Как Нью-Йорк пытались спасти от автомобилей
Сегодня я расскажу вам удивительную историю о Сэме "Заторе" – человеке, который уже полвека мечтает избавить центр Нью-Йорка от автомобилей. The Guardian вчера опубликовал про него статью, и я ее перевел. Почитайте, и тогда вы узнаете, за что Сэма прозвали "Затором", как голые женщины влияют на восприятие общественных пространств, каким образом преступники мешали властям Нью-Йорка открывать пешеходные улицы и, самое главное, когда же центр города станет закрытым для автомобилей.
Сэм Шварц работал в Департаменте организации дорожного движения Нью-Йорка еще в 1970-х годах. Именно тогда он начал свою долгую борьбу с автомобилями. Вместе с группой единомышленников он пытался превратить Манхэттен в "красную зону" – то есть полностью запретить автомобильное движение с 10 утра до 4 вечера. Во время подготовки плана по введению "красной зоны" Шварцу приходилось торчать на холоде и считать проезжающие мимо машины. Но он не жаловался, потому что был готов на все, лишь бы машины запретили.
Мало кто поддерживал план Шварца, потому что по всей Америке автомобили в то время считались самым прогрессивным средством передвижения. Даже сеть общественного транспорта строилась так, чтобы не мешать автомобильному движению. Например, в 50-х годах в угоду автомобилистам на Бруклинском мосту демонтировали трамвайные пути. Если раньше мост пересекало 400 тысяч человек в день, то после демонтажа путей – всего 170 тысяч. Но зато там спокойно ездили автомобили.
Тем не менее, Шварц и его команда не предали мечту о "красной зоне" в Манхэттене. Они были близки к победе: город даже запустил производство дорожных знаков, запрещающих въезд автомобилям. Но в последний момент мэр Нью-Йорка Джон Линдси, который изначально план поддерживал, струсил и отказался.
В 1973 году Шварц и Линдси еще раз попытались ввести "красную зону". Но теперь речь шла не о районе без автомобилей, а о том, чтобы сделать въезд в Манхэттен платным для машин. Подобная система уже работала в Нью-Йорке с 1883 по 1909 годы: тогда со всех транспортных средств, пересекающих мосты на Манхэттен, собиралась плата за проезд.
Новый план одобрил не только мэр, но и губернатор, так что он был подписан и вступил в силу. Но через год у Нью-Йорка появился новый мэр, Эйб Бим, который сделал все, чтобы добиться отмены платного проезда по мостам. И в конце концов "красную зону" упразднили.
Шварц не опустил руки и продолжил бороться с автомобилями, но уже другими методами. Параллельно он зарабатывал себе авторитет. Во время транспортной забастовки 1979 года в Нью-Йорке он разработал план движения транспорта в непредвиденных ситуациях и написал свою знаменитую "Программу по предотвращению заторов". Термин "затор" [по-английски gridlock], ставший сенсацией в СМИ, придумал сам Шварц, так что прозвище Сэм "Затор" закрепилось за ним вполне закономерно. А план движения во время забастовки работал так здорово, что на улицах Сэма встречали как героя.
Параллельно Шварц трудился над превращением Бродвея и Таймс-сквер в пешеходные зоны. Хозяева магазинов и кафе на Бродвее яростно протестовали и грозились, что это произойдет только через их трупы. Всё из-за того, что в те годы в Нью-Йорке свирепствовала уличная преступность, а любые общественные пространства считались эпицентрами беспорядков. Но при мэре Рудольфе Джулиани уровень преступности резко снизился, а уже при следующем градоначальнике Майкле Блумберге Шварцу удалось добиться своего: автомобили исчезли с Бродвея.
Кстати, страх перед общественными пространствами у пожилых жителей Нью-Йорка сохраняется до сих пор. Шварц вспоминает, как на уже пешеходной Таймс-сквер одно время было много полуобнаженных девушек, которые фотографировались с туристами за деньги: "От вида чьей-то голой груди общественность тогда взорвалась и попросила снова вернуть на Таймс-сквер автомобильное движение".
Еще труднее Шварцу давалась организация велодорожек. Общественность была резко против, потому что какие-то велосипедисты когда-то давно сбили кого-то насмерть. Его волонтерам приходилось ежедневно расставлять по обочинам этих дорог конусы, огораживающие полосу для велосипедистов. А когда это увидели губернатор Хью Кери и президент Джимми Картер, Кери сказал главе государства: "Посмотрите, как мэр Нью-Йорка спускает ваши деньги на велодорожки".
Под давлением общественности от велодорожек в итоге отказались, и они появились на улицах Нью-Йорка лишь спустя 20 лет. Шварц к тому времени уже не работал в Департаменте организации дорожного движения, но именно благодаря его идеям создавалась велоинфраструктура Нью-Йорка.
Недавно уже седой Шварц узнал, что его план по введению "красной зоны" в Манхеттене снова стоит на повестке дня. Полный энтузиазма, он лично разработал новый план взимания платы за проезд. В этот раз он постарался учесть всю критику: например, снизил стоимость проезда по отдаленным от центра мостам и предложил инвестировать вырученные деньги в ремонт дорог и развитие общественного транспорта.
Этот план по-прежнему далеко не у всех вызывает восторг. Дебаты на эту тему только предстоят. А пока Сэм "Затор" сидит в своем кабинете в инженерной фирме и смотрит на запрещающий автомобили дорожный знак, который висит у него на потолке. Тот самый, из 70-х, когда Шварц был впервые близок к тому, чтобы избавить центр Нью-Йорка от автомобилей.