Хочу, чтобы Россия была красивой!
До революции архитектуре вокзалов уделялось очень много внимания. Вспомните первые вокзалы Российской империи! Некоторые из них сохранились до сих пор и являются памятниками архитектуры. Часто вокзал был самым красивым зданием в городе. Такая ситуация была не только в России. Сегодня почти в любой стране мира здание вокзала, особенно если оно построено более 100 лет назад, – это роскошный дворец. Правительства и частные железнодорожные компании не жалели денег. Вокзал – это не просто техническая постройка, это ворота в город!
При Советском Союзе традиция продолжилась. Вокзалы Сочи или Симферополя являются символами этих городов, вы их часто видите на открытках и магнитиках. Менялись стили, но на вокзалах редко экономили. Почти у каждого вокзала, построенного до 90-х годов, будет автор, и это не последний архитектор в стране.
В 90-е что-то пошло не так. Во-первых, особо не строили новые вокзалы. А если и строили, то делали это какие-то криволапые дебилы. Вокзал из знакового для города здания начал превращаться в технический ангар или в лучшем случае торговый центр. Дешёвые материалы, бездарная архитектура. Подобная тенденция продолжается и сейчас, что хорошо видно на примере Сургута. Важнейшее здание в городе отдали проектировать дочерней компании РЖД, которая кроме мостов и ангаров ничего проектировать не умеет.
Я бы очень хотел остановить этот проект и добиться организации архитектурного конкурса на проект здания вокзала. Я договорился встретиться с главой города Сургута, и мы с ним кроме всего прочего обязательно обсудим, что делать с вокзалом.
А пока давайте посмотрим, какие вокзалы сегодня строят в мире.
Начнём со страны с одними из самых крутых вокзалов, что я видел – Голландии. Вот, например, новый вокзал Роттердама, открытый в 2014 году на месте старого и рассчитанный на 320 тысяч пассажиров в день. Проект стартовал ещё в 2004 году. Только вдумайтесь: голландцы потратили на вокзал 10 лет. И не из-за того, что подрядчик обанкротился, а потому что большие дела не терпят спешки.
Власти Роттердама отнеслись к городскому вокзалу как к большому архитектурному проекту. В работе принимали участие сразу три крупных архитектурных бюро – Benthem Crouwel Architects, MVSA Architects и West 8. Это вам не рисуночки от Сибжелдорпроекта! Пять лет было потрачено только на разработку проекта реконструкции, ещё столько же времени заняло строительство, реконструкция окружающей вокзал части города (да, об этом голландцы тоже позаботились!) и выполнение ландшафтных работ.
В итоге вышло и красиво, и практично. Основные материалы отделки – не бетон, а дерево и стекло. Вместо сплошной крыши здание получило прозрачный купол атриума, через который внутрь попадает максимум солнечного света. Таким образом, искусственное освещение большую часть дня можно вообще не использовать.
Вокзал специально возвели на небольшом возвышении, благодаря этому из зала ожидания отлично просматриваются все платформы и подходящие к ним поезда. Разве у нас кто-то заботится о таком? Пешеходные тоннели для выхода к поездам расположены под железнодорожными путями.
А вот ещё одна голландская конфетка – вокзал Den Haag в Гааге, реконструированный несколько лет назад по проекту бюро Benthem Crouwel Architects.
Многоуровневый транспортно-пересадочный узел, в котором под одной крышей уместились остановки электричек, метро и трамвая. Чтобы пересесть с одного вида транспорта на другой, достаточно просто спуститься или подняться по эскалатору. Путь от дверей трамвая и метро до места в электричке тут максимально короткий, а вот парковки расположены гораздо дальше, поэтому большинство пассажиров предпочитает общественный транспорт.
Практически все стены и потолки из стекла, так что вся территория транспортно-пересадочного узла хорошо просматривается. Это значительно упрощает ориентирование и способствует повышению безопасности. Да и вообще, потеряться тут будет трудно, поскольку с одного уровня на другой можно попасть тремя разными путями: на лифте, по лестнице и по эскалатору.
Один из новейших вокзалов Голландии был открыт в 2016 году в Утрехте. Он спроектирован архитектурным всё тем же бюро Benthem Crouwel Architects. Размер вокзала после реконструкции увеличился втрое, так что теперь по расчётам он может принять до 100 млн человек в год. Как и в Гааге, вокзал совмещён со станциями метро и трамвая, а ещё рядом с ним расположена самая большая в мире велопарковка на 12,5 тысяч велосипедов.
Здание вокзала выделяется на фоне окружающей архитектуры необычной волнистой крышей. Стены вокзала выполнены из стекла, что позволяет из зала ожидания следить за прибытием и отправлением поездов.
Перемещаемся из Голландии в Италию, где в Неаполе летом 2017 года открылась первая очередь железнодорожной станции Наполи Афрагола, построенной по проекту Захи Хадид.
Вокзал выглядит как огромная изогнувшаяся змея длиной 450 метров. По сути эта змея – пешеходный мост-вестибюль, соединивший две части города. А под ним расположен большой центральный атриум с зонами общественного питания и отдыха, ставший главным общественным пространством.
Весь вокзал пронизан энергосберегающими технологиями: солнечные панели на крыше, геотермальный тепловой насос, современные высокоэффективные системы контроля температуры и вентиляции, максимально возможное использование естественного освещения.
Железнодорожный вокзал в бельгийском Льеже создавался даже дольше, чем в Роттердаме – 13 лет. Конкурс на превращение старого вокзала в крупный и современный транспортно-пересадочный узел был проведен ещё в 1996 году, а завершили проект лишь в 2009-м, но ожидание того стоило.
Вокзал создал знаменитый Сантьяго Калатрава. У здания нет фасада как такового, а главная визуальная особенность проекта – волнообразная крыша длиной 200 метров. Она составлена из 39 стальных арок разной высоты, расположенных вдоль железнодорожных путей.
А вот так футуристично, прямо как в фантастических фильмах про будущее, выглядит новый вокзал Бирмингема Birmingham New Street, построенный по проекту испанского архитектора Алехандро Заера-Поло и открытый в 2015 году.
Снаружи здание зеркальное и выглядит совсем небольшим, при этом внутри оно невероятно просторное и наполнено светом.
Как и практически во всех предыдущих случаях, вокзал представляет собой большой ТПУ, совмещенный с другими видами городского транспорта. Платформы расположены на нижнем уровне вокзала, а залы ожидания, кассы и рестораны выше.
Из Европы перемещаемся в Азию. В 2014 году в китайском городе Тайюань открылся вокзал, площадь основного здания которого по площади равно 11 футбольным полям. Китайские архитекторы из бюро CSADI старались сделать его в традиционном элегантном стиле периода династии Тан. Крутой пример того, как современный дизайн может сочетаться с традиционными архитектурными элементами.
Ещё одно детище того же архитектурного бюро CSADI – вокзал города Ханчжоу, открытый в том же 2014 году. Главная фишка вокзала – огромная крыша длиной в 280 метров, которая как будто висит в воздухе.
Городок Чжанхуа в Тайване – Мекка для цветоводов. Ежегодно лучшие цветоводы мира съезжаются сюда на многочисленные фестивали. При масштабной реконструкции вокзала, которая завершилась в 2015 году, архитектор Крис Йао сделал акцент на этом факте и превратил вокзал в огромный цветник. Отличительная фишка вокзала – колонны, олицетворяющие цветы: они вылезают из земли на тоненьком стебельке и расширяются наверху.
Новый вокзал Касабланки в Марокко, открытый в 2015 году после реконструкции, проведенной архитектурными бюро AREP и Groupe3 Architectes. Выглядит здание максимально просто и естественно: огромная деревянная крыша держится на тонких колоннах, которые в верхней части разбиваются на восемь частей. Между ветвями колонн – прозрачные люки, через которые в зал ожидания поступает солнечный свет. Стены вокзала стеклянные, при этом западный фасад представляет собой национальную узорную решетку "машрабия", которая используется в качестве экрана между городом и станцией, чтобы уменьшить эффект прямых солнечных лучей во второй половине дня. Ещё один отличный пример того, как современность уживается с национальными элементами.
Ещё один вокзал в Нидерландах – невероятной формы здание в городе Арнем на востоке страны. Оно было спроектировано в 2015 году архитектурным бюро UNStudio, основанным голландским новатором Беном ван Беркелем.
Порта-Суза – вокзал Турина, созданный по проекту Silvio d’Ascia Architecture и открывшийся в 2013 году. Платформы и поезда в Порта-Суза спрятаны под станцией, чтобы освободить больше места для общественных пространств. Фасад вокзала на 80% сделан из стекла, за счёт чего станция выглядит очень просторной и солнечной.
Центральный вокзал Зальцбурга, реконструированный в 2013 году архитектурным бюро Kadawittfeld Architektur. Главной задачей бюро было аутентично интегрировать в новый современный вокзал исторические сооружения. В итоге залы ожидания вокзала выглядят вполне классическими, но при этом не устаревшими.
Наконец, вокзал, который в 2014 году был признан британским изданием Daily Mail самым красивым в мире – Gare do Oriente в Лиссабоне. Вокзал построен по проекту уже упоминавшегося в посте испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Здание объединяет под одной крышей железнодорожную станцию с поездами ближнего и дальнего следования, одноименную станцию метро и большой автобусный терминал, а также небольшую торговую зону с магазинами и кафе. По задумке Калатравы, который в своей работе всегда вдохновляется природой, здание в целом должно напоминать скелет рыбы, а крыша над путями – лес.
Скажите, чем мы хуже? Почему Россия не достойна иметь современные и красивые вокзалы?
Как рождается плохая архитектура
Скоро случится беда
Как спасти вокзалы от РЖД
Испания: вокзалы, АЗС-киоски, "антикарманы" и самый жирный кот
Голландские вокзалы: лучше, чем секс
Французские вокзалы: красота и функциональность