Интересное с Урбанфорума

-=Рекламный спецпроект=-

Во вторник в Москве стартовал урбанистический форум «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни». Это ежегодное мероприятие, где чиновники рассказывают о своих успехах, эксперты делятся опытом и обсуждают насущные проблемы. В этом году форум посвящен обсуждению результатов масштабных городских трансформаций и адаптации города к новым условиями. Ранее форум проходил в Манеже и на ВДНХ, но в этом году урбанистов собрали под крышей новой филармонии Зарядья!

Мероприятие полезное всем, кто хоть как-то интересуется городским устройством, архитектурой, транспортом. Кроме всего прочего – это хорошая возможность пообщаться с чиновниками, если у вас вздруг есть к ним вопросы. Ну и самое главное, что на форум привозят звезд мировой урбанистики и архитектуры.

Начнем с места проведения. Филармония фантастическая. У нас пока редко хорошо работают с современной архитектурой, но это явно не про Зарядье – здесь отличное сочетание формы с природой парка и окружающей исторической застройкой. Такое не стыдно оставить потомкам!

Официально концертный зал откроется только 8 сентября. Его открытие будет приурочено ко дню Москвы. Мероприятия и концерты, которые будут в нем проводиться, распланированы уже до 2020 года.

Перед главным входом площадь с озеленением и сухой фонтан. Среди цветов уже летают шмели – сложно было такое представить у стен Кремля каких-то 5 лет назад.

Новый люк для Зарядье, делала студия Лебедева.

Внутри получилось очень светлое и современное пространство.

Дерево, стекло, бетон – всё сочетается, каждый уголок хочется фотографировать! Все это было сдано за день до форума, но отваливающейся плитки или забытых гаек встречено не было.

Внимание к деталям – плитка внутри той же формы и размеров, что и в самом парке.

Желающих попасть на форум было заметно больше, чем могли вместить холлы и залы. Многим отказывали в регистрации, но всё равно было довольно многолюдно. Урбанистика всё ещё в моде!

Некоторые залы даже пришлось обустроить в паркинге.

Вообще здание концертного зала имеет 4 наземных и 2 подземных этажа, 2 зала (Большой и Малый) и 12 артистических помещений (репетитории, костюмерные комнаты и артистические помещения). Это Большой зал на 1500 мест.

Все пространство концертного зала построено с расчетом на то, чтобы люди с ограниченными возможностями могли без посторонней помощи спокойно добраться от входа в здание до своего места.

Отделка сцены и залов выполнена специальными акустическими панелями с деревом «махагони» — лучшим материалом для отражения звука. Кроме того, здесь установлено оборудование, которое позволит слабослышащим людям воспринимать все происходящее на сцене так же хорошо, как это делают обычные зрители.

Нижняя часть – трансформер с 8 позициями. Можно сделать ровный пол для банкетов и входа с нижнего уровня, зал со ступенчатым спуском с одной или двух сторон, оркестровую яму и так далее.

Получилось крайне интересное пространство, захотелось даже прийти сюда послушать музыку!

Над холлом за стеклом расположены административные помещения. На окна нанесён уже знакомый паттерн – красота в деталях.

Но вернёмся к урбанистике. В первый день было очень много выступлений чиновников мэрии – со сцены сыпалось очень много цифр. Пожалуй, это ключевое отличие российских выступлений от зарубежных – у нас очень любят километры велодорожек, кубометры земли и миллионы квадратных метров. Показатель качества – количество. У иностранцев же делается упор на объяснение принципов, почему они сделали именно так и к чему это привело.

Московский урбанистический форум – удивительное место. Здесь мировые эксперты рассказывают про новые подходы к мобильности людей: как разными способами улицы возвращают пешеходам и стимулируют жителей отказаться от поездок на машине ради общего блага. Параллельно за стенкой чиновники рассуждают про площадь улиц в городе и почему они строят новые дороги для машин. И ведь никто не был бы против улиц или бульваров через пустыри для соединения района, но новые дороги уничтожают город и противоречат всему мировому опыту. Что характерно, аплодируют в обоих залах одинаково.

Между Собяниным и Кудрином зашла интересная беседа. Кудрин высказал опасения от роста агломераций Москвы и Петербурга – это убьёт остальную Россию. Собянин же прямо сказал, что столица должна конкурировать не с российскими городами, а мегаполисами мира. Здесь можно понять интересы мэра, но политическая и экономическая ситуация в стране действительно выкачивает из регионов последнее. Только нужно поднимать другие города России не за счёт давления или ограничения Москвы, а с помощью развития на местах: справедливых налогов и самоуправления.

Очень крутой была сессия про ландшафт и устойчивое развитие городов. Здесь Наталия Фишман рассказывала про самую лучшую набережную в России, установленную на ней систему очистки воды и будущее проекта.

Американцы поведали про опыт перестройки районов, когда уделяют много внимания микроклимату и пешеходной доступности. Старые трассы приходится накрывать огромными площадями с зеленью, чтобы снизить эффект нагрева поверхности.

Как думаете, почему на территории Ботанического сада здоровая растительность и ковёр из цветов, а за забором мёртвая земля? Директор Аптекарского огорода на пальцах показывал, что нужно сделать для здоровой экосистемы города: не убирать листву осенью, делать водопроницаемые поверхности хотя бы во дворах и не отравлять землю. Также звучали предложения вместо газона высаживать разнотравные растения у магистралей – так полезнее для экосистемы и менее затратно для обслуживания. К сожалению, начальника ЖКХ на сессии не было.

Европейские и американские эксперты на сессии про выбор городов между личным транспортом и общественным предупреждали об опасности самоходных машин, каршеринга и «Убера» – это не замена автобусам и трамваю, это не решает проблему пробок. Впрочем, это не помешало подписать соглашение между городом и «Яндексом», а также провести отдельную сессию про самоходный транспорт.

Очень крутой была презентация со Скай Дункан — директором NACTO. Это ассоциация транспортников и инженеров из США, которые разрабатывают принципы и пособия для проектирования улиц. Городские проекты даже переводили две их книги: про улицы и велодорожки. Основной посыл выступления – правильный дизайн с упором на комфорт, безопасность и передвижение людей улучшает условия жизни и позволяет городу ехать. Широкие тротуары, велодорожки, выделенные полосы – это всё часть большой работы, которая увеличивает провозную способность улиц. Для Москвы и России в целом это очень важная мысль, ведь у нас улиц не очень много, но их отдают под парковки и просто заказывают асфальтом.

Также на выступление прозвучала простая мысль: транспорт – это политика. Если вы хотите сделать жизнь людей лучше и решить проблему пробок, то нужно действовать, а для этого нужен политический вес и уверенность в себе.

Какой урбанфорум без строительства жилья? Федеральные агентства рассказывали про новые стандарты для застройки городов, а Москва больше про реновацию. С реновацией пока затишье: выбраны площадки и идёт работа по подготовке к расселению – до конца года хотят переселить 10 000 жителей. Переселять будут веерным способом: сначала жителям одного дома дают жильё в районе, потом сносят их дом, строят новый, переселяют туда других жителей и сносят следующий. Делать так сложно, но дети не должны переходить в новую школу из-за строителей, а взрослые менять привычный уклад жизни.

Завтра закончится официальная программа сессий и начнётся фестивальная часть для всех желающих. В субботу тут даже будет мероприятие со мной – будем вместе с Аркадием

gre4ark Гершманом рассуждать о будущем урбанистики в России. Приходите!

Подготовлено в интересах мэрии Москвы