Российские самолёты стали негодными из-за санкций
Сегодня Управление гражданской авиации Бермудских островов приостановило сертификаты лётной годности (СЛГ) российских самолётов, которые были там зарегистрированы. Ведомство заявило, что санкции против России сказались на способности авиационных властей РФ контролировать безопасность самолётов. Те воздушные суда, которые находились в реестре Бермуд, больше не могут быть признаны пригодными к полётам.
Всего за границей, в том числе на Бермудах и в Ирландии, было зарегистрировано примерно 800 самолётов иностранного производства, которые используются российскими авиакомпаниями. Минтранс предложил автоматически продлить все сертификаты лётной годности до 1 сентября, даже несмотря на решение Бермуд. То есть часть самолётов теперь будет летать без "настоящих" СЛГ. Фактически командиры воздушных судов не имеют права взлетать при их отсутствии. Но на это в России, очевидно, будут закрывать глаза.
СЛГ – один из основных документов, который определяет возможность воздушного судна выполнять полёты. Сертификат выдаётся страной регистрации самолёта, и если это государство является членом ИКАО (ICAO, Международная организация гражданской авиации), то СЛГ признаётся другими странами.
А ИКАО в свою очередь проводит аудиты авиационных властей государств и подтверждает, что выданные ими документы соответствуют международным требованиям, и их можно признавать.
Наши авиакомпании предпочитали ставить взятые в лизинг самолёты не в российский реестр: бортам, которые полетали под российским флагом, меньше доверия при их продаже на вторичном рынке. Это связано с тем, что в мире в принципе мало доверия к российским авиационным властям и тому, как они контролируют соблюдение правил технического обслуживания.
При этом существует соглашение 83 bis ИКАО, по которому страна регистрации воздушного судна может передать стране, где самолёт эксплуатируется, часть полномочий по продлению СЛГ. Как, собственно, и было сделано с бортами "Аэрофлота" и других наших крупных авиакомпаний: Бермуды выдали Росавиации разрешение контролировать лётную годность.
В связи с санкциями страна регистрации (то есть Бермуды) сказала, мол, мы больше не можем отвечать за то, что в России техническое обслуживание самолётов соответствует всем требованиям. Поэтому СЛГ у этих самолётов были отозваны, теперь в мире они недействительны.
Россия со своей стороны приняла постановление правительства, по которому все выданные ранее СЛГ были продлены. И внутри страны они считаются официально действующими.
С точки зрения даже российского законодательства, не говоря уже о международном, это полнейшее нарушение всех правил эксплуатации самолётов. В Воздушном кодексе РФ и в Федеральных авиационных правилах ясно прописано: командир воздушного судна обязан убедиться, что в судовой документации есть действующий СЛГ.
Но сейчас пилоты попали в правовой вакуум. С одной стороны, СЛГ на борту есть, командир не обязан читать новости и может просто не знать, что Бермуды этот сертификат уже отозвали. Он смотрит на условно действующий документ, знает, что есть постановление правительства о продлении СЛГ, и принимает решение о вылете.
С другой стороны, любой суд легко докажет, что командир знал, что Бермуды отозвали СЛГ. Но всё равно решил лететь, руководствуясь не международными документами, а внутрироссийскими, которые им противоречат.
Как себя будут вести пилоты в этой ситуации, совершенно непонятно. Кто-то, наверное, вообще об этом не думает. Кто-то считает, что Россия его всегда защитит, если вдруг что случится. А другие будут просто отказываться от выполнения полётов. Не знаю, в какой пропорции это будет происходить.