Китайцы придут, порядок наведут
Как вы помните, Китай охватила эйфория строительства высокоскоростных железных дорог. На сегодняшний день построено 19 000 километров путей, по которым поезда проносятся со скоростью до 350 км/ч. Только что объявили, что в ближайшие 4 года построят еще 3 ветки за 22 миллиарда долларов. Железные дороги, а вовсе не коммуняки, по-настоящему объединили страну.
Судите сами.
В июле преподаватель Юго-Восточного университета (город Нанкин) Тао Аньцзюнь (1985 г.р.), фанат железных дорог и картографии, нарисовал свою собственную схему скоростных железных дорог Китая.
Смотрите, какая красота.
"Главное в этой карте – ее простота и наглядность, – рассказывает Тао Аньцзюнь. – Вы когда-нибудь пользовались железнодорожной схемой так, будто это метро? Например, чтобы доехать из Чжэнчжоу до Хэфэя, нужно проехать по красной линии с пересадкой в Ухани на синюю ветку! Как метро, только расстояния измеряются сотнями, а то и тысячами километров".
Представитель Китайских железных дорог уже поспешил заявить: "Мы призываем граждан не пользоваться этой самопальной схемой! Лучше используйте официальную, тем более что мы ее заказали в специальном НИИ". К слову, ссылка на схему с официального сайта ведет на поиск картинок в "Байду".
Сейчас высокоскоростные магистрали приходят в 100 городов, но уже можно сказать, что они превратили весь огромный Китай в один большой город. Благодаря высокой скорости движения можно жить, например, в приятном приморском Даляне, а работать в промышленном Шэньяне. Расстояние между ними почти 400 км, а на поезде это 58 минут! Как вам?
Чжу Вэньминь пишет в "Вичате": "Одного взгляда на новую схему достаточно, чтобы появилось желание путешествовать! Я живу в Шицзячжуане, теперь могу сгонять в Пекин, чтобы схомячить утку по-пекински!" (расстояние от Шицзячжуана до Пекина – 350 км, но это всего один час на поезде).
Нельзя сказать, что люди всегда испытывали восхищение от железных дорог. Когда в 2003 году программа строительства железных дорог только начиналась, многие задавались вопросом: а стоит ли тратить по 100 млрд долларов ежегодно на эту роскошь?! "Лучше бы пенсионерам раздали!" – говорили одни. "У нас детские сады платные, а правительство еще эти дороги дурацкие придумало!" – возмущались другие.
Теперь же люди воспринимают строительство железных дорог как очень личный вопрос. Например, 16 мая в городе Линьшуй тысячи людей вышли на улицы. Дороги были перекрыты, витрины разбиты, автомобили подожжены. Китайские космонавты лупили протестующих дубинками и обливали слезоточивым газом. А причина была не в том, что местный чиновник построил себе дом за 7 миллионов долларов, не в том, что очередной завод выбросил в воздух облако параксилена, а в том, что власти решили отказаться от планов по строительству ветки скоростной железной дороги! Так-то.
Когда строительство дорог только начиналось, всякие неудачники из других стран обвиняли Китай в копировании некоторых разработок. Китайцы на это только пожимали плечами и говорили: "Все эти технологии придумали в Китае, наша родная китайская компания "Семенз". Теперь КНР – признанный мировой лидер в сфере строительства скоростных железных дорог. Достаточно сказать, что на днях китайские компании выиграли тендер на строительство скоростной железной дороги из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас.
Конечно, существуют некоторые проблемы с окупаемостью скоростных железных дорог. Это при том, что ежедневно (!) ими пользуются более 20 миллионов человек. Потом, правда, выяснилось, что некоторые поезда ездят почти пустыми, зато у министра 17 любовниц и дома под матрасом 152 млн долларов (он получил "смертную казнь с отсрочкой", то есть пожизненное заключение).
Что касается развития таких сетей в России, то один мой знакомый крупный китайский инвестор как-то за деловым завтраком сказал мне: "Забудьте об этом! В вашей стране слишком низкая плотность населения и слишком большие расстояния. У вас есть только один шанс на строительство дорог!". Сказал – и хитро подмигнул. Как думаете, может, пустим китайцев в Сибирь?