Миланский трамвай
Лицо города формируют не только улицы и здания, но и общественный транспорт. Он должен быть, прежде всего, удобным для людей и эффективным. А если удаётся сделать ещё и так, чтобы транспорт ассоциировался с городом, это большой успех. Этому способствует сохранение исторического транспорта, и речь не об экскурсионных трамвайчиках или музейных экспонатах, которые выползают на улицы раз в год, чтобы принять участие в параде, а о полноценных работающих моделях.
Когда наряду с современной техникой по твоему городу ездит десяток стареньких, но красивых и крепких трамваев или троллейбусов, это всегда приятно: это живая история. Ты не только можешь увидеть их на фотографии в альбоме 30-х годов, но и прокатиться в них. Жаль, что не все города могут это себе позволить. По Россию я не говорю, потому что здесь об этом не принято даже задумываться. Нет, конечно, до последнего времени где-то ещё пылили по разбитым дорогам дышащие на ладан ЛиАЗы-677 и их собратья, но вовсе не из-за стремления городских властей сохранить исторический транспорт, а лишь потому, что нечем было их заменить.
Милану в этом плане повезло. В нём трамваи-долгожители не просто сохранились, но сохранились в таком количестве, что по-прежнему занимают важное место в транспортной системе города.
В 20-х годах XX века население Милана продолжало увеличиваться, и старые трамваи конструкции Эдисона (того самого) перестали справляться с нагрузками. Городу понадобились новые вагоны, и в 1927 году были представлены два прототипа на основе конструкции Питера Витта. С 1929 года новые трамваи стали производиться на миланском предприятии Carminati & Toselli и появляться на улицах.
У классического миланского трамвая несколько прозвищ: "класс 1500" (название появилось из-за серийных номеров с 1501 по 2002-й), "тип 1928" (год начала эксплуатации) или просто Ventotto ("двадцать восемь", та же причина). Ещё его называют "vetture a carrelli", что-то типа "машина на тележке". Знатоки итальянского, помогайте )
Из более чем 500 трамваев, построенных в 1928-1932 годах, 150 всё ещё используются на линиях Милана. Из-за бомбардировки Милана в 1943 году авиацией союзников многие вагоны были повреждены, но их корпуса оказались настолько прочными, что после войны большинство из их удалось починить и снова выпустить на линии. Безвозвратно потерян был только один вагон.
К 1978 году штанги, использовавшиеся как основные токоприёмники, были постепенно заменены на пантографы.
До 70-х годов миланские трамваи были зелёными, но потом все ливреи стали оранжевыми, как и у большей части общественного транспорта в Италии. С 2008 года ATM (Транспортная компания Милана) перекрасила часть трамваев в жёлто-кремовые цвета (посчитав именно этот вариант окраски "историческим"), однако это решение оказалось поспешным. Вскоре выяснилось, что такая ливрея была лишь на прототипах, а с 1929 года использовалась монохромная зелёная.
Традиционная зелёная ливрея
Оранжевая ливрея, 1970-й год
Ещё в городе есть один серебристый вагон.
Это не просто трамвай, а "Scuolaintram", школа в трамвае. В нём проводятся уроки для старших классов подготовительной школы, а также первого и второго классов средней школы. Детей учат правилам дорожного движения, показывают Милан с точки зрения туриста и демонстрируют, как можно несколькими способами добраться из одной точки в другую.
В салоне аккуратные стульчики. Целый ряд оставили без пары )
Традиционная компоновка салона совсем другая.
"Мостик" вагоновожатого
Кстати, трамваи миланского производства ходят даже в Сан-Франциско.
Они появились там в 1983 году, когда в городе прошёл фестиваль исторических трамваев. Милан тогда подарил Сан-Франциско один вагон, а впоследствии продал ещё несколько.
"Родственником" миланского трамвая (по конструкции Витта) является ЛМ-33, известный как "американка" – он выпускался в 30-е годы Ленинградским вагоноремонтным заводом. В Ленинграде эти трамваи работали до 1979 года.
ATM, как и некоторые российские операторы электротранспорта, не смогла удержаться и превратила один из вагонов в ресторанчик. Но он хотя бы курсирует по городу как все прочие трамваи, а не торчит где-то на вечной стоянке.
Ресторан называется ATMosfera, средний счёт в нём – около 50 евро. Я там не был, но по фотографии кажется, что там поприличнее, чем в вагонах-ресторанах российских поездов дальнего следования.
Миланский трамвай знают и любят не только в Италии.
Давайте вернём в Москву исторические трамваи!
Милан – всё как у нас!
Милан – у нас такого нет!
Милан – очень плохой город