Россия для богатых
В связи с последними спорами относительно современной российской урбанистики хотелось бы обозначить важный момент. Он возникает почти в любой дискуссии, подобные доводы можно услышать даже от адекватных людей.
Касается он притеснения автомобилистов:
– Сначала сделайте нормальный общественный транспорт, а потом притесняйте автомобилистов.
– Мы платим больше налогов, поэтому мы должны быть в привилегированном положении.
– В России такой климат, что без машины невозможно выжить.
И так далее.
Ок, давайте разберёмся.
Во всех этих рассуждениях всегда упускают один важный момент. Вы никогда не задумывались о том, что у многих людей в России по определённым причинам нет возможности купить машину? У кого-то банально нет денег. Это звучит невероятно, но машина стоит денег, и позволить её даже в кредит может далеко не каждый. Кто-то не может водить машину в силу возраста (дети и пенсионеры) или здоровья. Владельцем автомобиля всегда является более сильный, здоровый и обеспеченный.
Нам кажется, что машина есть у всех – как минимум одна на семью. Ну а как ещё? Без машины же не выжить! Но это большое заблуждение.
Даже в городах с наибольшим в России уровнем автомобилизации большинство жителей либо не имеет личного автомобиля, либо не пользуется им регулярно. Многие, особенно в регионах, формально владеют машиной, которая не на ходу, или используют её только для поездок на дачу. У более обеспеченных людей есть несколько машин на семью, то есть тут как со средней температурой по больнице. Когда смотришь на статистику, кажется, что машина есть почти в каждой семье, а по факту в среднем только 20-30% жителей России используют личный автомобиль для регулярных поездок.
И Россия тут не уникальна. Десятилетиями личный автомобиль был обязательным атрибутом даже не успешного человека, а просто нормальной жизни во многих странах. Тут, конечно, сразу можно вспомнить США: там во многих районах страны без машины физически невозможно выжить. Европейские города тоже строились так, чтобы быть удобными для автомобиля. Да и у нас происходили те же процессы. Достаточно посмотреть на сталинский генплан Москвы, по которому сносили исторические кварталы и строили широченные магистрали. Ведь в светлом будущем у каждого должна была появиться машина!
В какой-то момент города начали ограничивать автомобилизацию. Опять же, эти процессы происходят во всем мире, а не только у нас. И причина на то простая. Невозможно создать город, удобный для автомобиля. Нигде в мире нет таких прецедентов. Попыток очень много, но успешных кейсов просто не существует. Именно поэтому города в Европе и США начали бороться с машинами. Сужать дороги, поднимать налоги, вводить платный въезд в центр и платную парковку, ограничивать число паркингов – делать всё, чтобы пользоваться машиной было дорого и неудобно.
Тут важно понимать, что отсутствие в мире хотя бы одного города, в котором каждый ездил бы на автомобиле, объяснимо законами физики. Чтобы каждый житель ездил на личной машине, город пришлось бы снести, а на месте бывших кварталов построить развязки и паркинги. Так случилось в некоторых американских городах, хоть и не в полном объёме.
Это карта центра Атланты, нарисованная в 1919 году. Так было, пока у каждого американца не появилось по личному автомобилю.
А вот та же часть города в наши дни. Синим подсвечено то, что осталось нетронутым.
Или Хьюстон... Местами он выглядит так, как будто недавно подвергся бомбардировке.
Но даже в насквозь автомобильном Хьюстоне сегодня начинают думать о городской среде.
Стремление сделать город для автомобилей – это дорога к его смерти. В какой-то момент город просто перестанет быть городом.
Итак, процессы эти начали происходить не потому, что кто-то не любит автомобилистов, а из соображений гуманности. Попытка построить город для автомобиля – это попытка построить город, где комфортно себя будут чувствовать только молодые, сильные и богатые.
Улучшая автомобильную инфраструктуру, мы ухудшаем качество жизни тех, кто не может позволить себе машину. Строя развязки в центре и внеуличные переходы, мы делаем невозможным перемещение по городу пожилых людей. Вы же понимаете, что больному и старому человеку физически сложно спуститься и подняться в переход? Только не надо рассказывать про эскалаторы и лифты, которые нигде не работают. Попытка удовлетворить спрос автомобилистов приводит к ещё большим пробкам и ухудшению экологической ситуации.
Богатые могут себе позволить жить в частном доме за городом, остальные вынуждены дышать выхлопами. Парковки, эстакады, внеуличные переходы и т.д. портят качество городской среды. По городу не хочется гулять, люди вынуждены сидеть дома. И, опять же, обеспеченные люди могут позволить себе путешествовать, иметь квартиру в ЖК с хорошим благоустройством или загородный коттедж с большим участком, ходить в развлекательные центры. А люди с низким достатком вынуждены целыми днями смотреть на заставленный грязными машинами двор. Их дети проводят большую часть свободного времени в маленькой резервации среди машин.
Ещё раз: эти процессы протекают по всему миру. В Москве они начались с опозданием на 10 лет, другие города России придут к этому ещё лет через 10-15, если всё будет хорошо. Но за эти 10-15 лет они опустятся на самое дно. Уничтожат общественный транспорт, понастроят эстакад под окнами жилых домов, превратят все дворы в парковки. Пока там идет явный процесс деградации. Вон, в Перми прямо сейчас троллейбусную систему уничтожают окончательно.
Современная урбанистика не говорит о том, чтобы насильно пересадить всех на велосипеды и общественный транспорт. Современная урбанистика говорит о том, чтобы города были справедливыми и удобными для всех. Чтобы слабый, бедный или пожилой не чувствовали себя людьми второго сорта. А сегодня происходит именно это. Современная урбанистика призывает к тому, чтобы восстановить баланс. И в удобном городе у вас всегда будет выбор: поехать на личном автомобиле или на комфортном автобусе. Возможно, вы захотите комбинировать свои поездки. Нет ничего плохого в том, что вы хотите ездить на личном автомобиле. Плохо, когда единственная возможность выжить – это личный автомобиль.
И тут читатель понимающе кивает и говорит:
– Да, Варламов, это всё и так понятно, и сложно с тобой спорить. Город должен быть современным, удобным, безопасным, бла-бла-бла, мы всё это уже слышали! Ну так ты сделай общественный транспорт хороший, и тогда мы в него пересядем! А то с машин вы нас выдавливаете, а куда? Ты пробовал зайти в метро? А 30 минут ждать автобус?
Пробовал. И да, было не всегда приятно.
И тут есть ещё один важный момент. Чтобы в какой-то области происходили изменения, должен быть политический запрос. Если у вас убитый общественный транспорт, то понятно, что им пользуются только от безысходности. Это пенсионеры, малообеспеченные люди, подростки – те, кто пока только мечтает пересесть в личный автомобиль. В такой системе никогда не будет нормального общественного транспорта, так как им не пользуются люди, принимающие решения, платящие налоги.
Пока перед зданиями мэрий и городских администраций будут огромные паркинги, в городах никогда не будет нормальных систем общественного транспорта и не будет никакой альтернативы.
– Сделайте нам нормальный общественный транспорт сначала!
А кто его будет делать? С какой стати? Если никто об этом не просит мэра или там губернатора, это не принесет ему никаких политических очков. В обществе нет запроса – значит, и делать ему ничего не нужно, так он рассуждает. Это тупик, потому что чем несправедливее система, чем больше разрыв, тем сложнее начать реформы и что-то поменять.
Нормальное развитие общественного транспорта начинается тогда, когда офисный планктон, чиновники, представители среднего класса начинают им пользоваться. Тогда у общественного транспорта появляется потребитель. По-другому очень сложно, даже у мэрии возникнет желание осуществить реформы, очень сложно.
Нам ещё предстоит пройти очень долгий путь, прежде чем города станут комфортными, удобными, безопасными и справедливыми. На это могут потребоваться десятки лет. Нужно будет многое снести, нужно будет инвестировать огромные деньги в инфраструктуру. Но другого пути сегодня нет.
В каком-то смысле России повезло. Нам не надо быть первопроходцами. Всё уже придумано за нас. И другие страны прошли этот путь. Достаточно перестать искать свой особый путь и просто перенимать положительный опыт.
Есть и другой вариант. Мы с вами можем решить, что Россия только для молодых, богатых и сильных. Что для вас нужнее и правильнее, думайте сами.