Как самому улучшить свой город
Тактический урбанизм шагает по планете! Этот инструмент активно применяют в крупных городах, когда есть сомнения по поводу того, что именно должно появиться на каком-то участке улицы или когда по тем или иным причинам там можно создать только временное общественное пространство.
Очередной пример приводит издание Houston Chronicle. Жители Хьюстона решили успокоить трафик на перекрёстке, а также повысить безопасность улицы для пешеходов. Люди взяли цветную клейкую ленту, спрей и трафареты и буквально за 10 минут улучшили пространство вокруг себя! Результат был моментальным: водители машин научились останавливаться, не доезжая до обновлённого перекрестка, а пешеходам стало спокойнее переходить дорогу.
Многие участники проекта поначалу задавались вопросом: "А нам вообще позволено это делать?"
Могут ли жители города клеить что-то на дорогу, самостоятельно рисовать разметку?
Идея подобных проектов – малобюджетных, быстрых и работающих по принципу "сделай сам" –далеко не нова. Сам термин "тактический урбанизм" стал широко использоваться примерно с 2010 года, когда специалист по городскому планированию Марк Лайдон начал замечать, что всё больше и больше обычных жителей преобразовывают городское пространство под свои нужды: организовывают самодельные велосипедные дорожки, пешеходные переходы с улучшенной видимостью, общественные пространства. Всё это – способы отобрать город у транспорта и вернуть его жителям.
В Хьюстоне никогда не было нормальной инфраструктуры для пешеходов, поэтому очень удачно, что жители решились на некоторые изменения.
Я уже неоднократно рассказывал про Таймс-сквер, которую сделали пешеходной зоной в 2009 году. Произошло это после того, как в департаменте транспорта Нью-Йорка проанализировали дорожную ситуацию и поняли, что на Таймс-сквер случается слишком много аварий. Людям дали возможность как-то решить эту проблему. Они забаррикадировали Бродвей, расставили складные стулья, и аварий стало меньше! В результате улицу сделали пешеходной – теперь нью-йоркцы даже не могут представить, что по Таймс-сквер когда-то ездили машины.
А вот другой пример из Далласа: два жителя получили согласие властей, привлекли добровольцев и на собранную тысячу долларов за выходные преобразовали часть дороги в общественную зону.
Из четырёхполосной дороги убрали две полосы, и сразу появилась куча свободного места: тут вам и велодорожка, и кафе, и озеленение, и даже пианино.
Но вернёмся в Хьюстон. Здесь это уже не первый случай внедрения тактического урбанизма. Над улучшением городской среды в городе работает ряд некоммерческих организаций и даже особый Департамент трансформации Хьюстона!
Большой вклад в развитие городской среды внёс коренной житель Хьюстона, архитектор и ландшафтный дизайнер Чарльз Тейпли. Одним из его проектов стало преобразование невзрачного устья городской речки в пышную и благоустроенную мини-набережную, которую даже назвали в его честь.
На заболоченной и заброшенной местности сделали красивое благоустройство, что отразилось даже на природе! Там теперь обитают разные виды птиц и даже аллигаторы.
А в 2013-м на одной из центральных улиц Хьюстона сделали парклет. Владельцы машин негодовали: как так, их лишили законного парковочного места!
Несмотря на свой размер, парклет стал очень популярным! Отличный пример копеечного благоустройства, которое понравится всем.
Идём дальше! Самый длительный пример тактического городского урбанизма в Хьюстоне – проект Cigna Sunday Streets.
Проводится уже четвёртый год подряд. Идея простая: каждое воскресенье на одной из улиц перекрывают движение на несколько часов, чтобы люди могли гулять и кататься на велосипедах.
Тут важно отметить, что подобная инициатива – не просто возможность покататься на велике. Проект Cigna Sunday Streets позволил людям посмотреть на городскую среду по-новому, обратить внимание на то, что их окружает, задуматься, почему большую часть года они лишены права на улицы. Неудивительно, что спрос на улучшенную инфраструктуру для пешеходов и велосипедов вырос!
Сначала проект был не очень популярен, но постепенно привлек внимание и мэрии, и крупных частных спонсоров! Здесь кроется суть тактического урбанизма: каждое краткосрочное действие задумано как нечто, что может привести к долгосрочным изменениям.
Ещё важный момент: тактический урбанизм – отличная площадка для тестирования и последующего внедрения идей, как было, например, с Таймс-сквер. Это способ достучаться до власти и дать им возможность оценить успех долгосрочных изменений в сжатые сроки. Что немаловажно, сами жители влияют на то, что в итоге получится! А это укрепляет доверие между ними и руководством города, что в дальнейшем помогает их идеям быть услышанными.
Чиновникам нужно просто выйти на улицу и ощутить на себе положительный эффект такого благоустройства, а он не заставит себя ждать! Для этого не надо организовывать скучные конференции, прямые линии и прочую ерунду. Выйти на улицу и увидеть своими глазами! Только так.
Сразу скажу: в Хьюстоне пришли к такому пониманию не за один день! Все помнят ураган Харви в конце августа? Это ужасная трагедия. Но жителей Хьюстона ураган заставил задуматься о том, как спроектирован их город, как можно его улучшить, чтобы лучше справляться с подобными событиями в будущем.
Тактический урбанизм мобилизует людей на изменения. Он позволяет тестировать идеи с расчётом на долгосрочную перспективу и вовлекает в этот процесс власти. Хьюстон уже созрел для подобного рода инициатив.
Как думаете, а в наших городах такое возможно?