Как в Швеции продают алкоголь #ВШвецииНеПить
В последнее время стало модно называть разные компании "корпорациями зла". Обычно так говорят о каком-нибудь гиганте, монополисте, лидере в своей сфере – "Кока-Кола", "Гугл", Аэрофлот... На самом деле, существует только одна корпорация зла, и базируется она в Швеции. Нет, "Икеа" тут ни при чём. Многие из вас, наверное, слышали про алкотуры в Россию, некогда популярные среди жителей Скандинавии. Так вот: спрос возник не сам по себе.
В России годами может решаться вопрос о повышении цены на сторублёвую водку ещё на 20 рублей. В России ты можешь выскочить на перрон ночного полустанка в любой губернии, добежать до ларька, сунуть томной продавщице две-три мятых бумажки и запрыгнуть назад в вагон, прижимая к тёплому со сна боку заветную чекушку...
В Швеции такого нет. Тоталитарный режим пристально следит за тем, что, сколько и как пьёт простой гражданин. Государство с юных лет опекает каждого шведа, растит из него "трудоспособное население", будто цыплёнка-бройлера в инкубаторе.
Чтобы облегчить себе жизнь, власти Швеции взяли рынок алкоголя в ежовые рукавицы и создали Systembolaget. Это сеть супермаркетов, название которой переводится как "Системная компания". Только Systembolaget имеет право продавать алкоголь в Швеции, и продаёт она его так, что нормальному человеку всё это покажется страшным сном...
В сеть Systembolaget входит 431 магазин по всей Швеции, то есть, один алкогольный магазин в стране обслуживает примерно 22 тысячи жителей. У нас число потребителей алкоголя на магазин намного ниже. Как правило, все магазины работают по будням с 10 до 18. Большинство открыто ещё и в субботу с 10 до 14, воскресенье и праздники – выходной. О том, чтобы купить алкоголь в воскресенье, вечером или ночью, не может быть и речи. Хочешь выпить – иди в бар.
С другой стороны, в Швеции не бывает так, что у лавки, в которую ты привык бегать за пивом, вдруг взяли и отняли лицензию. У Systembolaget лицензию никто не отнимет.
Кроме жёстких временных рамок, есть и более привычные ограничения, например возрастной ценз. Несмотря на то, что в Швеции совершеннолетие наступает в 18 лет, в Systembolaget не продают алкоголь лицам младше 20 лет. Документы спрашивают у всех, кто младше 25 на вид. В супермаркетах регулярно делают покупки ревизоры инкогнито, которые проверяют, насколько ответственно продавцы следят за возрастным цензом – в частности, спрашивают удостоверение личности.
Кстати, если вы пришли в магазин с компанией подростков, чтобы выступить для них в роли Прометея, вам тоже ничего не продадут. Если вы зачастили в магазин, и продавцы вас узнали, они ласково скажут вам, что на сегодня хватит... Обслуживание нетрезвых людей в сети тоже запрещено.
Хотя Systembolaget так заботится о молодом поколении, недавно в магазинах сети начали продавать слабоалкогольную газировку, чтобы избежать обвинений в дискриминации (!). Этим были недовольны шведские родители, но ничего не поделаешь: это прямая рекомендация Совета по ассортименту алкоголя при правительстве Швеции.
В общей сложности швед может выбирать из 17 000 алкогольных напитков. Если чего-то нет в твоём районном магазине, можно заказать почти что угодно на свой вкус в специальном каталоге.
Почти каждый месяц в Systembolaget поступают в продажу ограниченные партии напитков (например, вина из маленьких частных виноделен или пиво из крафтовых пивоварен). Ещё сеть активно поддерживает местного производителя. Если ты живёшь, например, в лене Уппсала, значит, в ближайших к тебе магазинах Systembolaget будет в наличии пиво из уппсальских пивоварен.
Шведы привыкли жаловаться на жуткие цены в Systembolaget, хотя вино и пиво тут довольно дешёвое. Да, не 3-5 евро за бутылку, как в Италии и Франции. Но ничего принципиально грабительского для такой дорогой страны тут нет.
Цены. 99 шведских крон сейчас – это 800 рублей. Это дешевле, чем в России, раза в два.
В ответ на крики "Грабёж!" Systembolaget объясняет, что гигантские акцизы и НДС нужны не ради прибыли, а именно для того, чтобы алкоголь меньше покупали. Так решил парламент.
Баночка "Хейнекен" – 105 рублей. Для Швеции не очень дорого. У нас за 79 рублей можно купить не 0,33, а 0,5.
"Вдова Клико" и "Дом Периньон" чуть дороже ) 3300 и 11 200 рублей соответственно. В России такой "Дом Периньон" обойдётся в 15–17 тысяч, брют "Вдова Клико" – в 4,5–5 тысяч.
Американская самогонка от 2200 рублей
Шотландский виски – в том же ценовом сегменте. Хотя это только пара примеров, диапазон цен тут огромный.
Вообще, сеть придерживается идеологии "ответственных продаж". То есть, клиента не стимулируют покупать больше алкоголя, чем он собирался купить, направляясь в Systembolaget. Тут не бывает акций типа "Три бутылки по цене двух", отсутствует система бонусов или клубных карт. Единственный способ немного сэкономить – купить алкоголь оптом. Например, коробку с четырьмя бутылками вина вместо четырёх бутылок по отдельности.
Кстати, белое Masi Masianco в Швеции сейчас тоже в два раза дешевле, чем у нас.
Если ты ищешь красное вино к мясу и просишь продавца порекомендовать тебе какое-нибудь, он обязан помочь. Но при этом он не станет советовать тебе взять ещё и десертное вино, а заодно аперитивчик. Опять же, если спросишь сам, тогда он что-нибудь расскажет. Единственное, что сотрудники сети активно предлагают – заменить выбранный тобой алкоголь на безалкогольное пиво или вино.
Красные вина
В магазинах, кстати, принципиально не продают холодное пиво. Представители сети объясняют, что это "привело бы к увеличению спонтанных покупок", а это противоречит интересам общества. Поэтому холодильников в Systembolaget просто нет. Тем более что закона, который заставлял бы супермаркеты устанавливать холодильники, в Швеции тоже нет.
Staropramen за 137 рублей и Stella Artois за 129. У нас Staropramen российского производства дешевле (80–90 рублей), а чешского – дороже (от 160).
Systembolaget никогда не рекламирует напитки, которые продаёт, хотя реклама алкоголя на телевидении, в газетах и в интернете в Швеции не запрещена. Рекламу самой сети встретить можно, её довольно много, но зачастую она сопровождается рассказом о вреде алкоголя.
Ещё в магазинах не бывает "именных" стендов, все прилавки оформлены одинаково, чтобы ни один бренд не получил преимущества перед другим. Но для пива есть вот такие фирменные ящики.
В ответ на призывы "Раз вы так пытаетесь ограничить потребление алкоголя, почему бы вам вообще не закрыться?!" Systembolaget говорит, что законодательно алкоголь в стране никто не запрещал, и если сеть перестанет работать, бедные шведы вообще сопьются.
Зато мы, мол, приносим государству огромную пользу тем, что сокращаем количество заболеваний, смертей, насильственных преступлений, несчастных случаев и больничных дней, связанных с употреблением алкоголя. Исследования показывают, что если бы алкоголь в Швеции продавался в обычных продуктовых магазинах, уровень его потребления увеличился бы на 37%.
Эксперты подсчитали, что если бы Systembolaget не работала, то Швеция получила бы в нагрузку следующее:
38 смертей в неделю;
126 запоев в неделю;
55 тяжких преступлений в день;
30 000 больных ежедневно.
Это как минимум 2000 дополнительных смертей в год. Чтобы уберечь своих граждан от алкоголизма, а экономику – от связанных с ним убытков, властям Швеции пришлось выстроить жёсткую систему. И она работает.
Забавно, но знаменитая шведская водка Absolut в Швеции стоит дороже, чем в России. Поллитра за 1050 рублей (у нас от 800), литр – вообще почти 2 тысячи. У нас самая ходовая бутылка Absolut – 0,7, стоит она от 1000 рублей.