Почему новые трамваи грохочут и слетают с путей
Иногда я сравниваю затраты на те или иные акты идиотизма в городах с ценой нового трамвая – так намного проще оценить масштаб бедствия и представить ситуацию, когда деньги идут на нужные вещи. К сожалению, просто взять и купить новые красивые трамваи для спасения города недостаточно. Важно ещё обеспечить трамваю приоритет на дороге, чтобы он не зависел от пробок, убрать дублирование трамвайных линий маршрутками, наладить диспетчеризацию и озаботиться сопутствующей инфраструктурой. Это большая и сложная работа, которая связана не столько с затратами, сколько с административной каждодневной работой.
В последние годы в Москве стали активно реанимировать трамвайное движение: убирать машины с путей, штрафовать самых непонятливых, строить платформы, закупать современные трамваи, работать с расписанием, убирать турникеты, даже построили 500 метров новых путей! Ничто не предвещало беды, но водители трамваев всё ещё переводят стрелки ломиком, а за этот год трамваи около 50 раз сошли с путей. После этого во многих местах появились таблички с ограничением скорости движения вплоть до 5 км/ч, даже на путях после капитального ремонта. Что пошло не так?
Стрелки времён динозавров
Вот вы знали, что даже в новых московских трамваях есть отсеки для ломиков? Более того, водители ими регулярно пользуются для перевода стрелок:
Фото: Руслан Кривобок
Проблема в устаревшей инфраструктуре. Вместо автоматических стрелок, которые переводились бы по сигналу из кабины, в Москве стоят полуавтоматические – для замыкания цепи водители должны в определённый момент нажать на педаль газа или проехать участок накатом. Очень часто эти стрелки ломаются, особенно зимой, а водители иногда проезжают точку переключения – приходится выходить из кабины и работать ломом.
Подогрев московских стрелок работает только летом.
Фото: Аркадий Гершман
Место таких стрелок в музее, ведь даже когда всё работает как надо, проезжать их быстрее 2-5 км/ч невозможно. Самое идиотское, что даже при ремонте путей московский транспортный комплекс продолжает закупать эти стрелки. Проблема в производителе, который всего один в России. Муромский завод не умеет делать другие стрелки для трамваев, а Мосгортранс не очень-то хочет исправлять эту ситуацию и прописывать в техзадании современные параметры. В здоровой ситуации можно было бы закупать зарубежные аналоги, но все боятся это делать из-за импортозамещения. Вот и получается, что технологии никто не развивает, трамваи громыхают и ушатываются, а монополист вертит пассажиров трамвая на своём болте.
Стрелка на 17-м маршруте трамвая в Москве
Для сравнения, даже в Смоленске смогли закупить хорошие чешские стрелки через посредников (привет белорусским креветкам!). В Петербурге при реконструкции трамвайной линии концессионер тоже решил не издеваться над пассажирами и купил современные стрелки – трамваи пролетают их на скорости, а пассажиры даже не замечают этого.
Новые трамвайные стрелки в Смоленске
Фото: Евгений Плёнкин
Трамвайные стрелки немецкой фирмы Vossloh в Петербурге
Трамваи купили, ездить не купили
Подобные таблички появились в разных частях города совсем недавно после очередного схода трамвая с путей. Даже на Живописной улице, которую капитально реконструировали несколько лет назад.
Фото: smtk
Фото: smtk
Стоит вспомнить, что если вдруг сходит поезд на железной дороге или случается авария в метро, то это сразу вызывает резонанс и начинается расследование. В Москве же аварии с трамваем из-за проблем с путями стали нормой. Проблема в текущем содержании путей: оператор и город сделали акцент на капитальный ремонт рельсов с закрытием движения, но совершенно позабыли про ежедневное обслуживание. Если бы подобное сделали в метро, то это привело бы к постоянным сбоям, закрытию линий на ремонт, а, возможно, и к жертвам. Звучит ужасно, но в ситуации с трамваем это почему-то никого не смущает.
До середины 90-х в Москве не закрывали движение трамваев во время ремонта – делали однопутные разъезды и продолжали возить людей. До середины 2010-х в службе пути Мосгортранса было очень много сотрудников, бюджета и даже собственная дирекция капремонта – это позволяло делать ремонт своими силами и содержать всё хозяйство в удовлетворительном состоянии. Потом было решено, что это неэффективно: текущий ремонт почти отменили, а капитальный стали делать силами подрядчиков через тендеры. В итоге вместо дешёвого и быстрого текущего ремонта делают дорогой и сложный капитальный. Но самое глупое, что даже после дорогого капитального ремонта пути быстро приходят в негодность без текущего содержания – именно поэтому даже на относительно новых путях ставят ограничение скорости.
Живописная улица с новыми табличками, капремонт здесь был 4 года назад.
Фото: Andrew Lobachev
Вот и получается, что пока одни ускоряют трамвай на улицах и перекрёстках, закупают тихие новые вагоны и строят платформы ради безопасности пассажиров, другие своим бездействием тормозят движение, убивают новую технику и рискуют здоровьем москвичей. Тот случай, когда паршивая овца сводит на нет работу специалистов.
Фото: Аркадий Гершман
Хотите это исправить? Поддержите проект по спасению московского трамвая.
Новосибирск убивает общественный транспорт
Они вернули себе трамвай... а вы нет!
Жуткая Тула и как её улучшить: почему не едет трамвай
Пока в России уничтожают, в Европе развивают