Прогулка по пешеходной зоне Замоскворечья
.
В августе прошлого года открытие реконструированной Большой Ордынки ознаменовало завершение большой пешеходный зоны, которую создавали последние три года в Замоскворечье. Сегодня мы проведем небольшую прогулку по нескольким реконструированным улицам и переулкам этого района, чтобы посмотреть, как они изменились, и немного вспомнить об истории этих мест.
Наша прогулка начинается с Большого Толмачевского переулка. Когда-то тут жили толмачи, то есть переводчики, которые обслуживали замоскворецких татар-ордынцев XIV-XVI веков, отсюда и название переулка.
Большой Толмачевский переулок был частично благоустроен еще до реконструкции 2013 года. На всем его протяжении были плитка и современное освещение. Сказывалось и окружение: недалеко отсюда расположены сквер Шмелева и Третьяковская галерея.
После создания в 2013 году пешеходной зоны Замоскворечья на Большом Толмачевском сделали общественную зону с лавочками, клумбами и гранитными столбиками, перекрывающими въезд машинам. Тротуары здесь стали шире в два раза, а вот для автомобилистов, наоборот, оставили всего одну полосу движения. По одной стороне улицы сделали велополосу, которая, к сожалению, идет против движения машин и ничем, кроме разметки, от проезжей части не отделена.
После 2013 года Климентовский переулок стал практически полностью пешеходным. Одностороннее автомобильное движение осталось только на небольшом участке от Новокузнецкой до Большой Татарской улицы.
В переулке переложили плитку, установили лавочки, клумбы и фонари. Рекламу полностью убрали, а вывески подвергли переработке по дизайн-коду Москвы.
В сентябре 2014 был отреставрирован храм Священномученика Климента Папы Римского, переживший даже наполеоновский пожар 1812 года.
Масштабная реставрация храма стоила городу два с половиной миллиарда рублей. Ближе к метро «Третьяковская» на пустующей площадке сделали небольшой сквер с деревьями в гранитный кадках. А на торце прилегающего к скверу здания недавно нарисовали довольно странное граффити на тему здорового образа жизни.
Климентовский переулок выводит нас от станции метро «Третьяковская» к Пятницкой улице. Вплоть до 2014 года это была оживленная автомобильная улица. Движение по ней было односторонним, все четыре полосы вели в центр города, а обе стороны дороги были стабильно запаркованы автомобилями.
После реконструкции улицы для проезда оставили только две полосы, все остальное пространство отдали пешеходам.
Вдоль одной стороны улицы оборудовали парковочные карманы, а там, где она сужается, парковку вообще убрали.
От Климентовского переулка до Садового кольца сделали широкую двухполосную велодорожку, которая проходит по середине тротуара, из-за чего пешеходам зачастую приходится идти прямо по ней.
Следующая станция метро на нашем пути — «Новокузнецкая». Площадь рядом с ней недавно полностью переделали. Вместо ларьков и асфальта тут теперь скамейки вокруг гранитных клумб и плитка. Деревья есть почему-то только всего в нескольких клумбах, остальные пустуют.
Слегка привели в порядок и вестибюль «Новокузнецкой». Его перекрасили, но не полностью, поменяли водосточные трубы и повесили новые фонари.
С другой стороны Пятницкой улицы также привели в порядок долгое время находившийся в полузаброшенном состоянии бывший дом купцов Варгиных XIX века постройки. Был восстановлен и перекрашен фасад здания, а также заменены все окна и двери.
Если зайти через небольшую арку, расположенную слева от подворотни дома № 16, то можно попасть в целую сеть проходных дворов.
Таких арок и дворов в Москве осталось совсем немного. Здесь находится маленький одноэтажный флигель, в котором с 1857 по 1858 год жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, и здесь же он написал одно из своих знаменитых произведений «Казаки».
За вестибюлем станции метро «Новокузнецкая» расположен Пятницкий переулок. Он и раньше был пешеходным и использовался как дорога от офисов к метро. Однако тут был проезд и для автомобилей, которые часто парковались здесь. В конце 2013 года, когда проводилась реконструкция улиц и переулков Замоскворечья, пешеходную зону Пятницкого переулка довели до ума. Автомобилям закрыли проезд, а для пешеходов замостили плитку, поставили лавочки и клумбы.
К тому же тут не стало того огромного количества вывесок и рекламы, которое было здесь раньше. Облезшие фасады домов в переулке привели в порядок и перекрасили, а над крышами убрали все провода. К сожалению, тут так и не избавились от кондиционеров, портящих облик исторических зданий.
Движемся ближе к набережной и оказываемся в Среднем Овчинниковском переулке. Когда-то он был крупнейшей из ремесленных слобод Москвы. С 1632 по 1658 год в ней располагалось 103 двора, в которых жили овчинники — мастера, поставлявшие шерсть и овчины для царского двора.
В отличие от следующего на нашем пути переулка в Среднем Овчинниковском тактический урбанизм победил. После того, как все пространство здесь стало пешеходным, тут закрасили асфальт яркими красками, установили столы для настольного тенниса и расставили разноцветную уличную мебель: скамейки, клумбы, тенты, столы. Теперь здесь можно спокойно посидеть со спутницей или с друзьями или даже поиграть в настольный теннис.
Вот мы и в Черниговском переулке. В прошлом году здесь перекрыли участок дороги и сделали пешеходную зону по всем принципам тактического урбанизма.
Тут поставили уличную мебель: скамейки, клумбы и стеллажи для книг. Асфальт закрасили белой краской с черными полосами.
Все было прекрасно, пока в дело не вмешались местные жители. Они начали жаловаться на то, что теперь им негде парковаться и неудобно заезжать во дворы.
Сейчас всю уличную мебель из переулка убрали, а по краям дороги уже вновь начали ставить автомобили.
Завершается наша прогулка по пешеходным зонам Замоскворечья на Большой Ордынке.
Во времена доминирования Золотой Орды всю собранную в Москве дань везли по этой улице от Кремля в орду.
Именно Большая Ордынка в августе 2015 стала последней из реконструированных улиц нового пешеходного маршрута Замоскворечья.
Тогда на ней сократили проезжую часть до трех полос, а тротуары расширили и замостили плиткой.
На них установили лавочки, скамейки и новые фонари. Над улицей исчезли провода. Часть из них спрятали под землю, часть убрали совсем.
"Живая Москва" – спецпроект с сетевым изданием m24.ru