March 6, 2018

Наш ответ нытикам

Фото: 16nine / flickr.com

В России многих всё ещё пугает сама идея передвижения на велосипеде. В особенности – возможность поездок на велосипеде зимой. Почти под каждым моим постом на тему транспорта в городе начинается нытьё о том, что "климат не тот", "зима 6 месяцев" и "ПОПРОБОВАЛИ БЫ ОНИ ТАК У НАС!". Особенно резвятся заядлые автомобилисты. Их логика проста: даже мы зимой страдаем, а вокруг велосипедиста, в отличие от нас, нет жестяного каркаса с печкой!

На самом деле ездить на велосипеде зимой, в том числе на большие расстояния, легче лёгкого. Почему же вся Россия до сих пор не пересела на велосипеды? Отвечают "Городские проекты":

В начале февраля в Москве прошел Международный зимний велоконгресс. На нем обсуждалось... Впрочем, само по себе название этого мероприятия способно вызвать массу вопросов. Попробуем ответить на самые популярные.

– А летний лыжный конгресс проводить не пробовали?

– Пробовали, да не вышло. Если серьёзно, то велосипед во многих странах смог стать полноценным видом транспорта. А лыжи не смогли. И это логично. Настоящий транспорт не может быть сезонным, только круглогодичным. На лыжах ездить круглый год в городских условиях не выйдет, а на велосипеде – запросто.

– Где-нибудь в Амстердаме или Копенгагене – возможно, у них Гольфстрим рядом. А у нас зима десять месяцев в году. Какие, на фиг, велосипеды?

– На фото – погожий зимний денек в Копенгагене. Вы по-прежнему уверены в нежности тамошнего климата? Готовы сесть на велосипед в аналогичных погодных условиях?

Фото: boegh / flickr.com

Едем дальше, в Монреаль. Зимой там ещё холоднее, чем в Москве, однако половина жителей города садятся на велосипед хотя бы раз в неделю, а 13 процентов из них продолжают ездить на велосипеде зимой. До Копенгагена, где на долю велосипеда приходится больше половины всех перемещений по городу, канадцам пока далеко, но и развивать велотранспорт они начали гораздо позже.

Фото: tulenheimo / flickr.com

– А не холодно?

– Даже неспешная поездка не велосипеде – какая-никакая, а всё-таки физическая нагрузка. Что-то вроде быстрой ходьбы пешком. Если хорошенько утеплить руки, ноги и уши (эти части тела заморозить проще всего), то ехать на велосипеде гораздо теплее, чем ждать троллейбуса на остановке или сидеть в машине, ожидая, пока она прогреется. Развитию зимнего велотранспорта помогает и лёгкая промышленность. Если в прошлом тёплой зимней одеждой был тяжёлый овчинный тулуп, то сейчас это лёгкая куртка.

– Амстердам или Копенгаген по сравнению с Москвой – просто деревня. Я, что ли, из Мытищ на велосипеде должен ехать?

– Если вы действительно живёте в Мытищах, вам крупно повезло – это единственный пригород, который соединён с Москвой велодорожкой. Всем остальным стоит обратиться к опыту компактных государств Северной Европы. В той же Дании или Голландии люди нередко ездят на работу в соседний город, проезжая по 10-15 и более километров в один конец. Специально для этих целей там стоят так называемые велосипедные хайвеи – междугородние велодорожки с минимумом пересечений для максимально быстрой езды. Для тех, кто не хочет преодолевать такие расстояния не велосипеде, есть альтернатива – мультимодальные поездки. Можно скомбинировать велосипед и железную дорогу. Для этого на железнодорожных станциях строят подземные велосипедные парковки, а в Голландии у железных дорог есть фирменный велопрокат – специально для пассажиров.

Амстердам

Фото: amsterdamize / flickr.com

– Ну так что же заставляет этих несчастных европейцев и канадцев ездить на велосипеде круглый год? Неужели на машину денег не хватило?

– Представьте себе – удобство. По данным опросов, этот фактор гораздо важней, чем сопряженная с поездками на велосипеде физическая нагрузка, экономия или возможность поспособствовать сохранению окружающей среды. Города, заинтересованные в развитии велотранспорта, умудряются поставить дело так, что даже в разгар зимы людям проще сесть на велосипед, чем использовать какой-то другой вид транспорта. Кстати, обратите внимание на московских курьеров, которые занимаются доставкой еды – они продолжают передвигаться на велосипедах даже зимой. Очевидно, потому что это самый быстрый способ оставить заказ по назначению.

– Удобство? Вы вообще видели, на что похожи наши дороги после снегопада?

– Наконец-то мы добрались до самого главного – велосипедной инфраструктуры. Для того, чтобы велосипед стал полноценным транспортом в холодной и снежной стране, мало построить велодорожки – надо систематически поддерживать их в рабочем состоянии. То есть чистить. Сказать просто, сделать сложнее. В северных городах велоинфраструктуру проектируют так, чтобы оставить место для складирования снега. Да и сама уборка велодорожек – целая наука. В североамериканских городах ширина велодорожек такая, чтобы их можно было без проблем убирать с помощью небольшого трактора. В Норвегии существует исследовательский институт, который изучает достоинства и недостатки разных вариантов уборки, в канадском Эдмонтоне уверены, что лучший противолёдный реагент – это хлорид кальция, а в финском городке Оулу снег не счищают, а утрамбовывают и посыпают гранитной крошкой. В Копенгагене есть правило: сперва от снега очищают велодорожки и тротуары, и только потом проезжую часть для машин.

– Вы думаете, с нашим менталитетом это сработает? Здесь вам не Копенгаген.

– Это действительно не Копенгаген, а Альметьевск, город в Татарстане с населением 150 тысяч и холодными зимами. С 2016 года здесь строят велодорожки по проекту датского бюро Copenhagenize Design Company. Идея в том, чтобы создать полноценную, связную и безопасную сеть веломаршрутов, которыми сможет пользоваться даже ребёнок. Велодорожки физически отделены от машин и проложены либо вдоль буферных зон, либо за счёт сужения проезжей части. Самое главное – датчане не просто нарисовали проект, но и составили регламент уборки. И он соблюдается. Главное не менталитет, а наличие политической воли.

Фото: Bartek Komorowski

– Хоть убейте, а я на велосипеде ездить не буду. И как вы меня заставите?

– Задачи пересадить жителей России на велосипед поголовно и любой ценой вообще не стоит. Дело в другом – создать такую транспортную систему, которая позволяет людям выбрать самый удобный и приятный способ передвижения, а не садиться за руль только потому, что никакого другого выхода у них нет. Есть множество людей, которые хотели бы ездить на велосипеде по городу, но боятся машин и не желают месить грязь. Есть люди, которые пока даже не рассматривают вариант с велосипедом, потому что сама идея в текущих условиях кажется им максимально странной. Но именно для таких людей и строят велодорожки: опыт множества городов показывает, что как только у людей появляется возможность использовать велосипед в транспортных целях, они охотно ей пользуются, и доля велопоездок растёт как снежный ком. Главное, чтобы на самих велодорожках никакого снега не было.

Очистка велодорожек от снега в Копенгагене

Текст: Анастасия Ромашкевич для "Городских проектов"