January 16, 2019

У нас климат не тот!

Любое обсуждение создания велоинфраструктуры в России сводится к тому, что у нас какой-то особый климат, и ездить на велосипеде можно только несколько месяцев в году, а всё остальное время он будет без дела стоять в прихожей.

Я специально поехал в Канаду, чтобы посмотреть, как всё это дело устроено у них. Канадский климат напоминает российский, к тому же, там бывает очень много снега.

Удивительно, но если в городе создавать нормальную велоинфраструктуру, делать велополосы и велодорожки, то люди будут ездить на велосипедах даже зимой. Оказывается, в этом нет ничего страшного!

Начну с небольшого рассказа про Монреаль, который отлично приспособлен для велосипедистов. Всё началось в 1975 году, когда появилась организация Le Monde à bicyclette (MÀB – Мир на велосипеде). MÀB стала известна благодаря провокационным уличными перформансам и призывам положить конец доминированию автомобилей. В октябре 1976 года в центре Монреаля прошла первая лежачая акция протеста MÀB – около сотни человек легли на проезжую часть на перекрёстке улиц Сент-Катрин и Университэ. Среди них был ребёнок на носилках, вокруг разбросали велосипеды, гроб, костыли – и всё это было "окровавлено" кетчупом. Акция должна была привлечь внимание к высокому уровню смертности велосипедистов и пешеходов на улицах города.

Постепенно активистам удалось добиться установки велопарковок в центре города, разрешения провоза велосипедов в метро и пригородном железнодорожном транспорте и создания велосипедных маршрутов на Южный берег.

Сейчас в Монреале построено около 800 км велополос и более 250 км велодорожек. И это даже несмотря на то, что город расположен на холмах, и передвигаться на велосипедах по нему не так уж удобно. Общественный прокат Bixi Public Hire Bikes насчитывает 6240 велосипедов и 540 станций велопроката. Таким образом, на один велосипед в городском прокате претендуют 311 жителей города. Для сравнения, в Москве этот показатель составляет 1 велосипед на 2908 человек.

Для жителей Монреаля стоимость годового абонемента составляет около 100 долларов, туристы могут взять велосипед за 3 доллара на первые полчаса и доплачивать 3 доллара за каждый следующий час. Оплачивается прокат в автомате кредитной карточкой.

Ежегодно в Монреале проходит велогонка Tour de l'Île, которая собирает более 30 тысяч участников. В этот день маршруты длиной от 30 до 100 км полностью освобождают от автотранспорта.

Исследователи Университета Макгилла в Монреале разработали для велосипедистов города интерактивное приложение BicyclAir, которое в онлайн режиме предоставляет информацию об уровне загрязнения воздуха на пути следования и даёт варианты более чистого маршрута.

В других канадских городах тоже всё неплохо с велоинфраструктурой. Например, 9 июня 2016 года городской совет Торонто утвердил 10-летний план развития велосипедной сети. По нему в городе будет построено более 280 км велодорожек на быстрых и оживлённых улицах, 55 км дорожек в центральной части города и ещё 190 км дорожек вдоль тихих улиц.

В Калгари уже более 700 километров велодорожек, которыми активно пользуются даже зимой, их постоянно чистят от снега, поэтому проблем никаких нет.

Зимой многие канадцы предпочитают фэтбайки.

Другие просто ставят покрышки с ламелями и шипами.

В Канаде очень много открытых велопарковок, обилие снега никого не пугает.

В Скандинавии к велосипедам относятся бережнее.

Чтобы руки не замерзали, кто-то прилепил к рулю рукавицы.

Кто-то использует уличную рекламу как парковку.

Велополосы зимой чистят, хоть и не идеально. Сугроб тут выступает в качестве естественного барьера между велосипедистами и автомобильными полосами.

Тут с уборкой снега опять схалявили.

В Ванкувере и Монреале есть велосипедные бульвары – целые улицы, на которых велосипедисты имеют преимущество перед всеми другими транспортными средствами. Они могут ездить по самому центру дороги. При этом по таким улицам могут ездить и автомобили. Люди, проживающие на велоулицах, могут подъезжать к своим домам на автомобилях, просто им приходится для этого совершать объезд, поскольку улица недоступна для сквозного движения автомобилей. Каждые два квартала установлены заграждения, через которые могут проехать велосипедисты, но не могут автомобили.

Люди свободно едут по правой полосе.

По тротуарам и пешеходным переходам ездить нельзя, но велосипедисты нарушают.

Велосипед с прицепом, как вам?

Кстати, все катаются в шлемах, без них штрафуют.

Хотя я писал, что это сомнительный элемент безопасности.

По канадским городам зимой можно передвигаться даже на инвалидной коляске! Обилие снега человека не пугает.

Напоследок расскажу о том, как обстоит дело с велосипедами в Ванкувере, до которого я в этот раз не доехал.

Велосипед – самый быстрорастущий вид транспорта в этом городе. Только с 2008 по 2011 год количество поездок на велосипеде увеличилось на 40%. Чтобы способствовать переменам, власти проложили по всему городу сеть велодорожек.

Если раньше в Ванкувере создавали в основном велополосы, которые располагались во втором ряду дороги, после зоны парковки, что было не очень безопасно, то теперь делают обособленные велодорожки, отделенные бетонными или зелеными ограждениями как от автомобильных дорог, так и от тротуаров. Не защищённые от проезжей части дорожки и пересечения с проезжей частью выделяют зелёным цветом, чтобы их было лучше видно и велосипедистам, и водителям автомобилей.

Улицы, на которых есть велодорожки, отмечаются значком велосипеда на указателе.

В метро есть специальные места в вагонах для велосипедов. На городских автобусах делают специальные "вешалки", на которые можно закрепить велосипед.

Чтобы сделать езду на велосипеде более увлекательной, власти Ванкувера стали устанавливать на некоторых велодорожках искусственные трамплины.

В Ванкувере можно бесплатно зарегистрировать свой велосипед. Ежегодно в Ванкувере крадут около 2000 велосипедов. С введением регистрации велосипеда количество краж сократилось, а полиция теперь может возвращать украденные велосипеды их владельцам.

А ещё в Ванкувере есть байкшеринг! Ванкуверская система совместного использования велосипедов была запущена в 2016 году и называется Mobi ('more bikes'). На момент открытия в ней было 1500 велосипедов на 150 станциях. Каждый может выбрать подходящий ему абонемент на год – за $180 участники Mobi могут пользоваться пакетом "Стандарт" с 30 минутами бесплатной езды, за 240 долларов – пакетом "Плюс" с 60 минутами езды.

Даже в Канаде иногда нарушаются права велосипедистов. Например, вот этот знак означает, что велополоса работает только с 1 мая по 31 октября. Свинство, конечно!

Впрочем, самим велосипедистам такие ограничения не особо мешают, несмотря на высокие штрафы (об этом чуть ниже). Кстати, обратите внимание, что автомобили держатся на расстоянии от велосипедистов, а не как у нас. Дело в том, что правило одного метра обязывает автомобилистов соблюдать боковой интервал не менее чем в один метр при проезде мимо велосипедиста. За нарушение правила выписывается штраф в 110 долларов. Поэтому прижимать велосипедиста к обочине или пытаться задеть его зеркалом заднего вида тут никто не рискует.

Но и для самих велосипедистов штрафы за несоблюдение правил суровые.

  •   Штраф за езду на велосипеде по тротуару – 60 долларов. Ездить по тротуарам разрешается только детям до 14 лет.
  •   Штраф за безрассудное и опасное вождение – 90 долларов.
  •   Неостановка на знак STOP или запрещающий сигнал светофора, проезд по односторонней улице в неправильном направлении – $85.
  •   Отсутствие сигналов руками о манёврах – $85.
  •   Непропуск пешеходов на переходе, пересечение перекрёстков по пешеходному переходу верхом на велосипеде – $85.
  •   Отсутствие катафотов или габаритных огней – $20.
  •   Отсутствие звоночка – $85.
  •   Выезд на хайвей или фривей – $85.
  •   Перевоз пассажиров на раме (на не оборудованных специально велосипедах) – $85.
  •   Штраф за то, что велосипедист при езде отвлекается на посторонние дела (например, разговор по мобильнику) – от $400 до $2000.

Велоинфраструктура не занимает много места в городе, зато даёт людям альтернативные способы передвижения, тем самым разгружая дороги и общественный транспорт. Прежде всего надо создать условия. Будут условия – будут и велосипедисты зимой. Они и сейчас попадаются, просто намного меньше, чем могло бы быть. Пока что зимних велосипедистов в России воспринимают как фриков, а нужно сделать так, чтобы они стали полноправными участниками дорожного движения. Для этого нужны не полторы велодорожки из ниоткуда в никуда, которые всегда будут заняты мамами с колясками, а нормальная сеть велополос (в том числе выделенных) и обилие велопарковок (в том числе крытых).

Зимний велосипед в Финляндии

Наш ответ нытикам

А давайте на зиму вместо велодорожек сделаем парковки

С кого нам брать пример

Город, который хочет стать удобным для велосипедов

Российский город, которому можно позавидовать

Правила жизни велосипедистов в России

Миф: велосипедный шлем сможет вас защитить