February 17

Каким мог бы быть Архангельск

Я побывал в Оулу – старейшем городе в северной части Финляндии. Он находится на той же широте, что и наш Архангельск, и очень похож на него по климату: зимой много снега и переходы температуры через 0. По населению Архангельск больше, но и Оулу – не деревня: там живёт 200 000 человек.

Самое удивительное, что люди здесь часто предпочитают машинам и автобусам велосипед. Это один из главных видов транспорта. По данным официального сайта Оулу, на велосипеде совершается более 20% поездок в городе. Велосипед используют для повседневных поездок и дети, и старики. Передвигаться на нём по городу удобнее и быстрее, чем на машине.

Когда в России начинаешь говорить с кем-то о развитии велодвижения, главный аргумент, который слышишь в ответ, – "у нас климат не тот". Ведь у нас в среднем 4-7 месяцев зима и дрист, поэтому на велосипеде будет ездить только идиот. Пример Оулу показывает, что проблема "не того климата" применительно к велосипеду решается очень просто:

  1. Развитие велоинфраструктуры.
  2. Своевременная уборка снега (прежде всего на тротуарах с велодорожками).

В общем-то, всё.

Велоинфраструктуру в Оулу начали развивать ещё в начале 70-х. Тогда был принят новый генплан города, который включал в себя сеть велодорожек на окраинах. Причём поворот в сторону велосипедистов и пешеходов связывают с одним-единственным сотрудником мэрии!

С тех пор в Оулу проложили более 860 километров веломаршрутов и построили 200 велотоннелей и "проколов" под шоссе и железной дорогой.

К чему это привело? Как раз хочу поделиться с вами наблюдениями зимней эксплуатации города. Первое, что поражает в Оулу – чистота. Я перестал переживать, что испорчу обувь или запачкаю одежду. Взял в аренду велик, и после поездки не надо было кидать джинсы в стирку.

Тут настолько чисто, что, придя домой, можно не снимать обувь и ходить по коврам! Итак, немного о том, как финны живут зимой (на примере Оулу, в других городах иначе).


Здесь не используют реагенты! Вообще. Тротуары чистят, но не до конца, оставляют 1 см снежного наката.

В местах, где может быть скользко (пандусы, выходы из зданий), применяют крупную гранитную крошку.

На дорогах с интенсивным движением чистят до асфальта, с менее интенсивным – оставляют накат. В местах, где применяется торможение (перекрёстки, повороты), выборочно используют песок. Так как нет реагентов, не портится обувь, нет мерзкой грязной каши, машины все чистые, самое главное – нет колоссального вреда природе.

Велодорожки – просто снежный накат. Все тротуары и дорожки идеально ровные. Финны даже шутят, что зимой у них дороги лучше, чем летом, так как все неровности сглаживают снегом. За два дня я не нашёл ни одного непроходимого места. В первую очередь после снегопада чистят именно велодорожки!

Из-за популярности велосипедов жители Оулу практически не нуждаются в общественном транспорте или личном автомобиле. Мало кто из местных захочет тратить 4 евро на автобус, если можно бесплатно проехать то же расстояние на велосипеде.

Это Ротуаари, первая пешеходная и велосипедная зона Оулу. Она была создана ещё в 1987 году и с тех пор постепенно расширялась. Почему здесь нет снега?

Просто с 2012 года её подозревают зимой. Для этого используют остаточное тепло из системы центрального отопления. Такие улицы остаются сухими и чистыми в любую погоду.

Когда гуляешь по центру города, то поначалу даже не замечаешь практически полного отсутствия автомобильных парковок. Власти Оулу постепенно снижают количество парковочных мест на улице и переносят их под землю. При въезде на подземную территорию система помогает водителю определить выгодное место для парковки, которое находится максимально близко к нужному зданию. Человек проезжает туда по указателям, паркуется и выходит на поверхность земли через ближайший лифт.

Наземные автомобильные парковки в центре чаще всего ограничены по времени: машина может стоять на них не более двух часов.

Зато велопарковки пользуются большой популярностью. Крытые и открытые помещения для хранения велосипедов есть в офисных зданиях, университетских корпусах и школах. Ну и просто на улицах!

Представьте себе ТЦ в центре города, вдоль фасада которого выстроились велосипеды. И охранник не только не ебёт никому мозг, но и не пытается украсть велосипед и отнести его к себе в подсобку! Я, кстати, не уверен, что в Оулу вообще есть охрана в торговых центрах. В Финляндии правопорядок обеспечивает полиция.

Привычные нам автомобильные парковки есть в спальных районах. Но они тоже часто платные, если территория относится к конкретному дому.

В проездах между дворами снег вовремя убирают, поэтому там тоже чисто.

А это вокзал Оулу, куда можно попасть без досмотра. Кстати, обратите внимание, что историческое деревянное здание станции никто не стал сносить или заковывать в сайдинг!

Старые деревянные здания здесь вообще не сносят и не сжигают, они все в отличном состоянии.

Дворик. Ничего лишнего, только вазон, мусорный бак и место для парковки великов.

Мусорные баки в Финляндии всегда закрытые. На контейнерной площадке идеально чисто и ничем не пахнет.

По городу спокойно передвигаются без посторонней помощи люди на инвалидных колясках и с тележками. Представить у нас инвалидов зимой невозможно (или им самим приходится прокладывать себе путь). А тут это в порядке вещей.

Для очистки улиц используют разную технику. Для тротуаров – одни трактора, для дорог – другие. Одних только снежных отвалов для трактора десяток видов. Даже протектор на покрышках уборочной техники разный. Техника современная, экологичная и очень тихая. И да, трактора тут не гоняют по улицам, впустую сжигая сотни литров солярки.

В общем, в Оулу зимой можно жить, а не выживать.


А ещё я пошёл в финскую школу! Точнее, к школе, чтобы посмотреть, как местные дети до неё добираются. И стал свидетелем удивительной картины – нескончаемого потока велосипедистов!

У нас в Оулу дети самостоятельно едут в школу на велосипеде уже с первого класса!

Да, зимой, без родителей, в любой мороз малыши на велосипедах едут на занятия. А потом сами возвращаются домой.

Напомню, что население Оулу – почти 200 000 человек, а школа, которую я снимал, на 1500 учеников.

Кстати, вокруг школы нет забора, в самой школе нет охраны, а велосипеды, в том числе дорогие, дети просто бросают на снег: никто ничего не украдёт.

Финны считают себя самыми счастливыми людьми в мире. Может, потому что тут зимой ребёнок безопасно может приехать в школу на велосипеде?

Или климат у них другой?