July 12, 2018

Где резной палисад?

Вчера начали снимать новое шоу для моего ЮТуб-канала – "Большая дорога с мэром", или просто БДСМ. Если вы помните, недавно я уже делал анонс. Я готов приехать в любой город и прогуляться по нему с мэром, но есть важное условие. Маршрут, по которому мы пойдём, будет случайным. Компьютер определяет два адреса, и между этими точками мэр должен будет провести экскурсию. По дороге обсуждаем городское устройство, проблемы, мэр отвечает на острые вопросы (никакой подготовки и согласования). В первом сезоне будет 8 городов. На участие уже согласились:

Вологда
Иваново
Киров
Красноярск
Обнинск
Тула
Евпатория

И вот вчера мы начали с Вологды. 15 километров прошли пешком с мэром города Сергеем Александровичем Воропановым. Проблем в городе много. Не буду рассказывать, о чём говорили. В сентябре всё увидите. А пока мои впечатления!

01. До Вологды из Внуково летает Як-40 "Вологодского авиапредприятия". В принципе, только ради этого уже стоит посетить город! Ну вот куда и когда вы ещё полетите на Як-40? Очень душевный самолёт. Правда, жрёт столько керосина, что совершенно непонятно, как они сегодня умудряются летать и не разоряются.

02. Аэропорт в Вологде тоже старый.

03. Перрон

04. Здание аэропорта сохранилось с советских времён! Тут вообще ничего не поменялось. На стенах висит старая выцветшая реклама "Аэрофлота", багаж пассажиров взвешивают на механических весах.

05.

06. Советская закусочная

07. Интересно, сколько в России осталось таких не тронутых ремонтом аэропортов?

08.

09. Даже телефонные кабинки остались ) Можно кино снимать.

10. Вологда – это в первую очередь архитектура. Время тут остановилось не только в аэропорту. Деревянные домики с кружевом наличников и карнизов, заросшие склоны реки Вологда, церкви. Виды с открыток XIX века.

11. Красота же!

12. Посмотрите, какие окна!

13. К сожалению, у нас не всегда ценят историю и не видят потенциала в подобной застройке. Всегда есть соблазн всё снести и застроить пластиковыми коробками. Это в Скандинавии деревянную архитектуру сохраняют, а исторические районы становятся центрами притяжения туристов. У нас обычно история никому не нужна. Поэтому здания стоят, разрушаются, потом их признают аварийными, затем сжигают. В самом центре Вологды стоит сгоревшее здание спортклуба "Труд" (оно же – здание первой электростанции) с баннером нового жилого комплекса "Светлый" и слоганом "Сохраняя прошлое, строим будущее". Очень символично. Говорят, "Труд" поджигали уже много раз.

14. За последние 15 лет в Вологде сгорело более 50 деревянных домов, некоторые из них – памятники архитектуры. Вологжане уже даже не обращают на них внимания.

15. Сценарий всегда один: принудительное расселение, потом дом заколачивают, потом "случайный" пожар (администрация всегда говорит, что дом поджёг какой-нибудь бомж). Затем землю по дешёвке выкупает какой-нибудь бизнесмен. Даже если он утверждает, что восстановит здание, то на самом деле строит дом из кирпича с деревянной обшивкой и наращивает подвал и мансарду, превращая двухэтажный дом в четырёхэтажный. Либо ещё проще: на месте сгоревшего дома просто вырастает уродливый новострой.

16.

17. Говорят, в последнее время поджоги прекратились, некоторые здания даже начали реставрировать и восстанавливать.

18. Вологда – бедный город даже на фоне других регионов. Расходная часть бюджета города на 2018 год – 6,24 млрд рублей. Расходы на одного жителя (а в Вологде проживает 313 тысяч человек) – 19 900 рублей, то есть в моём рейтинге город разместился бы где-то между Волгоградом и Псковом.

С благоустройством тут всё грустно. Вот, к примеру, один из парков, который привели в порядок по программе "Комфортная городская среда". Вы спросите, что тут сделали, где тут комфортная среда? Дорожки сделали. Местные жители очень рады, ведь раньше они ходили по грязи, а теперь есть дорожки.

19. Пирс появился.

20. По вологодским меркам это уже чудо.

В 2012 году местные архитекторы из группы АВО!, реализуя проект "Активация", устроили на месте пустыря общественное пространство – "Треугольный сад". Я про него писал весной.

Всего в рамках проекта "Активация" было создано 5 новых общественных пространств. Причём Вологда на них не потратила ни рубля: деньги собрали активисты с местных предпринимателей с помощью краудфандинга.

Место, где появился "Треугольный сад", сразу ожило. Туда приходили отдыхать студенты, там стали проводить мероприятия, организовывать выступления.

Беда лишь в том, что здание по соседству выкупил какой-то бизнесмен, и ему срочно понадобилась парковка и подъезд к ней. Несмотря на то, что земля, где стоял "Треугольный сад", оставалась в муниципальной собственности, город возражать не стал. И объект просто разобрали.

21. Остатки "Треугольного сада" сейчас находятся в Ковыринском саду.

22. Вот так в Вологде относятся к общественным инициативам по улучшению городской среды.

23. Та же история произошла с "Красным пляжем". Это были деревянные конструкции, с помощью которых набережную реки Вологды превратили в общественное пространство.

Выглядело это так:

Очень круто!

Зачем было это сносить? Вот что рассказали мне авторы проекта:

"Мы предлагали альтернативные сценарии, предлагали перепроектировать объект, подняли шум в СМИ, заручились поддержкой тебя, Минстроя, Стрелки, экспертного совета премии АРХИWOOD, широкий общественный резонанс был, но на приём к мэру за 3 месяца так и не попали. Чиновники говорили, что "всё уже решено", и в итоге его снесли в рамках благоустройства набережной.

Вот как продолжать делать подобные проекты после этого?"

Мэрия же утверждает, что "Красный пляж" восстановят по авторским чертежам, а снесли его из-за того, что дерево пришло в негодность:

"Во-первых, за 6 лет дерево подверглось агрессивному воздействию, конструкции пришли в неприглядный вид. Во-вторых, работы на мосту требовали укрепления береговой линии. Но, как оказалось, конструкции оказались выполнены таким образом, что демонтаж в принципе не был предусмотрен. Я уже связался с автором проекта Надеждой Снигирёвой. Она пообещала найти чертежи, по ним и будем восстанавливать эту зону. Только при этом внесем изменения, чтобы при необходимости была возможность тактической замены кубов".

Замначальника департамента градостроительства по вопросам архитектуры Александр Борисовский

Что ж, будем наблюдать.

24. А это один из переделанных по той же программе дворов. Новый асфальт, новые парковки, детская площадка и заборы.

25. Жители довольны, но обсуждать тут на самом деле нечего.

26. Водонапорная башня, построенная ещё в конце XIX века. Один из символов Вологды, который каким-то чудом уцелел.

27. Здание городской администрации похоже на Зимний дворец.

28. Набережная, которая никому не понравилась. Говорят, какой-то питерский проект с кучей ошибок и плохого качества. Плитка развалилась в первую же зиму, вместо пешеходной зоны оставили обычный проезд, а самое главное – вырубили все деревья.

29. Вот так набережная выглядит сегодня:

30. Вот так выглядела 100 лет назад. Даже до всяких благоустройств она была куда уютнее.

31. Сейчас реконструкция продолжается.

32. Мне кажется, в нынешней ситуации превращать набережную в откос автомобильного шоссе – большая ошибка. Естественные заросшие берега реки сегодня – часть исторического пейзажа города. Они такие, какими были 100, 200 лет назад. В центре города ничего особо не изменилось, и в этом ценность Вологды. Тем более есть возможность очень интересно облагородить эти берега: сделать деревянные дорожки над водой, пирсы, обустроить спуски. Возвращение природы в города – последний мировой тренд. Москва строит Зарядье за миллиарды рублей, пытаясь разбавить бетонные джунгли природой. А Вологда ту красоту, что у неё есть, спешит закатать в бетон.

33. Работы продолжаются...

34. Как я понимаю, это пешеходная улица? ))) Но по факту тут гоняют машины. На обновленной набережной паркинг, дорога и узенький тротуар. Делать там совершенно нечего.

35. Вот и всё. Очень неудачный проект. Хотелось бы, чтобы на примере первой очереди власти поняли ошибку и свернули его.

36. Новая набережная (

37.

38. Тот самый случай, когда лучше ничего не делать.

39. Вологда прекрасна.

40. Пожарная каланча

41.

42. В городе большие проблемы с общественным транспортом. Начинаются они ещё на остановках. Они грязные, всё заклеено рекламой. Понять, куда ехать и на каком автобусе, невозможно. Ни на одной остановке я не нашёл схемы движения

43. Иногда мне кажется, что остановки в Вологде нужны только для того, чтобы было куда клеить рекламу.

44. Где-то среди рекламных плакатов можно найти выцветшие листки с расписанием движения автобусов.

45. Дряхлый вологодский троллейбус. За последние несколько лет в Вологде было отремонтировано всего 2 троллейбуса, и оба силами волонтёров без участия города. Мэрия вкладываться в развитие электротранспорта не хочет.

Основной общественный транспорт в Вологде – это ПАЗики, которые принадлежат частным извозчикам. Мэрия ещё в нулевые позволила им захватить более 60% рынка внутригородских перевозок. В итоге муниципальный автобусный парк проходит процедуру банкротства, имущество троллейбусного предприятия уже распродают. Из всех 36 городских маршрутов после 11 вечера работает всего 3 (в нулевые до полуночи ходило 15), а средние интервалы на маршрутах – не менее 15 минут.

46. После банкротства в 2016 году частного троллейбусного предприятия (успешно работало с 1993 года) городская власть на фоне общественного резонанса нехотя заявила, что сохранит в городе единственный вид электрического транспорта, и создала временное ООО со 100% муниципальным участием, которое арендовало у банкрота депо и сети. За эти два года вложений в инфраструктуру и подвижной состав не было совсем. Закрыто 3 из 4-х троллейбусных маршрутов, хотя они были востребованы у жителей. Машины разваливались на глазах. А троллейбусные фанаты предложили руководству депо самостоятельно, почти на безвозмездных началах, отремонтировать две старенькие "Шкоды", и у них это получилось! Сейчас в городе остался один маршрут, который ходит стабильно. Но и он продублирован на всём протяжении частным ПАЗиком. Кстати, троллейбус вроде бы тоже снова стал частным.

Особый пиздец в том, что в городе до 2015 года работал Вологодский механический завод (ВМЗ), который производил... троллейбусы (!!!). Машины Вологда продавала в основном в Питер. Когда Петербург и Москва перестали закупать технику, завод стал терпеть убытки. В 2016 году была запущена процедура банкротства, в 2017 году ВМЗ выставили на продажу. Сейчас, как я понимаю, завод ничего не производит.

47. Ещё в городе огромная проблема с нелегальной рекламой. Она повсюду. Нелегальные билборды, рекламные перетяжки, к столбам прикручивают огромные плакаты. Совершенно непонятно, почему с этим не борются.

48. Почти вся реклама на этом фото нелегальная.

49. Запомните, в центре города, особенно такого как Вологда, не должно быть рекламных билбордов.

50. В Вологде почему-то очень любят чёрно-белые заборы. Они тут тоже повсюду.

51. В них нет никакого смысла. Хотя иногда мэрия города лепит на них уже свою рекламу. Ну и ещё заборы надо каждый год красить. Может быть, для этого они и нужны?

52.

53. Во дворах обычно заканчивается асфальт.

54. Ямы давно никто не заделывает – в лучшем случае засыпают грязь щебнем.

55. Народ паркуется где хочет, парковку тоже никто не администрирует.

56. За парковку на газонах не штрафуют.

57. Из-за этого город очень грязный и пыльный.

58.

59.

60. Велоинфраструктуры в Вологде никакой нет, хотя город очень компактный. Передвигаться по нему на велосипеде было бы сплошным удовольствием, но увы.

61. Велодорожку просто намалевали краской на асфальте. Местами она напоминает полосу препятствий.

62. Здесь, видимо, должен стоять мусорный бак, но его почему-то нет. Поэтому мусор просто валяется на открытой площадке.

63. Чехословацкий маневровый тепловоз ЧМЭЗ

64. Вокзал Вологды – ещё одно сохранившееся историческое здание. Я так понимаю, его недавно перекрасили ближе к оригинальному варианту.

65.