Плохие новости: Тюмень испортили, и дальше будет только хуже



Когда я написал про безумный проект реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени, многие читатели задались вопросом: а может быть, не все так однозначно? Как можно критиковать проект, если не знаешь всех данных, не видел всех документов и т.д... И вообще, "ты хоть одну дорогу построил, чтобы критиковать?"

Представьте, что вы сегодня приходите в клинику, а доктор пациенту кашель лечит героином, а венерические заболевания — ртутью... Вы не доктор, но кое-что слышали и читали, и теперь удивляетесь, как это так? Ведь подобные методы лечения давно признали вредными и неэффективными. Но врач вас уверяет, что "здесь особый случай, и только так можно решить проблему!" Вы еще больше удивляетесь, ведь есть мировой опыт, есть исследования, есть в конце концов другие врачи... Тут такая же история. Глядя на эскизы, любой человек, кто хоть немного празбирается в вопросах транспорта, поймет, что Тюмень собираются изгадить. Предложенный проект не нацелен на улучшение транспортной ситуации, он не избавит город от пробок, он скорее убьет его, как ртуть несколько веков назад убивала пациентов.



Стремясь решить все транспортные проблемы кубометрами бетона и асфальтовыми полями, Тюмень собирается превратить обычную улицу в монстра. Для этого, по сложившимся обычаям, были приглашены строители, которые быстро вывели принцип «больше полос + меньше светофоров = всем хорошо» и пошли считать смету.

В этом месте человек, который осилил хотя бы полторы книжки по урбанистике или транспортному планированию для чайников, должен схватиться за голову и начать биться головой об стену со словами «глупцы, зачем вы это делаете?!».



Увы, в Тюмени чужой опыт не изучают, а за транспортное планирование там, видимо, отвечают строители с дорожными полицейскими. Давайте для них сделаем поверхностный анализ и объясним на пальцах, что не так. Всё-таки жалко жителей улицы Мельникайте, плюс выкидывать в кризис огромную кучу денег на бессмысленный проект – не самое лучшее решение.

Улица сегодня

Улица Мельникайте в Тюмени проходит с севера на юг города, связывает заречную часть с центром.



Это транзитная улица с регулируемыми перекрёстками и 1-4 полосами в каждую сторону. Примыкания второстепенных улиц и территорий выполнены под 90 градусов. В некоторых местах уже успели воткнуть эстакады (почему-то пробки не исчезли), но основная часть пересечений в одном уровне и со светофорами.



Улица проходит через плотную жилую застройку, имеет оживлённое пешеходное движение и маршруты общественного транспорта. Велоинфраструктуры нет, но скоростной режим по умолчанию 60 км/ч.

Что хотят сделать

Если кратко – монстра:
• Бессветофорное движение;
• Пересечение потоков автомобилей и пешеходов в разных уровнях;
• Скоростной режим 80 км/ч.



К чему это приведёт

К сожалению, в России всё ещё сильна старая градостроительная школа с представлениями об улицах из 1960-х годов. Перенос бытовой логики типа «много машин – нужно больше асфальта и меньше светофоров» ведёт к заблуждениям, необоснованным тратам и ухудшению транспортной обстановки. Москвичей этими сказками кормили долгие годы, запуская односторонние улицы по 7 полос, строя эстакады, туннели и подземные пешеходные переходы на обычных улицах. Пробок от всего этого меньше не стало, зато стало больше машин и стало труднее жить всем остальным. Вот что на самом деле будет в Тюмени в случае реализации проекта.

Снижение качества городской среды – улица перестаёт восприниматься как общественное пространства из-за нарушения человеческого размера, отсутствия пешеходной доступности и агрессивной среды со стороны проезжей части. Появится проблема «последний мили» у общественного и велосипедного транспорта – добраться до автобуса или переехать по надземному переходу будет в разы сложнее, чем сейчас. Пешеходов на улице станет меньше, а затем угаснет и бизнес. Собственникам недвижимости стоит ожидать падения стоимости квартир и помещений.



Ухудшение уровня жизни – увеличение загрязнения воздуха, уровня шума и пыли из-за роста количества машин негативно отразится на здоровье горожан. Из-за разрыва городской среды и снижения привлекательности улицы как общественного пространства, местные жители станут меньше ходить и больше болеть. Всё это в долгосрочном плане приведёт к снижению человеческого капитала Тюмени и увеличению затрат на здравоохранение.


Картинка из 70-х, но актуальна до сих пор

Рост аварийности – увеличение скорости снижает время на реакцию для водителя и создаёт эффект туннельной обзорности. Примыкания выездов с второстепенных улиц и территорий под 90 градусов не обеспечивает равномерность потока – выезжающим машинам потребуется сначала вклиниться в поток, а затем набирать скорость. Выезды и въезды с новых развязок создают потенциальные конфликтные точки.



Больше пробок – искусственное увеличение привлекательности личного транспорта для поездок по городу с одновременным ухудшением городской среды вызывает спровоцированный спрос на автомобилепользование. Люди охотнее поедут на своей машине, чем пойдут пешком или поедут на общественном транспорте или велосипеде. В итоге это приведёт к увеличению загруженности улиц и к пробкам. Ликвидация перекрёстков со светофорным регулированием увеличит пропускную способность отдельных точек, но вызовет перегрузку следующих улиц и пересечений – без светофоров трафик двигается без дозирования и неуправляемо.



Скорость движения потока более 50 км/ч снижает пропускную способность каждой полосы за счёт увеличения буферной зоны во время движения. Иными словами, это приведёт лишь к переносу пробки на 100 метров в лучшем случае. С точки зрения математики, решить проблему пробок строительством развязок и новых полос невозможно:



Вымирание и социальная опасность – снижение привлекательности улицы ведёт к уменьшению потоков людей, из-за чего территория выпадает из социального контроля. Особенно опасными местами становятся под- и надземные переходы как места концентрации асоциальных личностей.



Увеличение стоимости содержания – искусственные сооружения требуют значительных человеческих и финансовых усилий для их поддержания в исправном состоянии. Сложные объекты требуют высококвалифицированных специалистов. Как всё это живёт в реальной жизни, хорошо видно по лифтам в переходах – балансодержатели их просто отключают.



Нерациональное использование ресурсов – земля как самый ценный ресурс в городе должна приносить общественную пользу и генерировать прибыль. В случае строительства развязок, земля начинает генерировать убытки и разрастание города вширь. Сравните Флоренцию и транспортную развязку в Атланте в одинаковом масштабе: с одной стороны кварталы с жильём и бизнесом, а с другой – лишь асфальт и бетон.



Первое – город для людей, второе – радость строителя и горе для города. А теперь представим, что могло бы быть здесь.



Что в итоге

Проект реконструкции выполнен с нарушением принципов городского планирования, где приоритет должен отдаваться пешеходу, его комфорту и безопасности. Пешеход в качестве приоритета выбран не случайно – это базис, ведь все мы пешеходы, даже если у вас есть ключи от машины или велосипед. Проект же отбирает улицу у пешеходов и жителей, превращая её в подобие внутригородской скоростной дорогой, то есть местом для передвижения исключительно машин. Делать такие объекты в жилой зоне с подземными переходами и многоуровневыми развязками настоятельно не рекомендуется по перечисленным выше причинам. Внутригородские дороги (второй контур улиц) нужно делать платными и вести под землёй или через промзоны и пустыри – только тогда общественный вред для жителей и города от машин будет минимален.



Положительный эффект от строительства новых развязок будет временным. Но потом число автомобилей вырастет и это приведёт лишь к ещё более серьёзным транспортным заторам и экологическому бедствию. Иными словами, проект опасен и вреден для общества, в случае его реализации необходимо проработать вопрос компенсации потерь жителям от ухудшения городской среды.

Что делать? Насколько это возможно, такие проекты надо отбивать. Жителям надо объединяться и требовать удобного и безопасного города. К сожалению, в России в подобных вопросах люди неграмотны. Многие не понимают вреда таких проектов для города. Просвещайте соседей, спасайте города от варваров!

Пост помогал готовить Аркадий Гершман.

Фото и скриншоты: «Мостострой 11», «Яндекс.Карты», ПИИ Тюменьдорпроект

Всё самое свежее я теперь публикую в Телеграм-канале. Подписывайтесь!

А чтобы не пропускать мои посты, подключитесь к Телеграм-боту

И не забывайте про Твиттер с Ютубом

… и ещё Инстаграм!
👍

promo varlamov.ru ноябрь 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Вот это всегда бесит, когда езжу в России - отсутствие полос разгона при въезде на трассу. А еще самая мякотка, если впереди машины уходят направо на съезд. Полный п...ц.
//Всё это в долгосрочном плане приведёт к снижению человеческого капитала Тюмени и увеличению затрат на здравоохранение.//
На снижение человеческого капитала в Тюмени больше всего влияет то, что она находится в России со всеми вытекающими. Есть Москва (перевалочный пункт для отбытия в цивилизацию) и есть Россия (откуда все стремятся переехать в Москву). Тюменские чиновники с родственниками-строителями собрались и решили немножко подзаработать на строительстве большой дороги. А Варли тут изгаляется о правильных-неправильных городах и о том, что нужно сделать. Цирк глухих и слепых.
Затраты на здравоохранение никто увеличивать не будет. Денег нет ни на здоровье для всех, ни на пенсии для умудрившихся дожить до старости.
ведь есть мировой опыт, есть исследования, есть в конце концов другие врачи...

Мировой опыт? Деды без твоего опыта Гитлера ухандошили, и вас, либералов, еще успеют! Россия суверенная страна - мировой опыт нам не указ!
Всё-таки всероссийская ненависть прекрасна. Кончится лес, пенька, дёготь и газ - Россия помимо девки сможет поставлять мегатонны ненависти на горячих пердаках. Уникальная страна, способная выжить в любых передрягах.
Вот за это и люблю данный блог - в нем часто читаешь плохие новости для хипстеров. А, значит, хорошие для нормальных людей!
Завывания Варли о трамвайчегах-велосипедиках и прочих пешеходных дорожках - это новости из альтернативной вселенной. В стране нет ни гражданского общества, ни законодательства равного для всех, ни судебной системы, ни правоохранительной системы - а эти товаристчи в лучших традициях совковых показушников требуют выложить красивой плиточкой фасад городов и дрочить на это. Впрочем Варламова ещё оправдывает, что он бухает и делает бизнес на этом неадеквате. Его же аудитория яростно дрочит на эти сказки не имея ни тени сомнения в непогрешимости лысого блогера.
Нахрен...
...частные автомобили из городов.

Хочешь ездить на джипе размером с автобус - вали в деревню, заодно демографию поднимешь.

Если есть чем.

Хочешь зелени - вали туда же. Можно еще вариант тайги рассмотреть.

раз есть деньги на бетон и асфальт надо делать дорогу в стороне. на машине перепробег без пробок 5-10 км - ни о чём. а существующую улицу оставить нищебродам и велопидорам
да пусть живут как хотят один куй там всё сносить надо и заново строить с чистого поля.
Ээээм... Ну начнём с того, что в Тюмени каждый год строят по одной-две развязке и сюрприз: это помогает, пробки становятся меньше, добираться получается быстрее. Откуда инфа про то, что пробки никуда не исчезают - я хз. Об утрате привлекательности общественного транспорта: пару лет назад в Тюмени сделали выделенки для автобусов на всех основных маршрутах, сейчас реально многим быстрее добраться на общественном транспорте, чем на личном авто + к этому развиваются системы по мониторингу транспорта. Я в любой момент могу зайти в приложение на телефоне, и посмотреть, когда подойдёт мой маршрут. Ещё непонятны придирки к переходам. Они на проекте в основной массе не надземные. Подземные же они условно, просто дорожное полотно поднимается, а пешеходный тротуар идёт ровно. Насчёт аварий тоже очень спорно. Я не наблюдал ни одной аварии с выезда с развязки, зато много аварий на кольцах и при перестроении в пробках, в тех местах, где ещё нет развязок, как раз перед светофорами.

Про вчерашний пост с Сеулом это вообще фейспалм. Как ты предлагаешь сугробы счищать с надземных сооружений? А зимой снега просто тонны. Техника выходит ночью, чтобы утром все дороги были чистые, как эта техника залезет на надземные пешеходные эстакады? И сравнивать столицу Кореи с провинциальным городом - это вообще ни в какие ворота.

И если что, я никак не отношусь ни к администрации города, ни к дорожникам. Простой житель Тюмени, иногда водитель, иногда велосипедист, иногда пешеход.

Edited at 2017-06-06 10:04 (UTC)
>сравнивать столицу Кореи с провинциальным городом - это вообще ни в какие ворота

Это почему? В столице какие-то другие люди живут, для которых нужны другие градостроительные нормы?
Или ты о том, что типа денег нет делать по-нормальному? Так а эстакады тоже не бесплатно строятся, по-моему. И на машины для этих эстакад деньги откуда-то берутся.
Люди везде одинаковые. У всех представителей нашего вида две руки, две ноги, одна голова, мы все питаемся одной и той же пищей животного и/или растительного происхождения, у нас у всех практически одинаковые размеры. С чего бы вдруг у людей из провинциальной Тюмени были другие потребности, чем у людей из Сеула?

Ты ошибаешься, а вот Варламов всё как раз правильно формулирует. Просто ты привык жить в городе построенном непонятно для кого и думаешь что восьмиполосное шоссе в центре - это норм. Что развязки с эстакадами посреди города - это норм. Просто привык к этому, потому что в природе человека привыкать ко всему. А на самом деле это ни разу не норм, город должен учитывать интересы всех людей, а не людей с личным автомобилем. Нельзя превращать город в мёртвую пустыню, где человеку на двух ногах можно передвигаться в строго ограниченных зонах, а всё остальное пространство доступно только тем кто сидит внутри четырёхколёсного ведра.
//Пост помогал готовить Аркадий Гершман.//

Понятно, с каким то еврейчиком опять не поделились.
Прям Киев на проекте. Да кто думает о жителях и их комфорте? Какие компенсации? Уже прикинули прибыль, откаты, доли....
Ну, Варламов в своем репертуаре: чтобы стало лучше, надо, чтобы было меньше машин.

А по мне, лучше - это когда БОЛЬШЕ машин, когда у каждого есть машина, и он на ней ездит. А не на сраном велике, как тут нам рекомендуют господа урбанисты. Машина и байк - для мужчин, велосипед и пешком - для всех остальных.
В Тюмени есть некоторая особенность. Вот уже несколько лет нефтяные компании переводят свои офисы из северной части Тюменской области и округов в Тюмень. Помимо этого сначала дети с севера едут на учебу в Тюмень, затем родители переводом в тюменские офисы или с выходом на пенсию за ними переезжают. Масштабы поражают. Все это делает спрос на недвижимость высокой. И как раз та часть города, которая находится за ЖД (которую и пересекает Мельникайте), является привлекательной для строителей. Там находится ТЭЦ и ЛЭП, что удешевляет строительство из-за того что нет необходимости тянуть далеко коммуникации.
В то же время офисы всех крупных нефтяных компаний сосредоточены как раз на пересечении республики и мельникайте. Помимо этого тут и банки и прочие офисные здания.А так же в новых микрорайонах часто забывают построить школы и детсады. Все это в совокупности дает огромный поток из спальных районов в центр и этот поток только растет, т.к. там строят микрорайоны в каком-то космическом масштабе. Помимо этого проблемы испытывают не только автомобилисты, но и пассажиры ОТ. Самому приходилось слышать, как люди жаловались на то, что пропускают по 3-4 маршрутки/автобуса, прежде чем туда можно будет втиснуться.
Строительство еще одной развязки на Монтажников (за 16 миллиардов, кстати) частично разгрузило Мельникайте, но не сильно, люди все еще стоят в пробках по 40-60 минут по утрам только на этом участке.
И когда половина города живет за ЖД и испытывает ежедневную потребность перебираться на работу в другую часть города, то без такой автомагистрали не обойтись? Или обойтись?
И когда половина города живет за ЖД и испытывает ежедневную потребность перебираться на работу в другую часть города, то без такой автомагистрали не обойтись? Или обойтись?

Половина города - это 350 тысяч человек. Пропускная способность магистрали типа МКАД - это, допустим, 9 тысяч автомобилей в час. Это при условии, что прилежащие улицы будут способны усвоить такое количество трафика (а они не способны, поэтому строительство такой йобы просто перенесет пробки на съезды - поэтому НИКОГДА не бывает так, что "строительство развязки разгрузило", всегда "вроде полегчало, но все равно чего-то не хватает").

Поэтому надо не выпендриваться и делать трамвай.
← назад