February 28, 2017

Прогулка по Москве в год Большого террора

В 1937 году Сталин подписал резолюцию, положившую начало Большому террору. Официально он назывался «операцией по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». К «другим антисоветским элементам» относились священники и попы, бывшие оппозиционеры, казаки и белогвардейцы, бывшие представители антисоветских партий. Всех этих людей нужно было выявить и разделить на две группы: «наиболее враждебных» расстреливали, а «менее активных, но враждебных» отправляли в лагеря. В том же приказе были указаны лимиты, сколько именно людей нужно арестовать и расстрелять.

Суды по делам «антисоветским элементам» проводили особые тройки НКВД. Они велись в закрытом режиме, обвиняемые или их защитники не имели права присутствовать на заседаниях. Тройки за один день рассматривали десятки дел и выносили приговоры сотням людей. Приговоры приводились в исполнение в тот же день.

Региональные тройки, желавшие выслужиться перед партией, расправлялись с установленными лимитами в самые короткие сроки и просили Москву их увеличить. Чтобы выполнять и перевыполнять планы по репрессиям органы НКВД арестовывали всех подряд и фабриковали дела о шпионско-террористических, повстанческих и троцкистских организациях.

По оценкам историков за годы Большого террора (1937-1938) были осуждены около 1,5 миллионов человек, из них расстреляны около 680 тысяч человек. В эти же годы погибли около 150 тысяч заключенных в лагерях и поселениях ГУЛага.

А как в это время жила Москва? Что происходило в городе? Давайте прогуляемся по Москве 1937 года...

Из каждого утюга пропаганда! Москва утопает в транспорантах, на Красной площади постоянные демонстрации

Части 1-ой Московской стрелковой дивизии Красной армии

Парад физкультурников

В начале года в Военной коллегии Верховного суда прошел Второй Московский процесс — очередная серия показательного суда над группой бывших руководителей партии. В деле было 17 обвиняемых. Предполагалось, что все они состояли в подпольной троцкистской организации и вели шпионскую и террористическую деятельность. Суд признал их виновными. Тринадцать из них были расстреляны, четверо — приговорены к тюремному заключению и убиты в тюрьмах несколькими годами позже.

Всего Московских процессов было три, и все они стали мощнейшим инструментом пропаганды. Газеты соревновались между собой в подборе ругательств и оскорблений в адрес осужденных. «Враги народа», «гадины», «отребье человечества», «трижды презренные убийцы», «наймиты империалистического капитала», «мастера двурушничества и предательства», «бешеные собаки» — малая часть того, что выливалось на голову бывших партийных деятелей, которые позволили себе не согласиться с политикой Сталина. Коллективные письма против предателей подписывали многие писатели и ученые. Некоторые даже выступали на митингах с речами, в которых проклинали осужденных.

Несколько десятилетий спустя все жертвы Московских процессов будут реабилитированы. Но в 1937 году они были объектом всеобщей ненависти. Транспаранты с лозунгами против врагов народа

В свободное от демонстраций время по Красной площади было автомобильное движение. Вид с Тверской на Красную площадь. Сейчас он выглядит немного иначе, так как нет квартала справа!

В 1937-м квартал перед гостиницей «Москва» еще не снесен! Сейчас здесь Манежная площадь.

Гулянья на Манежной площади. В 1937 году оформлением пролетарских праздников, таких как 1 мая, 7 ноября, всевозможные политические компании, выборы в Верховный Совет СССР и т.д., занимался трест «Мосгороформление». Оформление Манежной площади гербом Союза из газосветных трубок к 1 мая было одной из крупнейших его работ.

1937 год был последним годом Второй пятилетки. Она была направлена на полную коллективизацию, индустриализацию, подъем промышленности и развитие жилищного фонда в стране. В Москве в эти годы продолжали строить метро, возводить жилые дома и культурные объекты.

Станция метро «Киевская»

Строительства станции «Маяковская»

Станция метро «Курская»

Станция метро «Смоленская»

Первые волжские пароходы у стен Кремля. В 1937 году в рамках второй пятилетки прошло открытие нового канала и нового пароходства «Москва—Волга канал».

Паровоз ИС20-16 («Иосиф Сталин») в обтекаемом кожухе у перрона Курского вокзала. Его проектирование закончили в 1936 году, и в 1937 был выпущен опытный образец. Такой паровоз мог разгоняться до скорости 155 км/ч.

Школьная экскурсия в музее изобразительных искусств им. Пушкина

К началу ноября на башни Кремля были установлены новые светящиеся рубиновые звезды. В основании каждой звезды установили специальные подшипники, чтобы они, несмотря на тяжесть, могли вращаться, как флюгер.

В 1937 году в Москве реконструировали мосты и набережные. На Васильевской площади расчищают площадку для строительства Большого Москворецкого моста.

Немецкий писатель Лион Фейхтвангер, который в это время путешествовал по СССР, позже писал про реконструкцию в своей книге «Москва 1937»:

«Пожалуй, нигде так полно и глубоко не раскрывается существо Советского Союза, как на модели будущей Москвы, установленной на строительной выставке. Известно, что город с самого начала революции охвачен перестройкой; повсюду беспрерывно копают, шурфуют, стучат, строят, улицы исчезают и возникают; что сегодня казалось большим, завтра кажется маленьким, потому что внезапно рядом вырастает башня, — все течет, все меняется».

На нем сразу после открытия трамвай пустили!

На улице Серафимовича передвигают дом №5. На его месте была построена эстакада нового Каменного моста. Инженер Эммануил Гендель вспоминал:

«Перед передвижкой дома на ул. Серафимовича жильцам было сообщено накануне вечером, что движение здания начнётся через два дня. Когда наутро жильцы, собиравшиеся на время передвижки переселиться к родным и знакомым, узнали, что дом уже отъехал на 20 м от прежнего места, они забыли свои опасения».

На Садовнической улице передвигают дом №77. Точнее, не целый дом (его длина составляла 44 метра), а только половину. Жильцов на время передвижки не выселяли.

А вот рабочие реконструируют Новоспасский мост.

Крымского моста в 37 еще не было, его строительство закончится только в 38-м.

Сразу после сдачи

Вот заканчивают Большой Устьинский мост.

Садовое кольцо только расширили, машин очень мало и люди свободно переходят его, где вздумается.

Еще интересно, что дорожной разметки тогда часто не делали. А зачем? Машин все равно мало!

Садовое кольцо было настолько широким, что машины иногда просто бросали посередине трассы! Узнали этот вид? Это от памятника Маяковскому. Тогда еще не было тоннеля!

А вот вид в центр по Тверской от Триумфальной площади. На тротуаре места всем не хватало.

А теперь посмотрите на этот снимок. Угадали, где он сделан? Нет! Это не Чистые пруды! Это Новинский бульвар! Справа в кадр не попадает МИД, а смотрим мы в сторону Нового Арбата! После расширения Садового вестибюль снесли, а лестница, ведущая в никуда есть до сих пор! Позже в одном из помещений вестибюля был тир.

А вот уже вид на Старый Арбат.

Он, конечно, не был тогда пешеходным.

На Арбате можно встретить интересный указатель перехода. Пытались пешеходов приучить к правилам )))

Аттракционы в парке Горького ) Этот называется «Маятником». В народе говорили, что это такой тренажер для тренировки будущих летчиков и моряков. Маятник раскачивался за счет деревянного противовеса, который при сильном замахе блокировался ограничителем и не давал людям влететь головой в землю.

А это знаменитый спиральный спуск. Про него писали Ильф и Петров:

«В лучшем и самом большом парке нашей страны, куда приходят сотни тысяч людей, есть два аттракциона: ярмарочное перекидное колесо и сенсация XIX века — спиральный спуск. Впрочем, если хорошо разобраться, то не очень он уж спиральный и вовсе не какой-нибудь особенный спуск. В сооружении его сказалась та робость, которая так свойственна парковым затеям. Спирали спуска сделаны такими отлогими, что вместо милой юношескому сердцу головокружительной поездки на коврике (в XIX веке это называлось сильными ощущениями), веселящаяся единица, кряхтя и отпихиваясь от бортов ногами, ползет вниз и прибывает к старту вся в поту. И только крупный разговор с начальником спуска дает те сильные ощущения, которые должен был принести самый спуск».

Возможно, поэтому 40-метровую конструкцию начали использовать как парашютную вышку. Для страховки парашютистов использовался металлический трос.

Колесо обозрения

Автобус производства московского завода «Аремкуз»

Рабочие укладывают дорожное покрытие на Смоленском бульваре.

Деревья со Смоленского бульвара тогда пересадили в дворы домов.

Военная академия имени Фрунзе. На постаменте стоит макет фантастического танка, а под ним — цитата Сталина: «Ни одной пяди чужой земли не хотим. Но и своей земли ни одного вершка, своей земли не отдадим никому».

Конные соревнования у Хамовнических казарм

В этот год было построено много типовых домов с коммунальными квартирами. Лион Фейхтвангер писал по поводу жилья:

Тяжелее всего ощущается жилищная нужда. Значительная часть населения живет скученно, в крохотных убогих комнатушках, трудно проветриваемых зимой. Приходится становиться в очередь в уборную и к водопроводу. Видные политические деятели, писатели, ученые с высокими окладами живут примитивнее, чем некоторые мелкие буржуа на Западе.

Вид на застроенные бараками Лужники

На месте снесенного Храма Христа Спасителя строят Дворец Советов.

Школа гребли на набережной Тараса Шевченко. На заднем плане — метромост.

Вид на Спасопесковскую площадь из особняка Второва — резиденции посла США.

Перед Спасо-Хаусом еще гужевой транспорт ) Это место сегодня почти не изменилось, только на месте лошадок дорогие иномарки.

У кого-то с крыши видно Кремль )

Охотный ряд

По Охотному ряду ходил трамвай и был нормальный переход. Эх, вернуть бы это сегодня!

Гостиница «Националь»

В Москве за эти годы появилось много культурных заведений: кинотеатров, клубов, театров и библиотек. Фейхтвангер писал об этом в своей книге:

Жизнь москвича проходит в очень значительной части в общественных местах; он любит улицу, охотно проводит время в своих клубах или залах собраний, он страстный спорщик и любит больше дискутировать, чем молча предаваться размышлениям. Уютные помещения клуба помогают ему легче переносить непривлекательную домашнюю обстановку.

Кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади

Большой театр

В 1937 году экипаж Чкалова совершил первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Так народ встречал героев на Тверской улице.

Меньше чем через год Чкалов погибнет во время испытательного полета на новом истребителе.

Бегущая строка на крыше одного из зданий на Советской площади. Таких по Москве было установлено всего несколько штук. Их называли «световыми газетами».

Двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 на Пушкинской площади

В 1937 году было столетие со дня смерти Александра Пушкина. Страстной монастырь еще стоит.

А вскоре уже не стоит. Его снесли во время реконструкции Тверской улицы.

Быстро работали, черти!

На Тверском бульваре

Стоянка такси у Белорусского вокзала

А вот очень интересный кадр, показывающий жизнь около Павелецкого вокзала.

Выходной день в Лианозове

А вот так выглядит въезд в Москву по Ленинградке )

Это сейчас тут десяток полос, а тогда маленький мостик справлялся.

Звено из десяти самолетов УТ-2 в парадном строю над Митиным

Фотографии для поста взяты на Pastvu.com

Прогулки по Москве: 2007 г., 2000 г., 1999 г., 1998 г., 1997 г., 1996 г., 1995 г., 1994 г., 1993 г., 1992 г., 1991 г., 1990 г., 1989 г., 1988 г., 1987 г., 1986 г., 1985 г., 1984 г., 1983 г., 1982 г., 1981 г., 1980 г., 1979 г., 1945 г., 1944 г., 1943 г., 1942 г., 1941 г.

Рождение империи

Развал империи

Прогулка по Москве во время августовского путча