Почему русский трамвай не вывозит
Российские города часто напоминают фантастический фильм про постапокалипсис: среди разрушенных улиц, убитой экологии, серых домов и луж ходят люди в свете умных девайсов. В таком мире довольно интересно искать артефакты прошлых цивилизаций, которые жили в гармонии и умели управлять городами. Один из таких артефактов – трамвай.
Трамвай для России сегодняшнего дня – непонятный кусок железа, который как-то ездит, возит людей, но никто не понимает его значения и возможностей. В отличие от автобусов и тем более маршруток, запас прочности у трамвайных систем громадный, но сегодня он подходит к концу: десятилетия варварства и угнетения дают о себе знать.
Геноцид электротранспорта в России – это не выдумка урбанистов, а повседневная реальность. Каждый год в наших городах закрываются трамвайные и троллейбусные системы. Происходит это прежде всего потому, что крепкие хозяйственники не имеют представления о том, каким должен быть современный общественный транспорт, и не знают, что делать с наследием более развитой цивилизации. Кстати, скоро сделаю для вас карту России с городами, разбазарившими свои трамвайные и троллейбусные сети, и мэрами, при которых это произошло. Страна должна знать своих героев!
Сейчас активно говорят о закрытии трамвая в Твери и переобучении водителей в кондукторы. Ранее из-за аварийного состояния рельсов там уже ввели ограничение для вагонов в 5 км/ч на большей части маршрута, а некогда огромную сеть сократили до единственного маршрута. Что о таком варварстве скажут наши потомки?
Плюсы трамвая
Экологичность, ламповость и другие внешние признаки все знают, но есть более важное достоинство трамвая – масштабируемость!
Трамвайный поезд в Лейпциге
Если у вас по улице едет 100 машин и нет пробок, то при росте города машин может стать 200 и больше – лучше от этого никому не станет. У нас с пробками пытаются бороться методом "ещё полоса, и всё поедет", хотя эффект всегда один и тот же: рост числа машин – и снова пробки. Поэтому личный автомобиль идёт на последнем месте в транспортной иерархии городов по всему миру: машины везут крайне мало людей, занимают слишком много места и в итоге создают пробки.
Если взять ту же ситуацию, но представить трамвай вместо кучи машин, то можно просто прицепить ещё один-два вагона и вывезти всех людей с комфортом без ухудшения положения жителей. Не придётся даже нанимать новых водителей! Поэтому мегаполисы всего мира возвращают трамваи на городские улицы: это дешевле метро, но позволяет в прямом смысле вывозить новые районы города без ухудшения экологии и транспортной ситуации.
Трамвайная сцепка в Варшаве
Проблемы
Трамвай сам по себе не очень сложное изделие, но сделать хороший трамвай для пассажиров – задача сложная и муторная. Содержать вагоны исправными, следить за рейсами и вовремя платить за электричество – малая часть большой работы. Сделать движение стабильным и независимым от пробок, соблюдать небольшие интервалы, вводить удобные билеты с бесплатной пересадкой, создавать безопасные платформы и многое другое – задачи административные, но не менее важные.
В Твери не смогли сделать минимум и хотя бы сохранить рельсы – при высокой скорости трамваи уходят в дрифт и начинают прокладывать свои собственные пути. Естественно, это небезопасно для всех вокруг.
Прошлый мэр города с командой нашёл силы и средства для реанимации трамваев в 2015 году: был экстренно проведён ремонт путей, обновлены вагоны двух маршрутов, ситуация вроде стала налаживаться и появился свет в конце туннеля, но... политическая стабильность закончилась. Нынешнему руководству города и области интереснее заигрывать с маршрутками (вот почему это тупиковый путь). В этом году чиновники уже пытались закрыть движение трамваев, но испугались общественного резонанса перед выборами. Зато относительно новые вагоны уже давно не выпускают из депо: боятся добить технику и не продать её другим городам.
Новые "Ситистары" давно не выходят на улицы Твери
Если десятилетиями не обращать внимания на вопросы содержания и обновления, то к критическому моменту счёт за прошлые ошибки получается внушительным. По предварительным расчётам, только на экстренные восстановительные работы вдоль единственного маршрута нужно около 300 миллионов рублей. Деньги большие, но при помощи областного бюджета реально привести пути в порядок года за три.
Будущее
Нам мало просто заменить рельсы и подлатать контактную сеть! Жители города достойны большего, чем безопасный трамвай посреди пробки! Как минимум нужно делать обособление путей и приоритет на перекрёстках. Против этого выступают полицейские и внутренние скрепы отдельных чиновников, но никто не мешает устроить ремонт покрытия путей лет на пять, а после незаметно засеять их травой – к быстрому и надёжному трамваю успеют привыкнуть за это время.
Это могла бы быть Тверь, но это всего лишь Прага
Зависимость от путей есть у электричек и поездов метро, но трамваи ходят по улицам, и тут есть свои риски – с ними нужно уметь работать. Когда машины перестанут лезть под колёса, то неожиданно снизится число аварий и простоев, можно будет делать нормальное расписание. Сами по себе трамваи ломаются крайне редко, хотя держать аварийную службу и бригаду ДПС для оперативного запуска движения всё равно придётся. В мире есть множество удачных практик для решения вопроса простоя трамвая. Лучше всего за опытом ехать в Прагу, где при минимальных вложениях сумели круто развить потенциал трамвая.
Пассажиры не должны выходить под колёса машин. Сегодня тверские трамваи ждут красного света на перекрёстках и лишь потом открывают двери – это лютый маразм! Платформы успешно делают по всей России, но в Твери чиновники считают платформы опасными для людей: якобы в них может провалиться нога. Выход на капот машины – норма, а платформы по всем стандартам опасны. В Твери явно что-то пошло не так.
Платформы в Екатеринбурге:
Платформы в Москве:
Платформы в Твери:
Когда будет разогнано транспортное управление города, с улиц уберут маршрутки. Они дублируют трамвай и в прямом смысле забивают гвозди в его гроб – люди уходят, в трамваях остаются бабушки и полтора платных пассажира. Когда трамваи будут ходить надёжно и быстро, нужда в маршрутках отпадёт, и нужно будет делать трамвай прибыльным.
Тверь достаточно настрадалась за последние годы. Если с её улиц исчезнет трамвай, то город лишится возможности возродиться в ближайшие лет 30: рост будет ограничен пробками и маршрутками. Пока ещё есть шанс возродить трамвай и сделать его транспортным каркасом города, но вот построить современную систему с нуля у нас не получится: уровень варварства слишком высок, до таких технологий нам ещё долго расти.
Тверь – отличная модель российского города, который на наших глазах превращается в город для автомобиля. Я часто даю вам сравнить двор без машин с обычным двором, и пока не было никого, кто выбрал бы для себя двор-парковку. Даже некоторые застройщики уже начали понимать, что у людей появился запрос на качественную городскую среду. Но наши чиновники и гаишники в это верить упорно не хотят. Сегодня они обслуживают интересы автомобилистов, забывая, что автомобилисты тоже прежде всего являются пешеходами. А для перевозок пешеходов в современном городе лучше всего подходит общественный транспорт – такой, как трамвай. Вместо реконструкции старых и создания новых трамвайных сетей отряды крепких хозяйственников расширяют дороги и выпиливают трамваи из города, усугубляя положение всех его жителей.
Спасибо Аркадию Гершману за помощь с постом
Почему новые трамваи грохочут и слетают с путей
Одной глупостью стало меньше
Пока в России уничтожают, в Европе развивают
Город, где не нужен личный автомобиль
Они вернули себе трамвай... а вы нет!
Жуткая Тула и как её улучшить: почему не едет трамвай