Автомобильная Москва убивает людей

Помните все эти бесконечные разговоры про борьбу с пробками в городе? Нет, я сейчас не про организацию удобного общественного транспорта или развитие альтернативных способов передвижения вроде использования велосипеда для каждодневных поездок – речь именно про взгляд автомобилистов на проблему пробок. Мол, если максимально расширить все существующие в городе дороги и убрать пешеходов куда-нибудь глубоко под землю, то мир станет прекрасным, быстрым и безопасным.

Так вот, не станет.

Москва долгое время пыталась построить город-дорогу, вот только ничего толкового из этого не вышло. Отличным примером этого утверждения может послужить недавно проведенное студентами школы дата-журналистики Strelka Mag исследование смертности на дорогах Москвы. Той самой Москвы, которая на протяжении многих десятилетий только и делала, что расширяла дороги и строила вылетные трассы.

Из-за во бесконтрольного расширения дорог город оказался разделён на несвязанные между собой части, на отдельных улицах и проспектах стало невозможно передвигаться пешком, а пробки чудесным образом так никуда не делись. Но что ещё страшнее, на широченных шоссе продолжают массово умирать люди. Несмотря на постепенное снижение количества смертей на дорогах столицы, ситуация по-прежнему похожа на катастрофу, во многом это происходит как раз из-за тех самых вылетных магистралей.

Вдумайтесь, каждый месяц только на вылетных магистралях в пределах МКАД погибает 6 человек, а за последние шесть лет число погибших на таких дорогах достигло 463 человек!

Источник: dtp-stat.ru​ / StrelkaMag

Ещё раз, это только на вылетных магистралях – общее же количество жертв аварий в Москве лишь в прошлом году составило 376 человек. Напомню, что в городах Европы показатель смертности на городских дорогах стремится к нулю.

Если посчитать, на каких именно вылетных магистралях Москвы происходит больше всего смертей в результате ДТП, то в топе окажутся Кутузовский проспект, Варшавское шоссе и Волгоградский проспект. Из года в год лидеры дорог-убийц меняются, но в последние три года первенство уверенно держит Кутузовский проспект. Впрочем, ситуация на других магистралях не особо лучше.

Источник: dtp-stat.ru​ / StrelkaMag

Кроме того, Кутузовский лидирует и по количеству смертельных ДТП в расчете на 1 километр дороги. Много лет всё эти продолжается, но всем как-то похуй.

Источник: dtp-stat.ru​ / StrelkaMag

Причиной почти половины смертей на том же Кутузовском стало столкновение транспортных средств. Каждая третья смерть в ДТП на проспекте происходит в результате перехода в неположенном месте. Может, кто-то и удивится, но да, люди продолжают переходить дорогу, когда им это нужно, даже если полностью убрать все перехода и сделать жизнь пешеходов невыносимой.

Источник: dtp-stat.ru​ / StrelkaMag

Почему такая ужасная статистика? На то есть несколько вполне очевидных причин:

  1. Высокая скорость движения. Вылетные магистрали не предполагают адекватного скоростного режима. Даже если завтра вы поставите на трассах знаки ограничения скорости 30 км/ч или 50 км/ч, на них всё равно будут гонять, потому как конфигурация дороги делать это позволяет, а наши штрафы большинство автомобилистов могут разве что рассмешить.
  2. Недостаточное количество пешеходных переходов. Обратите внимание, что в лидерах по смертности находятся магистрали, на которых в основном есть лишь подземные переходы – нормальных переходов по земле либо очень мало, либо же их нет совсем. Стоит ли при этом удивляться, что люди перебегают дорогу и попадают под машины?
  3. Отсутствие разделительных барьеров. Разделительными полосами городских многополосных шоссе очень любят пользоваться высокие чиновники, чтобы объехать пробки, поэтому физических барьеров там нет. В конце концов зачем думать про жизни плебеев, если нужно свой зад побыстрее доставить до Кремля?

Именно из-за этих факторов на Кутузовском проспекте и на других магистралях случаются страшные аварии, про которые не раз писал.

Фото: Вадим Коровин / twitter

Это большая проблема для Москвы. Все эти дороги-мутанты, которые активно строились в советское время, продолжают уносить жизни москвичей, но почти никто не готов эту проблему решать.

Что делать?

Конкретно сейчас нужно хотя бы определиться, что мы хотим видеть в городе в конечном итоге. Уже писал, что в городе дороги могут быть разные, но в любом случае улицы не должны превращаться во фривеи. Соответственно, варианта два:

  • Либо мы перестаем притворяться, что вылетные магистрали – это городские улицы и делаем из них нормальные шоссе – с разделителями, без светофоров, с нормальными разгонными полосами, без остановок общественного транспорта и тротуаров. Отвратительный путь развития города, в котором потом будет неприятно жить, но он хотя бы отчасти сможет снизить бешенную смертность сейчас.
  • Либо мы прекращаем весь этот цирк с магистралями вдоль домов и делаем нормальные улицы местного значения – с зебрами и светофорами, с выделенными полосами для общественного транспорта, с велодорожками и с мерами по успокоению трафика, благодаря которым будет физически невозможно разогнаться до 100 км в час.

Третьего варианта не существует.

Совместить улицу и междугороднюю магистраль не получится никогда, если человеческая жизнь чего-то ещё стоит. Проблему же пробок лишь расширением дорог не решить.