Богота: оранжевая мечта урбаниста

Прилетел в Боготу, столицу Колумбии. Туристы город обычно игнорируют: с точки зрения достопримечательностей тут не очень интересно, а пробки и криминал не всех привлекают. Зато Богота крайне интересна с точки зрения урбанистики и городского устройства.

Новые районы Боготы похожи на наши, только этажность более гуманная. А так – обычные курятники для людей. Одинаковые дома, дворы-парковки, широченные шоссе – всё как мы любим!

Центральная часть Боготы застроена небоскрёбами. Вообще, город поделен на 6 зон. Первая – самая бедная, это трущобы. Шестая – самая богатая. Если вы живёте в первой зоне, вы, скорее всего, не платите коммуналку, а налоги либо отсутствуют, либо минимальны. Чем больше номер зоны, тем дороже там жить, тем выше налоги. Налоги жителей 6-й зоны идут на содержание жителей первой. Такой вот колумбийский социализм. Иногда, кстати, случаются конфликты: жители не всегда рады развитию своего района, ведь за развитием последует рост налогов, цен на продукты и коммуналку.

Местами Богота напоминает провинцию США.

В Боготу приходит урбанина. Здесь делают приподнятые переходы. чтобы машины не разгонялись. Кстати, в России многие автомобилисты ноют, что никак не успокаивают трафик велосипедистов и самокатчиков. В Боготе, как видите, приподнятые переходы в том числе на пересечении с велополосой.

Через весь город тянутся отличные велополосы. Здесь тоже есть средство успокоения трафика – вибрационные участки, которые заставляют снизить скорость и не отвлекаться от дороги. Что не очень хорошо сделано – так это люки прямо на велополосе. Зато физическому отделению от проезжей части позавидуют даже самые богатые и передовые города мира.

Во многих местах дороги и тротуары мостят красным кирпичом, тут это очень популярный материал. Местные называют Боготу Оранжевым городом.

Давно забытое средство передвижение – мопед. В советское время они встречались на улицах, сейчас в них нет смысла: во всём мире их фактически заменили электровелосипеды и электросамокаты. В Колумбии, напротив, мопеды до сих пор в моде. Можно купить набор с маленьким двигателем и установить на обычный велосипед. Выйдет дешевле электровелосипеда, даже китайского.

Провода!

В Колумбии очень любят собак! В каждой семье обязательно есть собака, ну или, на худой конец, кошечка. По утрам специальные выгуливатели собак в богатых районах гуляют с собаками состоятельных колумбийцев.

Вход в богатый жилой комплекс. Улицы в районах 5-й зоны зелёные и безопасные, там вас никто не ограбит. При этом трущобы могут быть буквально через квартал. А 6-я зона – это уже элитное жильё и частные дома. Их в Боготе относительно мало.

Трущобы. Как и бразильские фавелы, трущобы в Боготе в основном росли на склонах холмов, потому что это была малоценная земля, и её можно было занять путём самозахвата. Впоследствии власти легализовали весь этот самострой.

А чтобы предотвратить его дальнейшее распространение, они просто скупили всю свободную землю вокруг города. Кроме того, у государства есть право принудительно изымать земли в свою пользу.

Детская площадка

Бедная семья. Пособие на семью из 4-х человек от государства – 60 долларов. Из них 20 уходит на коммуналку, 20 – на газовые баллоны, и 20 остаётся на еду. Женщина жалуется, что на лекарства не хватает, поэтому лечатся травами и другими народные средствами.

Отец семейства почти ослеп. Он делает двери, но клиентов мало, да и сил всё меньше.

Обычная улица в трущобах

Петух

Застигнут на месте преступления!

Трущобы всё ещё считаются опасными кварталами. Даже местные жители часто проезжают их на машинах, не открывая окон, чтобы никто не напал. А по некоторым улицам и проехать-то сложно.

Самая большая опасность в трущобах – собаки. Тут их очень много, и они не привязаны.

Дома растут вверх. Крыши тут не бывает, так как если семья разрастается, она просто строит новый этаж. Так что каждый дом имеет потенциал к росту. Тут, как видно, собачка охраняет террасу.

Местные торчки и по совместительству барыги. 5 граммов грязного кокаина стоят доллар.

"Негра" – это ласковое обращение к любимой женщине. Не уверен, что в такой кепке безопасно приехать в США.

Власти пытаются облагородить трущобы и строят в самых бедных районах спортивные и детские площадки, библиотеки и компьютерные клубы. Бывший мэр Боготы Энрике Пеньялоса рассказывал, что на школы и библиотеки администрация потратила огромные деньги вместо того, чтобы спустить их все на дороги.

Целые кварталы в трущобах иногда раскрашивают в яркие цвета.

Девушки пониженной социальной ответственности. В Колумбии они не боятся полиции и предлагают свои услуги средь бела дня.

Как и во многих неспокойных районах, магазины за решёткой.

Кварталы по зонам в Боготе распределяет кадастровый комитет в мэрии города. Часто в первую зону записывают дорогие, но старые дома в центре. То есть исторические здания фактически приравнивают к трущобам.

"Метробус" Боготы

Раньше вся огромная Богота (а городе живёт 8 миллионов человек) передвигалась на маленьких автобусах типа наших ПАЗиков. Они так и назывались – "бусетас", то есть "автобусики".

Но в начале нулевых до мэрии дошло, что мегаполису как-то неприлично ездить исключительно на маршрутках. Поэтому на смену "бусетас" пришла система BRT TransMilenio с огромными автобусами-гармошками, которые катаются по выделенкам.

Вместимость одного такого автобуса – до 270 пассажиров, для них построены специальные платформы.

Для города, в котором нет ни метро, ни трамвая, это относительно быстрый и дешёвый способ построить реально работающую систему общественного транспорта. Сегодня в Боготе действует несколько линий BRT, пересадка с них на обычные городские автобусы бесплатна при наличии персонального проездного (типа нашей "Тройки"). Если пересадка в обратную сторону, то есть с городского автобуса на магистральный, надо доплатить 200 песо – это около 4-х рублей.

Кстати, в прошлом году в Боготе начали строить и метро. Запланировали пока одну линию из 16 станций, но откроют её в лучшем случае в 2028 году. Заодно в Боготе при помощи китайцев строят RegioTram – что-то среднее между трамваем и пригородными электричками. Они должны связать столицу с городами агломерации.

А почему в Боготе не нашлось места классическому трамваю? Всё из-за протестов! В 1952 году перед выборами в центре города застрелили одного из кандидатов в президенты, после чего начались студенческие волнения. Студенты сожгли почти все вагоны. С тех пор трамваев в Боготе не было…

Это вид на бывший квартал "Бронкс" (или, на местный манер, "Эль Бронкс"), также известный как "La L". Когда-то он был жилым и торговым, но в 2004 году полиция зачистила от наркодилеров соседние улицы, и все они переместились сюда. С тех пор район приобрёл дурную славу. Преступные группировки постоянно торговали тут наркотой, убивали и похищали людей, девушек принуждали к проституции, а полицейских попросту подкупали.

Но в 2016 году в Бронксе высадился десант из 2500 солдат и полицейских. Квартал был зачищен, и вскоре власти объявили о его реновации. Пока что вся реновация свелась к его сносу. Возможно, скоро тут построят новые дома, и начнётся уже настоящая джентрификация.

Русский и колумбиец – братья навек!

Почему? А мы масочки носим одинаково!