February 16

Почему трамвай еле ползёт?

У нас народ любит порассуждать на тему трамваев, которые еле ползут, дребезжат, да ещё и ходят раз в час. То ли дело быстрые юркие маршруточки, которые могут и устроить гонку на ПАЗиках с конкурирующим частником, и пробку по двору объехать!

Самое печальное, что многие пассажиры делают неверные выводы и обвиняют в неэффективности сами вагоны, а не людей, которые управляют нашими городами. Попробуйте закинуть в паблик своего города идею возродить или начать развивать трамвай. Половина подписчиков отреагирует адекватно, а другая будет приводить аргументы в духе: "А-ха-ха, он бы ещё извозчиков предложил вернуть!" Хотя извозчики-то с улиц как раз никуда не делись.

Такая постановка вопроса очень выгодна некоторым мэрам и губернаторам. Во-первых, если публично с покерфейсом напирать на то, что "трамваи плохие", избиратели не обвинят их в развале городского электротранспорта. Во-вторых, у них может быть личный интерес в замене муниципальных перевозчиков частниками на маршрутках. Ведь можно продавать самые хлебные маршруты или распределять их среди друзей! А ещё маршрутка – это постоянный поток налички, которую никто и никак не контролирует (вспомните, как бесятся водители маршруток, когда вы пытаетесь оплатить проезд картой или предъявить льготный проездной).

Так что общественное мнение о трамвае как о медленном и устаревшем транспорте весьма удобно для чиновников.

В принципе, можно понять людей, которые в своей жизни не видели ничего, кроме дышащих на ладан усть-катавских вагонов КТМ-5.

Но ведь большинству с россиян с некоторых пор доступен интернет. Из него они могли что-то почерпнуть о возрождении трамвайного движения в мире и о том, что новые вагоны комфортны, вместительны и быстры.

Однако стереотип о переваливающемся по рельсам ведре с гайками давно укоренился в массовом сознании. Особенно на фоне того, что трамвайные сети в России либо обновляются крайне медленно, либо вовсе закрываются.

И тут вам уже хочется воскликнуть: "Но ведь трамвай действительно медленный!"

Да, трамваи по нашим городам в самом деле ездят медленно, и на то есть ряд объективных причин. Например, устаревший подвижной состав и отвратительное качество рельсов и стрелок. Но, пожалуй, самая главная – необособленные пути. Отсутствие обособления заставляет трамваи (а значит, и пассажиров) стоять в пробках вместе с машинами, водители которых с удовольствием залезают на пути. А некоторые города это ещё и поощряют.

Кое-где, как в Калининграде, разметка нанесена прямо на пути, то есть мэрия открыто говорит автомобилистам: "Это не нарушение, добро пожаловать на рельсы!"

Чиновники сначала такие: "Ой, шести полос на этом проспекте для водителей слишком мало! Давайте, пока мы ещё восемь не построили, разрешим машинкам гонять по рельсам, а чё такого!"

А потом они же слагают басни про то, что трамвай – "медленный и устаревший транспорт". Естественно, блядь, он будет медленным, если перед ним на путях вечно пробка, а раз в два дня кто-нибудь ещё и ДТП устраивает.

По данным сервиса Tramlanes.ru, в Калининграде обособлено всего 59,6% путей при том, что в городе остался единственный маршрут.

В Самаре – 54,8%.

В Туле – 51%.

В Иркутске – 37,5%.

В Ростове-на-Дону – и вовсе 27,2%, это худший результат в России.

В Петербурге, где трамвайная сеть самая большая в стране, обособлено только 64% путей.

Почему этого мало?

Вот, взгляните, с какой скоростью трамваи движутся в вечерний час пик, с 18:00 до 19:00:

"Вот некоторые примеры средней скорости трамваев в вечерний час пик, с 18:00 до 19:00, на ряде участков (под средней скоростью понимается не максимальная развиваемая, а скорость с учётом остановок):
  • трамвай № 40, Песочная наб. — Черная речка — 5,6 км/ч;
  • трамвай № 20, пл. Ленина — «Выборгская» — 5,9 км/ч;
  • трамваи № 3, 6, Финляндский вокзал — Троицкая пл. — 6,3 км/ч;
  • трамваи № 6, 40, ст. м. «Спортивная» — Средний пр. В.О. — 6,2 км/ч (при этом на Тучковом мосту рельсы отделены сплошной линией);
  • трамваи № 7, 65, ст. м. «Пл. Александра Невского» — ст. м. «Новочеркасская» — 8,7 км/ч (пути также отделены сплошной линией от проезжей части);
  • трамваи № 25, 49, Кузнечный пер. — ст. м. «Лиговский пр.» — 5,23 км/ч.
Список можно продолжать. Но абсолютный рекордсмен — это участок вокруг площади Ленина. Трамваи № 3, 6 преодолевают небольшой участок от Боткинской ул. по ул. Академика Лебедева, ул. Комсомола, пл. Ленина до конечной остановки «Финляндский вокзал» со скоростью 3 км/ч.
Если посмотреть на немногочисленные участки трамвайной сети в центре, которые расположены на обособленном полотне, мы видим совершенно иную картину:
  • трамваи № 16, 25, 49, ст. м. «Лиговский пр.» — Расстанная ул. — 15,3 км/ч;
  • трамваи № 6, 40, ст. м. «Горьковская» — пр. Добролюбова — 16,1 км/ч.
На этом, кстати, по-настоящему обособленные участки трамваев в центре заканчиваются, за исключением нескольких островков, имеющих крайне малую протяжённость.
А на вылетной линии по Камчатской — Касимовской — Бухарестской ул. от Расстанной ул. до ул. Салова средняя скорость достигает 19 км/ч.
То есть при предоставлении нормального приоритета трамваи умеют ездить с хорошей скоростью даже в часы пик. Поэтому трамваи № 25, 49, идущие от Лиговского проспекта в Купчино, пользуются популярностью, несмотря на дублирование недавно открытой линией метро".

Видно, что на обособленных участках средняя скорость движения трамваев возрастает почти в три раза.

Эту информацию со ссылкой на питерский комитет по транспорту приводит в статье для "Фонтанки" аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Арсений Афиногенов. Как он справедливо отметил, сейчас питерский трамвай ходит "по порочному кругу": трамваи застревают в пробках – из-за этого теряют пассажиров – увеличиваются интервалы движения – это ещё больше отталкивает пассажиров. Если не предоставить трамваям приоритет, они так и будут еле ползать.

"На этом фоне удивительны заявления Комитета по транспорту, что потери трамвая №3 за месяц составляют всего 35 часов, а в денежном выражении это составляет менее 2000 рублей. Маршрут в часы пик почти на всём своём протяжении плетётся из-за пробок со скоростью 5–10 км/ч, а потери оказываются «незначительными». Я не настаиваю на своей методике, по которой трамвай за октябрь 2021 года потерял в пробках не 35, а 1200 часов (или почти треть от совокупного времени движения), можем обсуждать какую-то иную, но я категорически не согласен с «нормализацией» заведомо крайне низких скоростей.
В этом, возможно, и заключается главная проблема — что в нынешнем положении дел Комитет по транспорту проблемы не видит. И именно это надо поменять".
Арсений Афиногенов / "Фонтанка.Ру"

Что делать, чтобы трамвай ездил? Элементарно: обособлять пути! Как например, в Мельбурне, у которого самая большая в мире трамвайная сеть. А ещё недавно, кстати, была в Петербурге...

Обособлять трамвайные пути можно с помощью разметки и контроля камерами либо физических барьеров. Думаю, можно использовать комбинированный вариант. В России без физического обособления не обойтись, но камеры тоже надо ставить, чтобы штрафовать особо одарённых.

Удивительно, но даже в СССР, несмотря на присущие эпохе градостроительные ошибки, понимали необходимость обособления путей. Поэтому и в Питере, и в других наших городах есть примеры улиц, где трамваю никто не мешает спокойно ехать и более-менее следовать графику. Пока он не наткнётся на незащищённый участок путей, куда уже втиснулась вереница машин.

Кстати, большую и полезную работу по обособлению трамвайных путей (с помощью столбиков) начали в Челябинске.

Фото: Леонид Меньшенин / 74.ru

Но, как это у нас всегда бывает, палки в колёса реформы там вставляют бесполезные и некомпетентные гаишники, которые опять лезут не в своё дело. Дело в том, что охуевшие водители начали ныть, что теперь не могут гонять по трамвайным путям, и глава управления МВД по Челябинской области Михаил Скоков тут же встал на их сторону:

"Когда узнал об этой ситуации, поручил начальнику ГИБДД Челябинска разобраться. Мне доложили, что работы не были согласованы с ГИБДД. В настоящее время они приостановлены. Специалисты считают, что это неэффективное решение, и меня этот ответ устраивает".

Будет очень интересно узнать, что это за "специалисты" такие. Друзья генерала из ГИБДД?

В результате обособление трамвайных путей в Челябинске с конца января приостановлено. Ну молодцы, чё!) Давайте ещё какую-нибудь позитивную реформу похерим.

Звучит очень печально. Ни водители, ни гаишники не в силах осознать, что создание приоритета общественному транспорту сделает его намного более привлекательным для пассажиров. А значит, многие пересядут в него из личных автомобилей, что разгрузит дороги, над которыми они сейчас так трясутся. Фактически выбор будет такой: торчать со всеми машинами в пробке или быстро и по расписанию ехать в трамвае.

Не говоря уже о том, что автомобилям просто нужно запретить выезжать на трамвайные рельсы, чтобы не провоцировать ДТП. Казалось бы, уж на это гаишники обязаны обращать внимание. Но нет, нельзя просто взять и не нагадить.