Как правильно делать тротуары


В посте использованы материалы из методического альбома проекта "Делайте ПРАВИЛЬНО!"

На прошлой неделе мы обсудили, как сделать мир вокруг себя лучше, просто соорудив правильные контейнерные площадки для мусора. Сегодня поговорим о том, как нужно проектировать тротуары, чтобы не было луж, грязи и пыли. Это может показаться фантастикой, но можно сделать город без грязи в любом климате! Да, да, вы не ослышались, даже в Уфе можно избавиться от грязи!

Я расскажу вам о нескольких элементарных правилах, которые нужно соблюдать, чтобы тротуары всегда были как с иголочки, а дороги стали значительно чище.

Во-первых, нужно понять, откуда на тротуарах берутся лужи, грязь и пыль. Всё очень просто.


Если уровень газона выше уровня бордюра и тротуара (или дороги), то логично, что вода во время дождя или весной, когда тает снег, будет стекать именно на тротуар. Там обязательно появятся лужи, а когда они высохнут, останется пыль. Смыть её толком нельзя, потому что грязной воде некуда стекать. Остаётся только подметание, чаще всего – вручную.


Когда вода никуда не отводится, её впитывают поры асфальта. Логично, что из-за температурных колебаний верхний слой асфальта разрушается. Так что даже постоянный ремонт дороги не даст никакого эффекта.

Вывод: отсутствие нормального оттока воды приводит к сильному загрязнению дороги и её разрушению. С грунтовыми дорожками в парках примерно то же самое. Из-за луж они быстро разрушаются. Кроме того, люди вытаптывают газоны, когда пытаются обойти эти лужи.

Асфальт во дворе во Владимире постепенно просто исчез. Вода с грязью во время дождя сюда стекает сразу с двух сторон.


Классический пример: Йошкар-Ола. Всё, что земля на клумбе слева не успела впитать, стекает на тротуар вместе с грязью. Образуются огромные лужи.


Если газон ниже уровня бордюра (а ливневой канализации по-прежнему нет), то вода с него на тротуар уже не стекает. Но та, что попадает на тротуар при дожде или снеге, там и остаётся. Летом на таких тротуарах обычно возникают большие непересыхающие лужи. Если они всё же высыхают, то там же появляется пыль и смесь песка и соли, которые зимой рассыпают в качестве средства борьбы с гололедицей.


Та же ситуация с дорогами и магистралями. Как правило, грязная вода стекает на дорогу, а не с неё: обратному процессу мешает либо бордюр, либо грунт, либо снег. Тем более что о нормальной ливневой канализации российским городам остаётся только мечтать.

И снова Владимир. Вот так – неправильно. Видны наносы грунта на бордюре. С первым же дождём это всё окажется на дороге.


Вот что бывает, когда "газон" – или то, что под ним подразумевалось – выше уровня проезжей части. Посмотрите, сколько пыли!


Что же делать?

А очень просто. Правильный вариант – когда бордюр идёт вровень с тротуаром или дорогой, а уровень газона или грунта ниже на несколько сантиметров. Вода будет просто стекать с тротуара на газон вместе с пылью и песком.


Правильные тротуары и зимой, и летом намного легче будет убирать. Зимой на таком тротуаре будет намного меньше льда, а снег, который уже не нужно перебрасывать через бордюр, можно легко сдвинуть на газон мини-трактором или вручную широкой лопатой. Летом же вообще вся пыль с тротуаров исчезает естественным путём во время дождей.

В летние месяцы уборка как таковая вообще перестаёт быть нужной – если жители не мусорят, конечно. Смотрите, вот фотография тротуара в Санкт-Петербурге. Снимок сделан 13 мая 2014 года в 21:00.


Вот этот же тротуар сутки спустя. Пыль и растительный мусор смыты водой на обочины, дворники этим тротуаром даже не занимались.


Это фотография из поста про плохую Уфу, но тротуар сделан почти правильно.


А вот идеальные дорожки в парке Горького в Казани.


Правильная дорожка на бульваре в Ярославле.


А это неправильная дорожка в том же Ярославле. Вода, листья, пыль и всякий мусор обречены задерживаться в этом желобе. А сам асфальт будет разрушаться намного быстрее.


Но как быть с проезжей частью? Вот относительно правильная схема. Вода уходит в ливневый водосток, а газон отделён от дороги высоким бордюром.


Если тротуар и дорога разделены промежуточным газоном, то правила слегка меняются: уровень тротуара по-прежнему выше уровня газона, но от проезжей части газон снова отделяется высоким бордюром, чтобы грязь с него не попадала на дорогу. С дороги вода при такой схеме должна уходить в канализацию.


На многих газонах растут кустарники и деревья. Если понизить уровень газона, их корневая система может оголиться. Чтобы уберечь растения, нужно либо повышать уровень дорожки вместо того, чтобы убирать "лишний" слой грунта, либо оставлять вокруг деревьев "островки безопасности". Если дерево растёт вплотную к тротуару, то лучше сохранить часть выступающего бордюра, который его защищает.


Что делать, если нет денег на масштабную реконструкцию? На первое время можно обойтись канавкой. Вода перестанет стекать на тротуар. Кроме того, такие канавки станут хоть и небольшим, но препятствием для водителей, которые жаждут поставить свою машину на газон. В некоторых московских дворах, кстати, уже взяли на вооружение такую схему.


На загородных дорогах достаточно сделать уровень обочины на несколько сантиметров ниже дорожного полотна, чтобы избежать загрязнения и шлейфа пыли от каждой проезжающей машины.


Никаких нормативов, которые запрещали бы делать нормальные тротуары одного уровня с бордюрами и выше уровня газонов, нет. В одном из СНиП 2001 года существует лишь рекомендация поднимать бордюры над уровнем тротуара на 5 сантиметров, но эту рекомендацию соблюдать необязательно. Вернее, даже не стоит.

На фото чётко видно, что соблюдение этой рекомендации приведёт к скоплению воды на тротуаре, а зимой здесь же будет образовываться наледь. Поэтому бордюры нужно делать вровень с тротуарами, позволяя воде свободно стекать.


Ещё один бич российских тротуаров – это вода, стекающая из неправильных водосточных труб. Во время ливней она обеспечивает пешеходам промокшие ноги, а в период пятимесячной российской зимы из-за неё на тротуарах образуется опасная наледь. Во всём цивилизованном мире нижний конец трубы давно прячут в канализацию. Но пока не в России.


Слева – плохо, справа – хорошо.


Даже в Минске уже умеют прятать трубы в тротуар.


Белград.


...но не Москва.


Отремонтированная пару лет назад Никольская улица, самый центр города. Так делать нельзя.


Нужно сооружать нормальные водостоки. Конечно же, прозвучит аргумент, что это безумно дорого. Но затраты быстро оправдаются. Во-первых, дворников не нужно будет гонять скалывать лёд вручную. Во-вторых, люди перестанут падать на тротуарах, и больницам не нужно будет тратить бюджетные деньги на их лечение. Это ещё у нас судебная система не развита, иначе довод об экономии на судебных исках тоже здесь фигурировал бы. То, что тротуар станет чище и безопаснее, ясно и так.


Германия. Трубы должны быть сделаны из прочного материала, например, стали толщиной 3 мм, чтобы не пришлось каждый год их менять.


Давайте посмотрим, как обстоят дела с формулой "тротуар – бордюр – газон" в разных городах и странах.

Это улица одного голландского городка. Почему здесь нет пыли и грязи? Во-первых, конечно, никто не паркуется где попало и не развозит её потом по городу. Но ещё тут есть ливневый водосток. Вся вода во время дождей уходит туда, смывая заодно и пыль. "Здесь же нет газона!" – воскликнете вы. Но это только первый пример.


Гамбург. Обратите внимание на газон и бордюр слева. С такой клумбы вода просто не будет стекать на дорогу.


Правильная дорожка во дворе. Берлин. Такой тротуар будет жить очень долго, несмотря на частую смену погоды. И его почти не нужно убирать.


Омск. Всё очень хорошо продумано. Смотрите, в бордюре есть даже специальный проём для стока грязи на дорогу. Ладно... С Омском пример не самый удачный...


Лондон. Тротуар выше уровня клумбы и слегка наклонён к дороге, чтобы дождевая вода стекала туда. Он тоже всегда будет оставаться чистым.


Идея для тротуаров из Сингапура. Желобок для воды и выпуклая решётка водостока, которая если и забивается, то значительно медленнее, чем обычная.


Снова Сингапур. Дорожка ниже уровня бордюра и газона, зато в бордюр вмонтирован шикарный водоотвод.


Дренаж из песка для того, чтобы грязь с газона не лилась на тротуар.


Правильный тротуар в Лионе. Уровень газона значительно ниже.


Открытую землю в Лионе засыпают деревянной щепкой, чтобы пыль и грязь не разлетались по городу. Вообще надо избегать открытого грунта в городе.


Большинство проблем решаются очень просто, если правильно проектировать улицы. Хорошие дороги, чистые улицы и удобные тротуары могут быть в любом городе. И нечего на климат пенять, коли проектируешь криво.

Распространите пост, пожалуйста.


Как правильно делать контейнерные площадки для мусора


---------------------------------------------
Советую подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 
343603Одноклассники
___________________________

Блог обновляется очень часто, поэтому пропустить что-нибудь интересное не так уж и сложно. Специально для таких случаев у меня есть email-рассылка. Это красиво оформленная подборка самых важных постов за прошедшую неделю для тех, кто заходит сюда нечасто. Одно письмо каждые семь дней - обещаю, что никакого спама вы от меня не получите. Если надоест, вы от нее легко отпишетесь. А если вдруг закроют ЖЖ и запретят соцсети, у нас с вами будет рассылка, это как тайный клуб:


Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
В Германии все дороги и тротуары положены под углами и ровные поверхности. А теперь представьте себе, что нужно сделать, чтобы в РФ во всей стране переложить все дороги и тротуары с хорошим качеством! Все новые эстакады и плитка кладутся с отвратным качеством, предполагающим дальнейшее загрязнение страны.
Когда газоны ниже поверхности дороги то вся соленная химическая гадость стекает в землю после чего на ней уже ничего не растет, в германии нет этой гадости, неужели сам Бог урбанистики не смог догадаться до такой мелочи???
Ну насчет закрытия открытого грунта в городе собачники будут другого мнения... Точнее те, кто будет за ними убирать. С закрытыми же водостоками во время заморозков-оттепелей в нашем климате будут немалые траблы

Edited at 2015-05-14 09:16 (UTC)
Ничего, вот сковырнем путлера-советского скобаря и упрощенца, тогда- будет больше внимания к мелочам и деталям ( в которых, как известно -бог )

Edited at 2015-05-14 09:21 (UTC)
К этому замечательному посту остаётся добавить, что идеи, принципы и значительная часть материалов, которые использованы в данном посте были получены господином Варламовым, от общественного проекта Делайте ПРАВИЛЬНО! http://vk.com/delaitepravilno

С одной стороны проект предназначен для свободного распространения, но с другой, ссылаться на источники это вопрос элементарной человеческой этики.

Очень сильно удивлён. Не ожидал такого паскудства.

ДОПОЛНЕНИЕ!
Ссылка на материалы появилась! Ура справедливости!
и взаимному уважению.
Вместе сделаем мир лучше!

Edited at 2015-05-14 10:03 (UTC)
← назад