September 4, 2015

Главный враг велосипедистов

Велодвижение в России только зарождается. Еще 10 лет назад никто и помыслить не мог о том, что велосипед станет достойной альтернативой общественному транспорту и личному автомобилю. Но сегодня велодорожкой никого не удивишь, они появляются во многих городах. В Москве, а вскоре и в Питере, открыли городские системы велопроката, а установка перед входом велопарковки стала хорошим тоном для бизнесменов.

Здесь надо заметить, что на велосипедах у нас люди не катаются не потому, что мы какие-то особенные, а потому, что нет инфраструктуры. И погода тут ни при чем. Те, кто бывал в скандинавских странах или в Канаде, знают, что на велосипеде катаются и зимой, когда на улицах лежит снег. Чтобы люди пересели на велосипеды, нужна хорошая инфраструктура. Безопасные удобные велодорожки, места хранения, особенно около дома, чтобы человек мог безопасно оставлять свой велосипед на ночь. Инфраструктура появляется не за один год. Амстердам на то, чтобы стать одним из самых велосипедных городов Европы, потратил 20 лет. Париж 10 лет доводил до совершенства свою систему велопроката и сеть дорожек. Делалось всё методом проб и ошибок. У нас теперь есть хорошие примеры и возможность не наступать на старые грабли.

Велоинфраструктура в российских городах активно развивается. И Москва, как обычно, задает направление и показывает пример другим городам. Недавно у нас даже сделали специальную велополосу на Бульварном кольце. Не всё гладко, водители и коммунальщики еще не привыкли к ней.

Зато пешеходы стали внимательнее – начали привыкать к тому, что у велосипедистов может быть своя полоса и перестали бросаться под колёса. Даже некоторые автолюбители стали воспринимать велосипедистов как полноценных участников дорожного движения. Кое-кто, глядя на счастливые лица обладателей велосипедов, наверняка сам решил пересесть с повозки на двухколёсного друга...

Но долго ли могла длиться эта идиллия?

Конечно же, нет. В России любое разумное и полезное нововведение мгновенно встречает жесточайшее противодействие.

На днях депутат Госдумы и сопредседатель московского штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) Вячеслав Лысаков заявил, что в Москве нужно закрыть велодорожки, "мешающие движению автомобилей и пешеходов". Устройство велополосы на Бульварном кольце он назвал "безумием".

"Мы проверим, какие маршруты (велосипедов) нужно закрыть. Например, по Бульварному кольцу – это безумие просто, по пешеходной зоне, где съезды и остановки... Мы будем рекомендовать какие-то дорожки к закрытию или переносу, потому что они явно создают проблемы дорожной безопасности", – говорит Лысаков. Кроме того, он очень недоволен расширением зоны платной парковки, но это уже другая тема.

Как вы думаете, почему Лысаков пылает такой ненавистью к велодорожкам? Оказывается, этот депутат – лидер партии "Автомобильная Россия". Не берусь рассуждать о политических задачах и успехах этой партии, но очевидно, что для человека, который лоббирует интересы водителей, велодорожки всегда будут казаться вредными.

Прежде всего, удивительно, что в ОНФ нашлись некие эксперты, способные проверить необходимость существования велодорожек в городе. Очень хотелось бы узнать их имена, а также посмотреть на проведенные ими исследования.

Пока высказывания Лысакова больше похожи на обычный популизм и самопиар. Чтобы убить в зародыше велодвижение, особого ума не надо. Никаких внятных аргументов от Лысакова из ОНФ я не услышал. Возможно, они и были, но в СМИ я их не встречал. Уверен, Лысаков ни разу не садился на велосипед и не ездил по велодорожкам, которые он хочет убрать. Из окна автомобиля, конечно, виднее, что там у велосипедистов.

Риторика водителей примерно одинаковая. Им почему-то кажется, что велополосой на Бульварном кольце никто не пользуется, и вообще велосипедистов в городе так мало, что их интересами резонно пренебречь.

Давайте обратимся к статистике от Департамента транспорта.

С момента открытия велополосы по ней было совершено более 90 тысяч поездок. По оценке Дептранса, количество велосипедистов, которые ей воспользовались (некоторые едут туда и обратно), составляет около 40000 человек. Данные, полученные в ходе мониторинга видеокамер, говорят о том, что по велополосе на Бульварном кольце в среднем проезжает более 1500 велосипедистов в день.

То есть, господин Лысаков, отстаивая интересы автомобилистов, хочет пересадить 40000 человек на машины и пустить их в центр? Хорошая получается забота.

Кроме того, есть ещё статистика городского велопроката "ВелоБайк". Во-первых, поездки по Цветному, Страстному, Тверскому, Никитскому, Чистопрудному Бульварам входят в топ-100 самых популярных маршрутов в Москве. Во-вторых, только за август 2015 года и только пользователями "ВелоБайка" было совершено более 10 тысяч поездок по Бульварному кольцу.

Согласно статистике ГИБДД, количество ДТП с участием велосипедистов в Москве за период с января по июль 2015 года снизилось на 16,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом число ДТП с летальным исходом сократилось на 67%.

Основная проблема, мешающая безопасности – автомобили, припаркованные и движущиеся по велополосе. Всего несколько припаркованных машин на велополосе резко уменьшают количество велосипедистов. То есть, если бы на дорогах было меньше мудаков, игнорирующих ПДД и права велосипедистов, количество ДТП было бы на уровне безопасных европейских городов.

Если бы господин Лысаков действительно заботился об интересах автомобилистов, он бы не закрывал дорожки, а, наоборот, требовал развивать велоинфраструктуру в городе. Тем более, у него как у члена ОНФ есть для этого все возможности. Чем лучше будет велоинфраструктура, тем больше людей пересядет с личного автомобиля на велосипед. А заядлые автомобилисты наконец вздохнут с облегчением – будут ездить без пробок.

Велодвижение в Москве только зарождается. Ждать от него быстрых результатов глупо. Это как посадить апельсиновое дерево и, не обнаружив на следующий год плодов, срубить его, как бесполезный сорняк.

Полоса на Бульварном кольце – лучшая велодорожка в Москве на данный момент. Она очень грамотно сделана и удобна. Я по ней езжу каждый день, и езжу не один.

Готов подарить господину Лысакову хороший велосипед к следующему сезону. Уверен, он изменит свой взгляд на велодвижение.

Распространяйте.