"Буран": почему не взлетел "русский Шаттл"


Фото: РКС

СССР был страной, которая в 1917 году перечеркнула прошлое и решила доказать всему миру, что особый, советский путь развития гораздо лучше всех остальных вариантов. Фактически всё существование СССР было подчинено демонстрации этой уникальности. Партия хотела доказать, что мы не хуже западных капиталистов, а наоборот. В этой гонке различных систем стороны тщательно следили за успехами друг друга и тратили огромные ресурсы, чтобы сохранять лидирующие позиции в передовых сферах – в вооружении, разнообразных научных исследованиях, освоении космоса. Обеим сторонам надо было продемонстрировать свои преимущества или как минимум отсутствие отставания.

Это научное соперничество вынуждало тратить колоссальные средства. И далеко не всегда эти траты были разумны. Увидев у соперника перспективные разработки, стороны бросались копировать игрушку, не думая о её объективной необходимости для страны. И одним из таких спорных достижений советской науки и техники стал "Буран". Торжество инженерной мысли, которое оказалось бесполезным и вытянуло из страны колоссальные средства, вбив свой гвоздь в гроб СССР.



"Атлантис" (STS-125) и "Индевор" (STS-400) на стартовой площадке Космического центра Кеннеди


12 апреля 1981 года впервые в истории человечества с мыса Канаверал стартовал многоразовый транспортный космический корабль "Спейс Шаттл". В гонке многоразовых космических кораблей победили США, первыми запустив своё изделие. К этому моменту аналогичная программа СССР уже развивалась полным ходом. Создание "советского Шаттла" началось ещё в середине 70-х годов.


Фото: buran.ru

Надо отметить, что исследования по созданию космических кораблей многоразового использования велись ещё до запуска первого спутника Земли. Изначально казалось, что многоразовые космические корабли будут гораздо дешевле, чем одноразовые. Что при всей сложности создания затраты себя окупят. Свою роль вносила и гонка вооружений. Все подобные проекты многоразовых космических кораблей 50-60-х годов имели военный характер. Американский X-20 Dyna Soar, "ВКА-23" Мясищева, "Проект 136" Туполева, "Лапоток" Цыбина задумывались как военные разведчики, перехватчики спутников, орбитальные бомбардировщики. Однако технический уровень тех лет был слишком низок, чтобы реализовать амбициозные проекты многоразовых космических кораблей.

X-20 Dyna Soar

Фото: Wikimedia


Фото: Wikimedia

В то же время разработки проектов многоразовых систем 50-х годов позволили накопить опыт для создания первых многоразовых космических кораблей, воплощаемых уже "в железе". В СССР это была программа "Спираль". Авиационно-космическая система "Спираль" начала разрабатываться в 1966 году. Она должна была состоять из гиперзвукового самолёта-разгонщика, который поднимал бы на скорости 6 Махов десятитонный орбитальный космический корабль многоразового использования на высоту 30 км. Разработка велась, были созданы аппараты-аналоги космического самолёта, отрабатывались технологии. Программа была технически очень сложная и амбициозная. Однако, в 1972 году Ричард Никсон объявил о начале работ над "Спейс Шаттлом". И СССР не смог устоять перед соблазном скопировать американские идеи. Создание "советского Шаттла" оказалось задачей более простой технически, чем "Спираль", но более дорогой из-за масштабов. Но партия сказало "надо!", а советский народ не имел возможности спросить "а зачем?".

Так должен был выглядеть воздушный старт с гиперзвукового самолета-разгонщика авиационно-космической системы "Спираль"

Фото: buran.ru

Официальной датой старта советской многоразовой транспортной космической системы "Энергия-Буран" считается 1976 год. В ходе программы "Буран" эволюционировал и менялся. Изначальный проект ОС-120 был практически идентичен "Спейс Шаттлу". На орбитальном самолёте так же, как и у американцев, были размещены три маршевых двигателя и два двигателя для орбитального маневрирования. При этом советский корабль получался тяжелее американского и весил 120 тонн.

ОС-120


Вторым этапом развития стал орбитальный самолёт ОК-92. Он лишался маршевых двигателей, зато получал воздушно-реактивные двигатели. Воздушно-реактивные двигатели должны были дать более высокую гибкость применения в военных целях. С ними космический корабль меньше зависел от взлётно-посадочной полосы и мог приземляться на многих аэродромах СССР.

И только в марте 1978 года проектирование остановилось на привычном нам "Буране". "Буран" лишился маршевых двигателей как у американцев, зато получил гораздо более мощные орбитальные двигатели, которые давали большие возможности для манёвров на орбите. При использовании корабля в качестве "орбитального бомбардировщика" у него были более широкие возможности чем у "Спейс Шаттла".



Вообще, версия, что американцы делают орбитальный самолёт для того, чтобы иметь возможность наносить быстрые ядерные удары из космоса, была очень популярна среди руководства СССР. Другой популярной версией было предположение, что "Спейс Шаттлы" с их возможностью возвращать с орбиты грузы весом до 15 тонн будут воровать советские спутники. И в СССР не понимали, для чего американцы хотят осуществлять до 60 пусков "Шаттлов" в год. Все выводы советских экспертов сводились к военной составляющей американской программы.

Space Shuttle Atlantis


В СССР в принципе не понимали особенности капиталистической экономики США. На тот момент заканчивалась американская лунная программа, и руководство NASA не хотело остаться без работы. NASA, цепляясь за места и бюджеты, изо всех сил проталкивало программу "Шаттлов", обосновывая её рентабельность при большом количестве запусков. По расчётам выходило, что если делать больше 30 пусков в год, это будет выгоднее, чем столько же раз запускать одноразовые носители.



И вообще никогда не планировалось использовать "Спейс Шаттлы" в качестве космических бомбардировщиков. Ещё в 60-х во время работы над X-20 Dyna Soar американцы поняли, что "орбитальный бомбардировщик" – это дорогая и медлительная платформа. На подготовку старта уходили сутки. Оперативное применение было исключено. Все усилия были направлены на создание межконтинентальных ядерных ракет и подводных ракетоносцев с принципиально другой степенью готовности к пуску.

Сборка "Бурана" на Тушинском машиностроительном заводе

Фото: buran.ru

Но в СССР была своя атмосфера, и советская научная мысль в принципе не понимала, как "мирный комбайн" может не иметь скрытых военных режимов. 14 лет работ, 1 млн 200 тыс. сотрудников, 1100 предприятий, фабрик, заводов, ведомств и НИИ. На программу "Энергия-Буран" в общей сложности было потрачено 16 млрд советских рублей. В пересчёте на курс 2016 года затраты на программу оценивались в 2 трлн российских рублей.



Основным отличием "Бурана" от "Спейс Шаттлов" является способ выведения на орбиту. На "Шаттлах" установлены маршевые ракетные двигатели, которые получают топливо из гигантского оранжевого топливного бака. По бокам топливного бака находятся твердотопливные ускорители, которые дают 83% тяги на старте. На высоте около 45 километров ускорители отстреливаются и на парашютах спускаются в океан. В итоге теряется только топливный бак. Остальные элементы системы сохранялись и использовались повторно. СССР не имел таких компактных и мощных маршевых двигателей для орбитального корабля, какие были у США. И твердотопливные ускорители такой мощности СССР тоже не умел делать. Более того, из-за относительной близости мыса Канаверал к экватору США имели преимущество по соотношению мощности двигателей к выводимой массе. При одинаковой мощности ракетных двигателей ракета-носитель, запущенная с мыса Канаверал, выводит на 15% большую массу, чем ракета, запущенная с Байконура. И из-за недостатка необходимой мощности для выведения орбитального корабля была создана система "Энергия-Буран".

Space Shuttle Atlantis


"Буран" доставлялся на орбиту ракетой-носителем "Энергия". Сверхтяжёлая "Энергия" имела стартовую массу 2400 тонн и могла выводить на орбиту самые разнообразные грузы с массой до 100 тонн. Всего было осуществлено два пуска "Энергии". Оба – с полной потерей носителя. В перспективе планировалось сохранять боковые разгонные блоки с двигателями. Однако до реализации планов так и не дошло.

Отделение твердотопливных ускорителей


С самого начала работ над программой "Бурана" использовался задел по "Спирали". Так, в 1982-84 годах четыре раза слетал в космос беспилотный орбитальный ракетоплан БОР-4.

БОР в Центральном музее ВВС в Монино


Для испытаний было построено два полноразмерных аналога "Бурана". Аналог БТС-001 использовался для наземных статических испытаний. После их завершения на его основе в 1993 году был создан аттракцион в Парке Горького. В 2014 году в ночь с 5 на 6 июля пятидесятитонная конструкция была перемещена на ВДНХ.



Второй аналог БТС-02 использовался для отработки посадки "Бурана" и подготовки экипажей космонавтов. Это была аэродинамически максимально точная копия космического корабля с установленными на неё четырьмя двигателями АЛ-31. БТС-02 выполнил 24 испытательных полёта с общим налётом 8 часов. Посадки выполнялись в том числе в полностью автоматическом режиме. В настоящее время находится в Музее техники города Шпайер в Германии в качестве выставочного экспоната.

БТС-002 и летающая лаборатория над аэродромом ЛИИ


Первый и последний полёт "Бурана" в космос состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель "Энергия" стартовала с Байконура и вывела космический корабль на орбиту без экипажа. Полёт проходил полностью в автоматическом режиме. За 205 минут "Буран" сделал два витка вокруг Земли и выполнил посадку на аэродроме Байконура "Юбилейный". Американские "Спейс Шаттлы" все свои полёты выполняли только с экипажами. Полностью автоматическая посадка "Бурана" заслуженно считается выдающимся достижением советской науки.



При посадке возникла нештатная ситуация, которая продемонстрировала успех замысла создателей. На высоте 11 км "Буран" в автоматическом режиме получил информацию об изменении погодных условий на аэродроме. И совершенно неожиданно для всех он совершил манёвр с разворотом на 180 градусов. "Буран" зашёл на полосу с другой стороны от изначально планируемой траектории: такое решение приняли бортовые компьютеры. На земле это стало неожиданностью. Рассматривался даже подрыв корабля. Однако было принято решение посмотреть на его действия. И "Буран" не разочаровал создателей. Посадка была выполнена с выдающейся точностью.



Кстати, бортовые компьютеры "Бурана" были сделаны на базе американского компьютера IBM System/370. Это не была точная копия американского компьютера. Использовалось значительно переработанное программное обеспечение. На борту находилось два комплекта БЦВМ, каждый из которых состоял из четырёх компьютеров. Система допускала одновременный выход из строя двух компьютеров. Американские "Спейс Шаттлы" не имели такого запаса по резервированию.


Фото: buran.ru

Ещё одним впечатляющим достижением стала теплозащита "Бурана". При входе "Бурана" в атмосферу температура отдельных участков корабля достигала 1600 градусов. От уничтожения корабль защищали 37 500 специальных керамических плиток общей массой 9 тонн. "Буран" в своём полёте потерял всего 6 плиток. Американские корабли теряли по несколько десятков.

Элементы теплозащиты


Транспортировка третьего лётного экземпляра 2.01 "Байкал" в Жуковский в июне 2011 года


В общей сложности планировалось создание пяти лётных экземпляров корабля. Помимо слетавшего в космос изделия 1.01 "Буран" было полностью построено изделие 1.02 "Буря". В 1992 году "Буря" должна была полететь к станции "Мир" в беспилотном режиме. Планировалась автоматическая стыковка, посещение экипажем "Мира" и беспилотная посадка на Байконуре. Однако полёт так и не состоялся. "Буря" сегодня находится в помещении монтажно-заправочного корпуса (площадка 112А) вместе с технологическим макетом ОК-МТ, который предназначался для отработки предстартовых операций.

"Буря" и ОК-МТ в МЗК (площадка 112А), 2015 год






Сам "Буран" погиб 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном корпусе (МИК) на площадке № 112. Из-за ошибок при строительстве комплекса рухнула крыша. При этом погибли восемь рабочих, которые занимались ремонтом крыши. Рабочие погрузили 10 тонн рубероида кучей на одну точку крыши. Перегруженный элемент не выдержал и рухнул на один из баков находящейся внизу ракеты-носителя "Энергия". Бак находился под давлением воздуха и произошёл воздушный взрыв, который привёл к полному обрушению крыши. Останки "Бурана" были распилены работниками космодрома и отправлены на металлолом.

МИК после обрушения



Фото: buran.ru

Надо отметить, что до отправки на своё кладбище "Буран" успел совершить ещё несколько полётов. Не в космос. В 1989 году "Буран" полетал на Ан-225 "Мрия" – самом большом в мире самолёте. Кульминацией стал показ в июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже.





Программа многоразовых орбитальных самолётов опередила время. Разработка стоила огромных денег. Пуски так и не смогли продемонстрировать преимущество в цене перед одноразовыми космическими кораблями. 30-летняя программа "Спейс Шаттла" обошлась в 200 млрд долларов за 135 пусков. В 2010 году один запуск стоил 775 млн долларов. История показала, что гораздо выгоднее запускать дешёвые "Союзы", а многоразовые космические корабли и ракеты-носители должны выглядеть совершенно иначе.

Считается, что в результате работ над "Бураном" было создано много технологий, которые были внедрены в различных отраслях промышленности. Однако через три года после полёта "Бурана" страны не стало, а промышленность пришла в упадок. "Буран" стал вершиной советского прогресса. Его создание продемонстрировало одновременно достижения науки и бессмысленность этих достижений. Глядя на фото "Бурана", невозможно остаться равнодушным. Это, бесспорно, одно из величайших творений человека, которое было создано из милитаристских побуждений, а в итоге оказалось достижением ради достижения. Многоразовый космический корабль, создававшийся ради удешевления полётов, оказался одноразовым и чудовищно дорогим. Но, несмотря на все эти противоречия, "Буран" всё равно вызывает гордость и восхищение.


Пост подготовил Алекс Кульманов


Буран уехал на ВДНХОчень крутая детская площадка!"Буран" переехал

Подписывайтесь:



Обратите внимание:



promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 153
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
← назад
потому что военные неадекваты были, как сейчас Шойгу, строящий парки Патриоты за ярд долларов.
чинуш с опытом работы в совке нельзя допускать до руководства


Просто денег не было.

Деньги бы нашли, взлетел бы.

Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья, держитесь там.
Идиот. Проект похоронили предатели В 1990 году работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а 25 мая 1993 года программа окончательно закрыта. Может требуются объяснения кто рулил в 90-е? Всех их ждет трибунал и к тому времени мораторий на смертную казнь будет отменен, так что пусть особо не надеются.
Да у дурака всегда кто-то другой виноват, кроме самого дурака: яйца, американцы, предатели. Внешний локус контроля - беда нашей страны.
ЭТО НА БРОС И ВОТ ПО ЧЕМУ!!111111111

А ПО ТОМУ ЧТО ЗОГОЛОВОК У СТАТЬИ ВОТ ПРЯМ КАК БУДТО БУРАН ПЛОХОЙ!!111111

А ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЫВАТЬ ЧТО СЕЙЧАС ИХ ШАТТЛЫ НЕ ЛЕТАЮТ И ОНИ АВАРИЙНЫЕ И ОНИ ПАДАЛИ И ОНИ УБИВАЛИ КОСМОНАВТОВ И ОНИ ВО-ОБЩЕ СНЯТЫ С ПРОИЗВОДСТВА!!!111111111111

А У БУРАНА НЕТ АВАРИЙ ОН НИ КОГО НЕ УБИЛ И ПО ТОМУ БЫЛ УСПЕШНОЙ ТЕХНИКОЙ СВОЕГО ВЕКА ОБОГНАВ СВОЕ ВРЕМЯ!!!!!1111111111

А ЛИВЕРАЛ ТОЛЬКО И ГАДИТ ГАДЕНЬКО НАПИСЫВАЯ ГАДЛИВЫЕ ЗАГОЛОВЧЁНКИ О ТОМ КАК ВСЁ ПЛОХО!!!!11111

А ТУТ ДАЖЕ НАЧАЛСЯ НАЕЗД УЖЕ ДАЖЕ НА СВЯТОЕ - НА НАШ КОСМОС ЧТОБ ОТОБРАТЬ ЕГО У НАС И ПРЕПОДНЕСТИ НА БЛЮДЕЧКЕ С ПОКЛОНОМ ЗАПОДУ!!!!11111111111


НАШЕ РЕШИТЕЛЬНОЕ НЕДОПУСТИМ!!!!111111111111111
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше хуй стоял всю ночь,
А теперь давление.
Попрошу не отступать от оригинала:
Раньше были времена,
А теперь мгновения.
Раньше поднимался хуй,
А теперь давление.
Да говно переоценённое, этот ваш Буран. Такой он охуенный, что целая страна наебнулась всего после одного полёта.
Пластмассовый мир победил.
А так бы сегодня читали:
"ЛунаЭтноЭксп: День XII. Шпаргалка для путешественника по Луне"
"Хорошая орбитальная станция Мир/Плохая орбитальная станция Мир"
"Домик в котрытом космосе. Хотели бы так жить?"

Edited at 2018-12-05 09:58 (UTC)
И кто-то еще возмущается, что РПЦ видишь ли много денег тратит на строительство храмов.
Да все храмы вместе взятые дешевле этого вашего Бурана! Надо запретить космические исследования.
КАПИТАЛИЗМ ПРИХВАТИЗАТОРСКИЙ
Надо заметить что "капитализм" в виде прихватизации крупных, прибыльных, но при этом нехлопотных активов
вытянул средств из стран постсоветских
раз в десять больше уже
ЧЕМ ЭТО ВОТ ВСЁ "БЕСПОЛЕЗНОЕ"
(бесполезное не бесполезное а крутилось в стране, порождало образованых людей, интересные занятия и сопутствующие технологии и компетенции).

Особенно из России конечно.
Я думаю пару-тройку триллионов в баксовом выражении за 30 лет.
КАПИТАЛИЗМ ПРИХВАТИЗАТОРСКИЙ
Триллионы. И никто не считает это гвоздями в крышку да?

Ну вот и бураны всякие и прочие навороты гвоздями в крышку не были вообще никак.

Страну ту раздербанили рыла некоторые и только
и только
(и свои миллиарды от дерибана на триллионы получили конечно).

Но вина конечно на тупой политической и идеологической системе которая всем надоела и породила эти рыла закономерно
(Так же закономерно как переход, во времена Петра Первого, от более народной к тотально контрнародной системе, через 200 лет породил революцию и большевиков этих).

Edited at 2018-12-05 10:16 (UTC)
Собственно причина того, почему запуск Союза обходится дешевле запуска Шаттла заключается не в том, что Шаттл был многоразовым, а представлена на картинке ниже.

При каждом из 136 запусков Шаттла на орбиту выводилась масса, немногим меньшая, чем при полете на Луну



Edited at 2018-12-05 09:59 (UTC)
Много на руси удивительных вещей: царь-пушка, которая не стреляет, царь-колокол, который не звонит, царь-шаттл, который одноразовый и беспилотный....
И до кучки:
Дымоход кузя, который топит не тока истребители, вертолёты и штурмовики, но и...
Но и самые большие в Мире шведско-либерастные плавучие доки, типа ПД-50.
...ыыыыыыыыы
УДУШУ! РАСТОПЧУ! ЗАГРЫЗУ! РАЗОРВУ! СЛАВА РОССИИ!
Бу га га га га га га га гага...
Как это может считаться достижением? Население накормить не могли, зато выпендрились на славу. Ну это как если глава семьи при зарплате в 30 000 рублей купит последний айфон и BMW X5 в кредит на пять лет. Да, его детям теперь жрать нечего, но ведь мужчина с айфоном и на X5! Разве можно престиж променять на колбасу?
Да. Хохлов тоже щас травят пропагандой, что россия это ссср, а в россии тоже был свой майдан в 1991-м году и россия давно уже не имеет отношения к ссср. Украине надо тоже пройти свои 90-е как россия прошла и тогда она станет самостоятельной страной, если конечно свой Путин там придет к власти и как россию вытащит с края обрыва, а не придет так и хуй с ней с украиной, разберут на части соседи, может и к лучшему. Главное вех бандер убить, от них всё горе, потому что это бесы в плоти.
← назад