Спешу поздравить Москву!
Потрясающая новость! Москва утратила лидерство в рейтинге пробок TomTom за 2021 год! По уровню загруженности дорог столицу России обогнал Стамбул – на целый 1%. Теперь, наверное, можно расслабиться? Увы, с 2020 года пробки только выросли на 7 процентных пунктов, а по сравнению с доковидным 2019-м – на два. В прошлом году степень загруженности московских дорог оценивалась в 61%, то есть среднее время поездки вырастало в 1,6 раза. Грубо говоря, вместо часа (при идеальных условиях) вы могли потратить на дорогу более полутора часов. В среднем москвичи теряли в пробках по 140 часов за год.
Обратите внимание, что в первую десятку самых загруженных городов мира также попали Санкт-Петербург и Новосибирск, а ещё Киев и Одесса.
Во второй десятке из наших городов представлены Самара и Екатеринбург. С ними соседствуют украинский Харьков и польские Лодзь с Краковом.
Пробки растут и в Ростове-на-Дону,
Из наших крупных городов (точнее, агломераций) только Самара и Челябинск не показали роста загруженности с 2019 года. Но и позитивной динамики тоже никакой.
Забавно, что в огромном Лондоне или некогда насквозь автомобильном Лос-Анджелесе пробки примерно такие же, как в Омске и Казани. Так что если кто-то будет вас пугать лондонскими пробками, имейте в виду, что для россиянина это не более чем рутина.
Можно ещё включить фильтр по частям света и убедиться, что в Европе (куда от нас попадают ещё Новосибирск и Екатеринбург), за исключением турков, лидирует бывший Восточный блок. Совпадение?
Да нет, просто если ориентироваться в основном на развитие автомобильной инфраструктуры, то дальше будет только хуже. Можно бесконечно копипастить в городе хорды и развязки, но концепция "сейчас добавим ещё полосу – и всё поедет" никогда не работает. Новые широкие дороги стимулируют всё больше людей садиться за руль личного автомобиля. Следовательно, растут и пробки.
В наших городах нет обособленных велодорожек, а у велосипедистов по сути нет никаких прав. В наших городах почти нет приоритета общественного транспорта. Он ходит редко и вынужден стоять в пробках вместе с машинами. А если где-то появляется выделенка, то водители набрасываются на неё с истерикой, и трусливый мэр быстро её отменяет. Часто водителям даже официально разрешают ездить по трамвайным рельсам. А чё такого?! Соответственно, у людей нет никакого стимула пересаживаться в трамваи, пресловутые электробусы или на велосипеды с самокатами.
Некоторые мэры охотно закупают новый подвижной состав, но этого явно недостаточно для создания привлекательной для пассажиров транспортной системы. А значит, люди будут по-прежнему предпочитать автомобиль и тратить на пробки сотни часов в год вместо того, чтобы провести их с пользой для себя и своей семьи.