Большая мать
Часто в политической дискуссии можно услышать фразу «Всех не пересажают!». Имеется в виду, что у системы не хватит ресурсов, чтобы закрыть рот каждому несогласному. «На каждый роток не накинешь платок», — говорили раньше. Но это в теории. Суровая российская реальность показывает, что платков и мест в камерах хватит на всех.
В смутные времена громче всего слышен голос палачей. Те, кто ещё вчера был совершенно никчемным и бесполезным существом, сегодня вдруг осознали свою значимость. Не на пустом месте: возможно, сейчас это единственный работающий социальный лифт. Доносы, составление списков, навешивание ярлыков, нападения на улице, возбуждение уголовных дел... Работы много! Системе для борьбы с внутренним врагом нужны руки — и, как мы видим, этих рук гораздо больше, чем потенциальных клиентов.
Сегодня я хотел рассказать вам лишь об одном эпизоде.
Пришли за художником и акционистом Олегом Куликом. На выставке в Москве демонстрировалась его работа «Большая мать».
Она была создана ещё в 2018 году. На ней женщина в стиле палеолитических Венер сбрасывает с себя верёвки, у её ног копошатся мужские фигурки.
«Современные женщины не хотят вести традиционный образ жизни и хотят паритета с мужчинами, поэтому между ними такая драматическая борьба», — объяснял значение скульптуры сам автор.
Но палачи разглядели в скульптуре «оправдание нацизма»!
Жалобу в СКР направили глава думского комитета по информации Александр Хинштейн и писатель Захар Прилепин. Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Ямпольская обратилась в Генпрокуратуру, потребовав проверить скульптуру на наличие «оправдания нацистской и экстремистской идеологии».
Почувствовав запах крови, десятки бездельников поменьше уже голосят в своих недозаблокированных соцсетях и в эфирах федеральных ток-шоу, требуя посадить, распять и уничтожить художника, а также организаторов выставки.
Депутаты уже хотят срочно принять очередной репрессивный закончик: «Мы начали разработку нормы о защите от осквернения художественных образов, произведений литературы и искусства, посвященных Великой Отечественной войне».
Здесь можно долго рассуждать об искусстве. О том, что образ скульптуры Кулика имеет мало общего с Родиной-матерью, а скорее отсылает к картине Делакруа «Свобода, ведущая народ».
Что увидеть «реабилитацию нацизма» в этой работе может только нездоровый человек. Но ведь эта история — не про искусство.
Атака на Кулика за его работу 2018 года — это история про сегодняшние социальные лифты. Про палачей, которые абсолютно ничего из себя не представляют, которые могут только уничтожать. Они тянут Россию на дно, как эти мелкие копошащиеся под ногами Большой матери фигурки.
И если ещё пару месяцев назад я бы с уверенностью сказал, что ничего у них не получится, что Россия выстоит — и не такое переживала — то сегодня такой уверенности уже нет. И здесь работа художника обретает новые смыслы.