проводят большую часть свободного времени в маленькой резервации среди машин.







Ещё раз: эти процессы протекают по всему миру. В Москве они начались с опозданием на 10 лет, другие города России придут к этому ещё лет через 10-15, если всё будет хорошо. Но за эти 10-15 лет они опустятся на самое дно. Уничтожат общественный транспорт, понастроят эстакад под окнами жилых домов, превратят все дворы в парковки. Пока там идет явный процесс деградации. Вон, в Перми прямо сейчас троллейбусную систему уничтожают окончательно.



Современная урбанистика не говорит о том, чтобы насильно пересадить всех на велосипеды и общественный транспорт. Современная урбанистика говорит о том, чтобы города были справедливыми и удобными для всех. Чтобы слабый, бедный или пожилой не чувствовали себя людьми второго сорта. А сегодня происходит именно это. Современная урбанистика призывает к тому, чтобы восстановить баланс. И в удобном городе у вас всегда будет выбор: поехать на личном автомобиле или на комфортном автобусе. Возможно, вы захотите комбинировать свои поездки. Нет ничего плохого в том, что вы хотите ездить на личном автомобиле. Плохо, когда единственная возможность выжить – это личный автомобиль.



И тут читатель понимающе кивает и говорит:

– Да, Варламов, это всё и так понятно, и сложно с тобой спорить. Город должен быть современным, удобным, безопасным, бла-бла-бла, мы всё это уже слышали! Ну так ты сделай общественный транспорт хороший, и тогда мы в него пересядем! А то с машин вы нас выдавливаете, а куда? Ты пробовал зайти в метро? А 30 минут ждать автобус?

Пробовал. И да, было не всегда приятно.



И тут есть ещё один важный момент. Чтобы в какой-то области происходили изменения, должен быть политический запрос. Если у вас убитый общественный транспорт, то понятно, что им пользуются только от безысходности. Это пенсионеры, малообеспеченные люди, подростки – те, кто пока только мечтает пересесть в личный автомобиль. В такой системе никогда не будет нормального общественного транспорта, так как им не пользуются люди, принимающие решения, платящие налоги.

Пока перед зданиями мэрий и городских администраций будут огромные паркинги, в городах никогда не будет нормальных систем общественного транспорта и не будет никакой альтернативы.





– Сделайте нам нормальный общественный транспорт сначала!

А кто его будет делать? С какой стати? Если никто об этом не просит мэра или там губернатора, это не принесет ему никаких политических очков. В обществе нет запроса – значит, и делать ему ничего не нужно, так он рассуждает. Это тупик, потому что чем несправедливее система, чем больше разрыв, тем сложнее начать реформы и что-то поменять.

Нормальное развитие общественного транспорта начинается тогда, когда офисный планктон, чиновники, представители среднего класса начинают им пользоваться. Тогда у общественного транспорта появляется потребитель. По-другому очень сложно, даже у мэрии возникнет желание осуществить реформы, очень сложно.



Нам ещё предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем города станут комфортными, удобными, безопасными и справедливыми. На это могут потребоваться десятки лет. Нужно будет многое снести, нужно будет инвестировать огромные деньги в инфраструктуру. Но другого пути сегодня нет.



В каком-то смысле России повезло. Нам не надо быть первопроходцами. Всё уже придумано за нас. И другие страны прошли этот путь. Достаточно перестать искать свой особый путь и просто перенимать положительный опыт.

Есть и другой вариант. Мы с вами можем решить, что Россия только для молодых, богатых и сильных. Что для вас нужнее и правильнее, думайте сами.

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 155
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
(Анонимно)Новый
Общественный транспорт нормальный только в Москве, в РФ это скорее похоже на транспорт для ущербных. Если у человека нет машины в Челябинске или Омске, то это говорит о его низком социальном статусе, многие из автомобилистов его и за человека не считают.
Не хотим ездить с бабками бесплатницами и уступать им места) Пока останется хоть один вид потребителей с бесплатным проездом, то этот транспорт будет максимально плохим, а бесплатное никогда не бывает хорошим, от того в регионах общественный транспорт возит одних бесплатников-льготников. Льготники в транспорте одна из основных причин, почему люди пересаживаются на автомобили. В Москве общественный транспорт будет и останется популярными благодаря пробкам, которые будут всегда при такой населённости.

Edited at 2019-02-12 14:12 (UTC)
У нас страна самая большая в мире по площади, почему участок с домом и гаражом для машины - только для американцев?
А Василий должен страдать, ездить в скотовозках и жить в человейниках
Популист-строитель Россиюшки для старых, бедных и слабых, ой нимагууу))
Ага, я тоже угораю. Не у него ли главный принцип сводится к: "Нет денег? Твои дети гуляют в резервации на парковке? Оторви жопу от дивана и ЗАРАБОТАЙ!" А тут заныл-то, заныл, оказывается, город должен быть удобным для всех, надо же, про социальную справедливость вспомнил.
>Современная урбанистика не говорит о том, чтобы насильно пересадить всех на велосипеды и общественный транспорт. Современная урбанистика говорит о том, чтобы города были справедливыми и удобными для всех.

ХЗ что там говорит урбанистика. А вот в МСК происходит обратное. Немалая часть города стоит для автомобилей 380 р/час, по отношению к средним доходам думаю, что самая дорогая парковка в мире, или близко к тому. Это история не о справедливости, а как раз о пересаживании холопов на ОТ и велосипед.
Человеку с автомобилем как раз и нравится причислять себя к чуть более богатым и чуть более успешным чем те, кто "даже машину себе позволить не в состоянии". И когда вы ему расскажете о каких-то стариках, бедняках, детях и инвалидах, из-за которых он должен поставить свою "ласточку", и стоять с быдлом на остановке, штурмуя покрытые говном маршрутки, он просто рассмеется вам в лицо.

Кто-то всерьез думает, что условный среднестатистический Вася после рассказа об экологии, судьбах мира, и несчастных сирых и убогих согражданах, прослезится и скажет: "Боже, какое же я говно. Немедленно продаю свой кредитный кашкай, и на маршрутку, теперь только общественным транспортом!"
Самое смешное, что Варламов точно такой же как Вася. "Я ЗАРАБОТАЛ, я Царь горы!"
ну дык конечно!
нужно всё застроить человейниками
и всех прикрепить к своему району,
тутака пущай и работают, учатся и всё остальное,
выход из района токмо по спец.пропускам,
в каждом районе запустить гужевой транспорт,
ну енто шоб воздух был чистый, машин нет,
все живут до 120 годков, ну и работают до 110,
ну прям будет мечта разных блохеров и диктаторов
> Только не надо рассказывать про эскалаторы и лифты, которые нигде не работают.

У меня возле дома в подземном переходе есть лифты, и они работают. Пару раз видел, что они ломались, но уже на следующий день их чинили.
Простой пример: У меня в многоквартирном доме лифты редко ломаются, и вроде чинят в тот же день. Но стоит только появиться какой либо нужде, лифт обязательно будет сломан.
"И в удобном городе у вас всегда будет выбор: поехать на личном автомобиле или на комфортном автобусе."

Нет, дорогие, не кивает. Нет никаких комфортных автобусов, на которых можно было бы быстрее добраться из точки А в точку Б, и единственная возможность загнать людей в то, что есть - сделать невозможной поездку на автомобиле, к чему вы планово и толкаете хозяев сверху.
"из соображений гуманности. Попытка построить город для автомобиля – это попытка построить город, где комфортно себя будут чувствовать только молодые, сильные и богатые."
Странно почему именно урбанистика должны быть гуманной?
Весь мир живёт при капитализме, где комфортно себя будут чувствовать только умные, талантливые, изворотливые, сильные и как следствие богатые - тут как бы всё хорошо и вопросов нет и далее "Вертел я ваши профсоюзы" и т.п. Но как только вопрос об урбанистике Варламов резко включает гуманиста. Странная фрагментация сознания. И удивляется когда ему в ответ "Вертел я вашу урбанистику"

Edited at 2019-02-12 14:29 (UTC)
>>Странная фрагментация сознания.

Или трусы надел бы Варлаша или крестик снял!
Всё совершенно верно, молодец!
И это ты ещё не начал говорить об 1) выхлопах и окружающей среде 2) смертности на дорогах.
Я понимаю, что в России на это многим положить с пробором, по многих причинам, так что наверное правильно начать с социальной составляющей.
Про социальную составляющую вы говорите Варлаше, который корчит из себя невъебенного ловкача дельца капиталистических производств)
У общественного транспорта есть спрос. Очень многие не ездят на маршрутках банально из-за того, что она на 5 (6,7?,не знаю на сколько) дороже - бабки, тетки, дети. Да что там говорить, моя жена из таких. Спрос есть, а вот предложения - нет.
Сам я отказался от общественного транспорта, когда студентом, чуть не лишился уха, прождав час на морозе. Потом еще пропустил зачет, но зато сохранил ухо. У меня травма психологическая.

Edited at 2019-02-12 14:30 (UTC)
Я считаю что нужно сделать как в Японии, где без подтвержденного личного парковочного места ты не можешь купить себе авто вообще.
Сразу решится куча проблем. И стоянки сразу появятся, и пользоваться ими будут.
Вообще, проблема конечно в соблюдении законов. В РФ, к сожалению, люди живут скорее по-понятиям, а не по закону. Если исполнение закона будет молниеносным и главное будет сильно бить по карману, то сразу как шелковые ходить начнут.
Парковочные места у чиновников и всех приближенных будут всегда. Бесплатные.
То есть как в совке. Нужно отказаться от личного и любыми путями стараться быть приписанным к каким-то казенным конторам. И потом уж возить на казенном авто бабушек, детишек, свояков, собак, хомяков к ветеринарам и т.д.
← назад