September 20, 2021

За что вы так ненавидите русские вокзалы?

Небольшая история из жизни провинциального вокзала. В городе Бор, спутнике Нижнего Новгорода, ещё в 1927 году построили очень милую деревянную станцию:

Фото: Pastvu

Шли годы, десятилетия, вокзалом толком никто не занимался, и он постепенно ветшал.

Фото: Google Карты
Фото: Яндекс.Карты

Несколько лет назад РЖД решили, что для невероятного пассажиропотока в 3000 человек в день нужен новый вокзал. Под транспортные нужды Бора в 2015 году было выстроено вот это чудовище:

Фото: Павел Падалкин / "Википедия"

Я даже не знаю, с чем это сравнить... Больше всего похоже на какой-нибудь склад в промзоне. Как будто РЖД решили бросить вызов красоте, взяли всё самое худшее в современной российской архитектуре и запихнули в одно здание.

Фото: Prigorod.info

Напомню, что вокзал – это парадные ворота города, именно он создаёт первое впечатление. Какое впечатление может возникнуть у незадачливого туриста, который случайно заехал в Бор и увидел ВОТ ЭТО?

Фото: train-photo.ru

Да он сразу сбежит оттуда в панике! Вот, кстати, старое и новое здания рядом. Отличный пример деградации архитектуры.

Фото: Яндекс.Карты

Тем временем старое здание вокзала продолжало медленно разрушаться. Как я понял, РЖД передали его то ли на баланс города/области, то ли сразу в частные руки.

Фото: Яндекс.Карты

Каким-то чудом в 2019 году бывшее здание станции "Моховые Горы" признали объектом культурного наследия. Что, вероятно, уберегло его от сноса, потому что к нему уже подбирались скользкие лапки застройщиков.

В марте этого года историческое здание вокзала всплыло на "Авито", где его продавали за 31 миллион рублей либо сдавали в аренду за 260 тысяч рублей в месяц.

При этом покупатель обязывался до 1 июля провести ремонт вокзала по уже утверждённому проекту:

Разрешение на ремонт выдало управление госохраны ОКН Нижегородской области, а получил его директор ООО "СК "Основание" И.М. Лосев. Вероятно, он и был продавцом.

Кстати, раньше Лосев Илья Михайлович был ИП, который в основном занимался сносом зданий.

Скриншот: РБК

Похоже, бывший владелец вокзала собирался его снести и построить что-нибудь на его месте, но помешал статус ОКН, и от исторического балласта пришлось избавиться.

В итоге вокзал кто-то то ли купил, то ли взял в аренду, зафигачил в нём евроремонт и открыл пивняк. Сегодня он выглядит так:

Фото: вася медиа | город бор
Фото: вася медиа | город бор

Чудо, конечно, что вокзал не снесли, но грустно видеть в историческом здании глухие пластиковые окна, закрывающий их огромный баннер и кричащую вывеску алкомагазина.

Фото: вася медиа | город бор

РЖД могли бы отреставрировать это здание и сделать там, например, музей Горьковской железной дороги или дополнительный благоустроенный зал ожидания, но в 2015 году компания ещё не интересовалась подобными проектами. Поэтому нового уродца построили, а на историческое здание забили. Повезло, что Нижегородская область признала его ОКН, но на этом всё закончилось.

Никакой нормальной реставрации не было, был срочный ремонт за 3-4 месяца. Арендаторы или новые собственники плевать хотели на архитектуру вокзала и уже изгадили его на свой вкус. Про дизайн-код в городе Бор никто не слышал.

Что касается "содержания", то многие скажут, что пивняк идеально подходит для типичного контингента привокзальной площади. Но, мне кажется, железнодорожная тема вокзалу (пусть и бывшему) подходит ещё больше. Надеюсь, однажды Нижегородская область или РЖД возьмут его на баланс, и мы вместо издевательства над историей увидим былую красоту.