June 28

Россия будет строить сотни самолётов в год! Или нет

Фото: ОАК

Вице-премьер РФ Юрий Борисов заявил, что доля самолётов отечественного производства в парке российских авиакомпаний к 2030 году превысит 80%. Проще говоря, четыре из пяти самолётов будут нашими, родненькими, как при Совке!

Борисов утверждает, что Airbus и Boeing на среднемагистральных маршрутах будут заменены российскими аналогами – МС-21 и Ту-214. Причём с 2029 года планируется производить по 72 лайнера МС-21 в год. И заодно построить 70 самолётов Ту-214 до 2030 года. Также замглавы правительства анонсировал ежегодный выпуск 70 единиц Ил-114-300, 154 "Байкалов" и 140 "Ладог" – к тому же 2030 году.

Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

Всё это, честно говоря, похоже даже не на декларацию о намерениях, а на произведения советских фантастов, которые верили, что к 1980 или 2000 году общество будет жить при коммунизме, и у каждого трудящегося будет летающая тарелка, работающая на газировке с сиропом.

Во-первых, сам же вице-премьер на том же совещании у Мишустина говорит, что самолёты Ту-214 "последний год выпускались малой серией". А первые 6 серийных МС-21 появятся только в 2024 году.

По данным Минтранса, на апрель 2022 года в России был 1101 пассажирский самолёт. Из них 67% – иностранного производства, но на эти две трети приходилось 95% всего пассажирооборота. Это значит, что российских самолётов довольно много, но в основном они задействованы в малой и региональной авиации.

При этом основной парк отечественных перевозчиков – это 714 пассажирских самолётов вместимостью от 50 до 300 кресел. К ним можно добавить более 90 широкофюзеляжных самолётов и вычесть из этого числа 78 лайнеров, взятых российскими авиакомпаниями в лизинг и после начала войны арестованных за рубежом. Как подсчитал "Вестник АТОР", в парке остаётся 723 больших и относительно больших самолёта. Из них российского производства – только 157 штук, или 21,7% от общего числа. То есть сейчас 4/5 основных самолётов – иностранные, а правительство хочет, чтобы к 2030 году расклад изменился в обратную сторону.

Кстати, из этих 157 отечественных лайнеров 136 – это Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100). Который абсолютно зависит от иностранных комплектующих, включая двигатели, авионику и системы управления.

Но даже этих, самых массовых российских самолётов, с 2010 года произвели всего 218 штук (серийных). Больше всего "Суперджетов" удалось построить в 2014 и 2017 годах – 36 и 33 соответственно. И это при свободном доступе к зарубежным технологиям! Хотя поначалу "Сухой" грозился выпускать по 60 самолётов в год, иначе производство будет нерентабельным. Теперь же все иностранные детали SSJ-100 надо менять на российские.

Глава Ростеха Сергей Чемезов обещает, что госкорпорация начнёт выпуск полностью импортозамещённых "Суперджетов" уже в 2024 году. Причём таких самолётов планируется производить по 20 штук в год. Лайнеры будут оснащены российскими двигателями ПД-8. Где Россия возьмёт всё остальное оборудование, Чемезов не уточнил. Я так понимаю, придётся "подсмотреть" у Бразилии и Китая – но это если они не испугаются вторичных санкций.

Сегодня нет ни одного государства в мире, которое было бы способно, нуждалось или по какой-то причине хотело построить самолёт целиком из деталей и комплектующих собственного производства. Это абсолютная глупость и каменный век.

Итак, свой самый популярный самолёт, который производится уже 12 лет, но требует замены зарубежных комплектующих, Россия готова выпускать в количестве не более 20 штук в год. И то лишь через два года. И то если верить Чемезову.

А что там с другими моделями? В апреле глава Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь отчитался о запуске производства сразу 20 самолётов Ту-214. Также ОАК планирует нарастить производство Ил-96. Тут надо понимать, что и тот, и другой самолёт – это ещё советские разработки. Более того, в России нет ни одного пассажирского самолёта Ту-214 или Ил-96, который был бы "на крыле". Все бывшие эксплуатанты Ту-214 – "Трансаэро", "Дальавиа", "Красноярские авиалинии" – давно обанкротились. Серийное производство коммерческой пассажирской версии этой модели прекращено в 2010 году.

Фото: Alex Pereslavtsev / Russian AviaPhoto Team

Свой последний Ил-96 "Аэрофлот" вывел из эксплуатации в 2014 году.

Фото: Alexander Mishin / Russian AviaPhoto Team

Всё это время лучшие российские авиакомпании выбирали зарубежные самолёты, прежде всего Airbus и Boeing. Теперь нам предлагают вернуться к самолётам, сконструированным в конце 80-х годов. Это примерно как пересесть с "Рено" или "Форда" на папину "восьмёрку", которая последние 20 лет пылилась на даче.

Ну а слушать басни про МС-21 вообще уже нет сил. Напомню, что его серийное производство должно было начаться в 2017 году. До сих пор ни одного пассажирского самолёта этой модели в России не летает.

Даже в Советском Союзе в самые тучные годы производилось от 150 до 200 гражданских самолётов. При том, что не менее трети из них строилось в Киеве, Харькове и Ташкенте. А доставшиеся России по наследству авиационные заводы типа Саратовского и Смоленского уже либо не существуют, либо существуют в убогом, неспособном к производству состоянии. Поэтому выйти на показатели СССР совершенно невозможно. Просто хотя бы исходя из тех производственных мощностей, которыми Россия сейчас располагает.

Так что всё это – просто заявления для публики и для начальника. И самое неприятное – что пока они звучат, пока строятся все эти потёмкинские деревни, весь мир пойдёт дальше, а мы пойдём назад.

Но даже если чудесным образом удастся произвести какое-то значимое количество российских самолётов, то для гражданской авиации это будет как раз возвращением в Совок. Потому что никакой конкуренции среди производителей нет, авиакомпании вынуждены покупать, что дают. Экономика этих воздушных судов будет соответствующей. И заплатим за всё это, конечно же, мы с вами.