Как должен выглядеть удобный для детей город?
Как проводят время ваши дети? Вы сами ругаете их за то, что они постоянно сидят в своих телефонах и никуда не ходят, но если подумать: куда идти ребенку? Вышел он на улицу, и где ему играть?
Издание The Guardian рассказало, как несколько городов в мире адаптируют улицы для детей, делают их безопасными и интересными.
Давайте посмотрим!
Представьте, что вам 10 лет. Вы живете в городе и хотите прийти в гости к своему другу, дом которого находится в 5 минутах ходьбы от вас, чтобы вы вместе пошли в парк, который находится в 10 минутах ходьбы от дома друга. Проблема в том, что между вами и вашим другом большая опасная дорога. А между его домом и парком еще одна такая же.
Родители не разрешают вам пойти. Сами они тоже слишком заняты, чтобы отвести вас. Скорее всего, вы решите просто попереписываться с другом во «Вконтакте» или поиграете с ним в игру через интернет.
Вы будете упускать полезные физические нагрузки на свежем воздухе, а также общение и игры с друзьями. И такова реальность для большинства детей сегодня.
Опасные дороги, плохое благоустройство и отсутствие озеленения мешают детям играть на улице, заставляя их оставаться дома в одиночестве.
Но выход есть!
Тирана, Албания
В Тиране провели опрос, который выявил, что родители проводят больше времени в машинах, чем со своими детьми. Мэр города Эрион Велиай использовал полученные результаты, чтобы это исправить.
Тирана не очень богатый город, поэтому основные преобразования спонсировали частные предприятия. Например, благодаря партнерам здесь будут построены 10 новых детских садов.
На площади Скандербега многократно перекрывали движение автомобилей. Со временем люди стали воспринимать ее как пешеходную зону. Каждые три месяца ее расширяют еще на одну улицу, так что со временем центр полностью избавится от машин. Это уже отразилось на экологии — выбросы взвешенных частиц PM10 опустились на 15%.
В городе, где автомобиль — это символ статуса, изменения не всегда проходят легко. Строительство большой игровой площадки на искусственном озере в Тиране вызвало жестокие протесты, но большинство людей все-таки поддержали изменения.
В первый год мэр Тираны взял 40 тысяч кв. метров земли, на которой раньше были нелегальные сооружения, и отвел их под 31 игровую площадку. Одна из них — мини-лес, где родители с детьми сажают деревья.
Мэр говорит, что пока все строят стены, они сажают деревья, чтобы в городе было больше кислорода. Предприятия сажают по 2 дерева на каждый автомобиль в компании.
В Тиране также есть городской детский совет, где молодые активисты встречаются с мэром, дискутируют и обсуждают свои проекты в школе. Преимущество детей в том, что у них нет скрытых мотивов. А еще они подталкивают родителей отказаться от автомобилей, больше ездить на велосипеде и прогуливаться.
Роттердам, Нидерланды
В 2006 году Роттердам назвали самым непривлекательным для детей городом. С тех пор власти потратили 15 миллионов евро на улучшение общественных пространств, жилье и безопасность дорожного движения.
Городской парк преобразовали в естественную игровую площадку, дав детям возможность играть без очевидного сценария: наслаждаться разнообразием «дикой» природы, строить шалаши, разводить костры и устраивать походы. Сейчас пространство привлекает 35 000 посетителей в год.
Некоторые площадки в школах тоже преобразовали: теперь там можно заниматься садоводством и устраивать пикники. Это не только развивает детей, но и позволяет им больше общаться со сверстниками.
В Роттердаме большое количество социального жилья, поэтому здесь запустили программу джентрификации: в таких районах селятся более богатые и образованные молодые семьи, строится новое жилье с большим количеством зеленых зон, игровых площадок и новыми школами. Квартиры и дома, которые сдавались в аренду, теперь продаются, а покупка и реновация поощряются.
Есть программа «Улица мечты», которая позволяет жителям голосовать за улучшение дизайна улиц и заменять автомобили и парковки на озеленение и лавочки. Город говорит, что люди остаются в Роттердаме со своими семьями, а застройщики хотят строить новые дома.
Богота, Колумбия
Бывший мэр Боготы Энрике Пеньялоса однажды сказал:
«Дети – своего рода лакмусовая бумага. Если мы сможем построить город, удобный для детей, то мы получим город, удобный для всех».
Работа в этом направлении ведется уже 20 лет: Пеньялоса, как сторонник нового урбанизма, создал систему общественного транспорта Боготы с выделенными полосами для автобусов, убрал автомобили с тротуаров, развил парковые, пешеходные, игровые и велосипедные зоны. На конец 2015 года протяженность велосипедных дорожек в Боготе составила 300 километров!
Энрике ненавидит машины и торговые центры, восхваляет пешеходные зоны и парки и говорит, что города обязаны давать бедным и богатым равные возможности. В одном из самых бедных районов Боготы с высоким уровнем преступности и плохим благоустройством разработали инициативу Urban 95, направленную на улучшение общественного пространства для людей ростом до 95 см: выявили опасные места и узнали, как жители хотели бы их улучшить.
Например, по маршруту между школой, детским садом и парком расставили уличные картины и клумбы с цветами, чтобы успокоить трафик и создать игровое пространство, а здания покрасили в яркие цвета. Я уже писал про подобный тактический урбанизм в Хьюстоне – это простые решения, которые ложатся в основу долгосрочных изменений.
В районе появляются и другие объекты: например, новая канатная дорога, зоны грудного вскармливания, игровые площадки и центры для престарелых. Положительные изменения сближают людей, повышают их осознанность, и они уже не могут оставаться равнодушными к тому, что их окружает.
Лексингтон, США
Лексингтон — второй по численности населения город штата Кентукки в США. Летом там очень жарко, и людям приходится нарушать правила и играть в фонтанах местного парка. Но городской совет решил не наказывать их, а наоборот прислушаться.
В 2015 году в городе провели опрос, который показал, что людям интересны семейные общественные пространства, особенно с источниками воды. Уже следующим летом в ближайшем парке был установлен игровой фонтан, который привлек людей со всего города. Там же установили столы для пикника, пляжные зонтики, комнаты для переодевания и туалеты с пандусами.
Жители стекались в район: приносили еду и напитки, сидели под зонтиками, смотрели, как играют их дети. Приходили люди, которые никогда раньше не были в парке, хотя жили в пределах 5 км от него. Количество посетителей в дневное время практически утроилось.
Ванкувер, Канада
Процент детей, проживающих в центре Ванкувера, удвоился в период с 2001 по 2011 годы. В городе существует семейная политика, которая указывает, что четверть пространства должна быть рассчитана на семьи: это наличие мест для хранения колясок, игровые площадки, семейные зоны на нижних этажах. Также жилье должно располагаться в пределах полумили от школ, детских садов и продуктовых магазинов и иметь безопасные пешеходные маршруты. Все это говорит о важности социализации и равных возможностей для всех возрастов, поэтому в городе создают общественные пространства, чтобы дети играли и общались со сверстниками.
Сейчас на месте бывших промышленных районов строят набережную, на которой разместятся игровые площадки, парки, детский сад и школы. Там же будет как многоэтажное жилье класса люкс, так и почти 250 единиц доступного жилья по рыночной цене в пяти- и шестиэтажных домах. По меньшей мере 60% из них будут предназначены для семей.
Прошлым летом город потратил 900 000 долларов на капитальный ремонт популярной игровой площадки Creekside Park на набережной. В настоящее время это самая большая детская площадка в Ванкувере, в которой есть музыкальные инструменты для игры, башня для скалолазания и гигантская горка.
Что думаете? Возможны такие изменения у нас?