Молчание о московских выборах в цифрах
На этой неделе общественность возмутилась тем, что московские медиа, связанные с мэрией Москвы, очень неохотно рассказывают о предстоящих муниципальных выборах. Тема недостаточного информирования граждан была поднята ЦИКом, а источники СМИ сообщили об указании мэрии замалчивать тему выборов.
В среду, 6 сентября, глава ЦИК Элла Памфилова сделала замечание Мосгоризбиркому: «У нас основная претензия к вам: жалобы, которые поступают, связаны с недостаточной информированностью. <...> Информационную кампанию вы провалили». Председатель Мосгоризбиркома Валентин Горбунов согласился с критикой и пожаловался: «Как только появляются плакаты с извещением о месте и времени голосования, они тут же заклеиваются листовками кандидатов». Он пообещал, что исправится.
По словам близкого к администрации президента анонимного источника газеты «Ведомости», слабое информирование о выборах — это указание мэрии. Чем меньше людей будут знать о них, тем меньше будет явка, тем меньше придёт недовольных и нелояльных властям избирателей. Такого же мнения придерживаются многие представители оппозиции.
У столичных властей есть много возможностей хотя бы попытаться рассказать гражданам о выборах. Но многочисленные городские СМИ эту тему освещают без энтузиазма. Например, телеканал «Дождь» в четверг сослался на данные «Медиалогии»: новостей мало. Но, судя по тексту публикации «Дождя», они нашли упоминания обо всех предстоящих выборах, не только столичных.
Мы же посчитали, сколько публикаций именно о московских выборах появилось на сайтах известных городских СМИ в период за три месяца до дня голосования. В июне как раз началась регистрации кандидатов в муниципальные депутаты. Для сравнения, добавим в список федеральные информагентства.
Как видно, сайт федерального ТАСС публикует больше заметок и новостей конкретно о московских выборах, чем московские СМИ. Далее следуют АГИ «Москва», принадлежащее мэрии, и сайт NEWSmsk.com (подразделение NEWSru.com). Именно на NEWSmsk.com среди представленных СМИ появляется больше всего разнообразной информации о выборах — от сухих фактов до скандалов.
Половина сайтов газет округов Москвы выборы не освещают. Если не учитывать небольшой баннер на главных страницах, чья ссылка ведёт на информацию Мосгоризбиркома об адресах избирательных участков.
АГИ «Москва» выборы освещает, как и положено информагентству, активнее, чем другие городские СМИ. Но много ли это? Можно сравнить с количеством новостей о выборах в Подмосковье.
В первые два месяца АГИ «Москва» давала о Москве больше публикации. А в августе во время активной предвыборной кампании о Подмосковье стало писать больше, чем о Москве. То же произошло с новостями о выборах в общем, не конкретно о столичном регионе.
Во многом благодаря освещению летнего предложения «Единой России» об установке камер на участках и согласия с этим мэра Собянина тема наблюдения на выборах стала в АГИ «Москва» самой популярной.
Что же касается лично Сергея Собянина, то он за изучаемый период только один раз публично сказал о муниципальных выборах. Если бы он делал это чаще, то и публикаций в подконтрольных мэрии СМИ было бы больше.
Нельзя забывать, что выборы муниципальных депутатов влияют на выборы мэра Москвы — кандидаты в мэры должны будут собирать подписи у депутатов. Поэтому мэру, если он намерен переизбираться или выдвигать своего кандидата, выгодно иметь в местных советах лояльных депутатов. В случае с Собяниным в первую очередь депутатов от «Единой России».
В пятницу Мосгоризбирком начал рассылать sms-сообщения жителям Москвы о предстоящих выборах. После замечаний ЦИКа, его глава заверил, что граждан призовут идти голосовать и на мероприятиях Дня города, о котором столичные СМИ пишут явно больше, чем о выборах.
Автор: Александр Успенский